Фигура и фон

Автор Ассаджи, 09:33 06 октября 2003

« назад - далее »

Ассаджи

Недавно ddd затронул тему рассмотрения происходящего на фоне сознания.

То есть, насколько я понял, сознание берется в качестве основного контекста, в котором и по отношению к которому рассматривается всё происходящее.

Что-то аналогичное встречается и в моем опыте. Заметив в своем восприятии холодный цинизм, доходящий до враждебности, я решил что-то с этим сделать.

По-видимому, в привычном восприятии тоже есть фон, по отношению к которому рассматривается всё остальное. В данном случае перцептивным образом было подчеркивание недостатков во всем воспринимаемом. Возможно, такое восприятие бывает полезно для критического анализа, но в данном случае было заметно, что это хронический и малоуправляемый способ восприятия. Удается отследить, как после контакта интеллекта с какой-то идеей возникает сильное чувство. Однако прекратить это чувство через прекращение данного контакта получилось не сразу, и здесь еще нужна тренировка.

Для исследования такого рода причинно-следственных связей, по-видимому, лучше всего подходит контекст безличности, разотождествления, с долей чувства юмора, позволяющего выходить за рамки наблюдаемого.

Кроме того, я решил развить и изучить восприятие, исходящее из дружелюбия. Когда видишь людей в таком контексте. то действительно плюсы и минусы их логических построений отходят на второй план. Важно то, что есть связь от сердца к сердцу, а слова не так уж важны, хотя и воспринимаются очень четко, не заглушаемые внутренней критикой.

Перцептивным образом для дружелюбия я бы назвал подчеркивание лучших душевных качеств в людях. Когда так относишься к себе, то появляется уверенность. На уровне тела видишь что-то светлое в сердце. Судя по буддийским комментаторским источникам, сердце (хадая) служит физической основой (ваттху) для сознания (винняна), так что возможно, удается рассматривать всё из чистого сознания. Это отличается от дружелюбия - "сознание" светлее, "пустее" и "безграничнее". В то же время видение этой основы в людях вызывает дружелюбие.

Стали лучше понятны строфы из Дхаммапады:

3. Akkocchi maṃ avadhi maṃ, ajini maṃ ahāsi me;
"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня".

Ye ca taṃ upanayhanti, veraṃ tesaṃ na sammati.
У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.

4. Akkocchi maṃ avadhi maṃ, ajini maṃ ahāsi me;
"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня".

Ye ca taṃ nupanayhanti, veraṃ tesūpasammati.
У тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть прекращается.

5. Na hi verena verāni, sammantīdha kudācanaṃ;
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,

Averena ca sammanti, esa dhammo sanantano.
Но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.

50. Na paresaṃ vilomāni, na paresaṃ katākataṃ;
Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими,

Attanova avekkheyya, katāni akatāni ca.
Но на сделанное и несделанное им самим.

Когда наблюдаешь людей, обращая меньше внимания на физическое тело, то поражаешься тому, насколько они разные. Становится понятнее то, как разница в мировосприятии приводит к конфликтам, если не обращается внимания на нечто общее в глубине. Особенно выделяются лидеры, например, когда я слушал выступление руководителя украинской организации одной из сект, то обычного внутреннего ядра не обнаружилось -- он как бы был весь где-то вовне, на другом плане, и его самого вообще как бы не было. Впрочем, это соответствовало доктрине, которую он описывал.

Однако с непривычки это сильно утомляет, так как устоявшиеся точки фиксации пронзительно требуют внимания, хотя их голос в таком контексте менее важен.

Вообще оказывается очень продуктивным видение наиболее "умелых" качеств в чем бы то ни было. В ненависти бывает мудрость и настойчивость, в страсти дружелюбие, и т.д. Когда так рассматриваешь явления, то вместо тупика видишь перспективу развития.

Alert

//Когда наблюдаешь людей, обращая меньше внимания на физическое тело, то поражаешься тому, насколько они разные. //

И не просто разые, а уникальные. Меня еще в 16 лет занимал вопрос, каков мир другого человека изнутри. Сейчас я все более понимаю, что внутренний мир каждого человека принципиально отличается от другого. То, что мы находим общим, есть лишь результат внешнего обобщения, результат того, что мы существуем в одном мире. По существу каждый человек - это отдельная вселенные, имеющие общие точки соприкосновения в виде обыденной реальности.

//...например, когда я слушал выступление руководителя...//

Это обычное дело, просто человек себя "прятал", работал на аудиторию. Значит он профессионал. :)

//Заметив в своем восприятии холодный цинизм, доходящий до враждебности...//

Да, это беда. Беда в том, что практически никто не заботится о логике. Логика подменяется чем угодно, отсюда и цинизм в восприятии. Важно не дать ему перерасти во враждебность, тем более, что не владеющий логикой принимает за враждебность любое возражение. Отсюда и опасность другой крайности - проявление дружелюбия может восприниматься как согласие с нелогичностью. Но это еще неинастоящий цинизм. Настоящий цинизм в том, чтобы использовать нелогичность в собственных целях. Часто это происходит на подсознательном уровне, человек даже не осознает, что он делает.
На правах рекламы

Anonymous

ЦитироватьПо-видимому, в привычном восприятии тоже есть фон, по отношению к которому рассматривается всё остальное. В данном случае перцептивным образом было подчеркивание недостатков во всем воспринимаемом.

Кроме того, я решил развить и изучить восприятие, исходящее из дружелюбия.
Перцептивным образом для дружелюбия я бы назвал подчеркивание лучших душевных качеств в людях.
Спросил себя, а что изменилось с тех пор? Ничего особенного, но практика медитации приобрела какое-то решающее значение. В общении с людьми появилась легкость, незатронутость и в тоже время юмор и сострадание. Очевидно, что роль экрана играет более высокий уровень сознания, по отношению к которому остальные явления кажутся игрушечными.
Неожиданно выплыла практика непостоянства и смерти, хочу сказать что этот мотив, дает себя знать при легком вспоминании, но нет никакого пессимизма, скорее наоборот, появилось чувство освобождающей раскованности и понимание того, что необходима трезвость восприятия.
Хочется "прокручивать" все те знания, которые существовали как чисто интеллектуальные.
Вот такой брат, Ассаджи, "экран" получился.

Фентези (Небольшое дополнение ... из области воображения)

То что, вы определили как фигуру, я определил для себя как прообраз (идею) человека. Этот образ является живым порождением матери-земли и постоянно продуцируется ею в определенных местах. Например бассейн Средиземного моря.
Эллины в своих скульптурах (Пракситель) вразили свое совершенное видение этого образа.  :)

Ассаджи

Цитата: dddОчевидно, что роль экрана играет более высокий уровень сознания, по отношению к которому остальные явления кажутся игрушечными.

Больше того, рассмотрение явлений в определенном контексте меняет эти явления в сторону контекста. Например, рассмотрение в контексте абсолютного покоя приводит к успокоению.

ЦитироватьТо что, вы определили как фигуру, я определил для себя как прообраз (идею) человека. Этот образ является живым порождением матери-земли и постоянно продуцируется ею в определенных местах. Например бассейн Средиземного моря.
Эллины в своих скульптурах (Пракситель) вразили свое совершенное видение этого образа.  :)

Недавно я был на выставке археологических находок, и там были как римские скульптуры, так и статуэтки трипольской культуры. По сравнению с римскими эти статуэтки незамысловаты -- такое впечатление, что кто-то взял кусок глины, размял его в руках, и несколькими прикосновениями пальцев обозначил фигуру. Получается, что в этой древней культуре идеальный образ человека жил не столько в материальных изображениях, сколько в непосредственном опыте.

Anonymous

Похоже на то, что человек к определенному возрасту накапливает значительный жизненный опыт, который лежит на его совести невостребованным грузом.
Дальнейшее осознавание требует, чтобы этот груз был разобран и систематизирован. Но чтобы выполнить эту не простую работу, необходимо владеть определенными методами тренировки ума, которые могли бы помочь оценить различные впечатления (как внешние так и внутреннии), а также способствовали тому, чтобы система восприятия была гибкой и живой, как у ребенка, еще только начинающего знакомство с миром человеческих ценностей (культурных соответствий).

ЦитироватьНапример, рассмотрение в контексте абсолютного покоя приводит к успокоению.

Да, это так, но абсолютного покоя нет. Поэтому его роль вполне успешно может выполнять относительный образ, который позволяет легко сочетаться с другими образами. Но образ координирующего относительного покоя сохраняется, и служит праобразом.
Так пресловутая буддийская пустотность или бессамостность, легко может быть представлена как образ урагага, внутри которого, по утверждению некоторых писателей, наблюдается покой.

Этот архиобраз (полой пустоты) может быть применен к приведенному вами примеру

ЦитироватьПолучается, что в этой древней культуре идеальный образ человека жил не столько в материальных изображениях, сколько в непосредственном опыте.

Каждая вещь существует благодаря степени ее осознанности в той или иной культуре. А культовость вещи вытекает из ее пустотной одушевленности, способности претерпевать метаморфозы и трансформироваться.

Ассаджи

Цитата: dddчтобы система восприятия была гибкой и живой, как у ребенка, еще только начинающего знакомство с миром человеческих ценностей (культурных соответствий).

И даже гибче, чем у ребенка. В этом и смысл созерцания непостоянства -- практикующий выходит за рамки фиксированного восприятия и тренируется обращать внимание на изменчивую сторону мира, повышая таким образом терпимость к хаосу и непривязанность к чему-либо фиксированному.

ЦитироватьДа, это так, но абсолютного покоя нет. Поэтому его роль вполне успешно может выполнять относительный образ, который позволяет легко сочетаться с другими образами. Но образ координирующего относительного покоя сохраняется, и служит праобразом.
Цитировать

Перцептивный образ действительно служит лишь ориентиром. Ведь практикующий стремится достичь то, что находится за рамками его прошлого опыта. Исходя из опыта, он строит систему отсчета от "беспокойства" до "покоя", и исследует возможности еще большего покоя. Если он достгает большего покоя, то запоминает его перцептивный образ, и он служит новым ориентиром.

ЦитироватьТак пресловутая буддийская пустотность или бессамостность, легко может быть представлена как образ урагага, внутри которого, по утверждению некоторых писателей, наблюдается покой.

Центр циклона -- насыщенная пустота, как тишина в театре во время паузы.

ЦитироватьКаждая вещь существует благодаря степени ее осознанности в той или иной культуре. А культовость вещи вытекает из ее пустотной одушевленности, способности претерпевать метаморфозы и трансформироваться.

Ребенок способен трансформировать несколько досок в дом, палку в лошадь, и камешки в бриллианты. А современному взрослому нужно уже трехмерное видео изображение.

Ассаджи


Ассаджи

Uplift Pattern Language: обращать внимание на лучшее, на позитивный потенциал

http://www.nooron.org/know/uplift_pattern_language__pattern_language_intents.html

http://appreciativeinquiry.cwru.edu/intro/whatisai.cfm