На БФ завязалось интересное обсуждение:
http://buddhism.org.ru/board/showthread.php?postid=49002#post49002На мой взгляд здесь проявляются типичные заблуждения относительно ниббаны, попытки считать ее неким объектом, применять к ней понятия существования или несуществования, индивидуальности или всеобщности.
Между тем ниббану легко понять, если иметь в виду, что это не более чем прекращение. Прекращение цепи взамозависимого возникновения, прекращение существования, прекращение рождения, прекращение смерти. Прекращение всех страданий...
Особенно характерно непонимание сравнения ниббаны с океаном. Сравнение приводится образно, аллегорически характеризуя свойства ниббаны, и попытки прямолинейного понимания сравнений обречены на неудачу.
Кстати, ответ, что ниббана одна на всех, на мой взгляд, также не корректен. Ниббана - то, что лежит за пределами языка и обыденной реальности, поэтому характеризовать ее средствами языка или пытаться представить ее как обыденную реальность, некорректно. Это все равно, что пытаться описывать квантовую механику как часть обыденной реальности, тогда как для описания здесь возможны лишь абстрактные математические модели.