Роль джханы в практике - стр. 2 - Вопросы практики - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Роль джханы в практике  (Прочитано 16971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alert

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 378
Роль джханы в практике
« Ответ #20 : 28 Апрель 2005 19:19 »

Использование обыденных значений понятий "существование" и "прекращение" в любом случае будет некорректным. Эти понятия имеют особое, специфическое значение, хотя звучат вполне обыденно. Во избежание путанницы нужно просто указывать используемую модель. Кстати аналогичная ситуация происходит и в теме про вибхава-танху. В обсуждениях учения необходима строгость сродни математической. На обыденной интерпретации буддийской терминологии основаны критика и непонимание буддизма нашими христианами.
Записан
На правах рекламы

Айвар

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11
    • http://tattvamasi.narod.ru
Роль джханы в практике
« Ответ #21 : 28 Апрель 2005 20:35 »

Простите что неудачно выразился, когда говорил о тексте посвященном джняне. Это увело нас в сторону.
Просто мне показалась слишком очевидной концепция автора истолковать разные джняны как самадхи, которые отличаются разной продолжительностью и состоянием сознания в них. Но для научной статьи это просто замечательное исследование.
Записан
Надо смотреть на свои мысли

Константин

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 211
Роль джханы в практике
« Ответ #22 : 29 Апрель 2005 14:24 »

Оффтопик

Цитировать
Модель взаимообусловленного возникновения - нечто совершенно другое, сродни квантовой механике...

Да, похоже есть много тонких параллелей:
http://awake.kiev.ua/quanta/index.html

Любопытны такие темы, как отсутствие "скрытых параметров", основополагающая роль самого процесса измерения, "нелокальность" и д.т.
Метафорическое понимание этих вещей помогает оценить глубину буддийских моделей.
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2009 16:59 от Ассаджи »
Записан

Alert

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 378
Роль джханы в практике
« Ответ #23 : 29 Апрель 2005 15:30 »

Кстати, Е. М. Иванов, пожалуй из всех филосфов, наиболее близко подошел к пониманию буддийских моделей сознания, хотя к буддизму он относится довольно скептически (насколько я понимаю, он просто мало знаком с ним). У него весьма точный и строгий стиль мышления, благодаря которому, он подходит к модели сознания как бы с другой стороны, заново открывая то, что давно известно в буддизме. Его работы я изучил несколько лет назад, и благодаря им, сумел понять буддизм намного глубже. Так что могу только посоветовать всем буддистам внимательно изучить его книги и статьи.
Записан
На правах рекламы

Сергей О.

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 431
Роль джханы в практике
« Ответ #24 : 29 Апрель 2005 16:34 »

Alert, а вы могли бы пояснить, какой смысл вы вкладываете в слово "модель" вообще и, в частности,  применительно к Дхарме, учению Будды.
Записан

Айвар

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11
    • http://tattvamasi.narod.ru
Роль джханы в практике
« Ответ #25 : 02 Май 2005 19:21 »

Простите, не хотел Вас обидеть. Вот ссылка с Вашего сайта:
ДХЬЯНА СУТТА
http://dhamma.ru/canon/an9-36.htm
Записан
Надо смотреть на свои мысли

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Роль джханы в практике
« Ответ #26 : 16 Январь 2007 17:59 »

Интересная статья досточтимого Бхиккху Бодхи о том, необходима ли джхана для "вхождения в поток" и последующих ступеней:

http://www.viet.net/~anson/ebud/ebdha267.htm
« Последнее редактирование: 14 Апрель 2010 08:29 от Ассаджи »
Записан

Bahupada

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 527
Re: Роль джханы в практике
« Ответ #27 : 28 Декабрь 2010 10:19 »

http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn036-tb0.html

В ней Будда вспоминает, как однажды, когда его отец занимался своей пахотой, он, сидя в прохладной тени дерева, вошел в первую джхану.

В этой сутте Будда, кроме того, описывает свой путь практики, порой весьма мучительный, которым ему пришлось пройти прежде, чем он постиг то, ради чего оставил дом.
Интересно, что воспоминание Будды о переживании счастье от первой джханы пришли к нему уже ближе к концу его поисков. До этого он уже успел обучиться у современных ему учителей Алары Каламы и Уддаки Рамапутты.
Описывая свое ученичество, Будда указывает по отношению к каждому и этих учителей, что "он провозгласил сферу 'отсутствия чего бы то ни было'" или "он провозгласил сферу ни-распознавания-ни-не-распознавания".

Однако если принять во внимание, что воспоминание о первой джхане пришли к Будде позже, можно предположить, что эти учителя учили достижению сразу соответствующих арупа-джхан какими-то своими методами, не предполагающими постепенного прохождения последовательности с первой по четвертую рупа-джхану или описывали это по-другому. Вспоминая свой вопрос учителям, какую именно Дхамму, постигнув ее прямым видением, они провозглашают, Будда просто кратко говорит "он провозгласил сферу 'отсутствия чего бы то ни было'" или "он провозгласил сферу ни-распознавания-ни-не-распознавания".

Возможно, что Алара Калама и Уддака Рамапутта даже называли эти достижения по-другому и уже Будда, при воспоминании пути описал их в терминах своего учения.

P.S. Дописав сообщение, вспомнил, что на форуме тема ученичества у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты уже обсуждалась, там затрагивался этот момент:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=657.0
Записан

Кусярон

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 357
Re: Роль джханы в практике
« Ответ #28 : 28 Декабрь 2010 13:06 »

Возможно, что Алара Калама и Уддака Рамапутта даже называли эти достижения по-другому и уже Будда, при воспоминании пути описал их в терминах своего учения.

Если верить Александру Винну, то они могли называть эти достижения "Брахманом", Абсолютом.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Роль джханы в практике
« Ответ #29 : 31 Декабрь 2013 09:15 »

Из Махамалункьяпутта сутты (МН 64), в переводе Бхиккху Бодхи:

"There is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, without relying on that path, on that way, shall know or see or abandon the five lower fetters - this is not possible. Just as when there is a great tree standing possessed of heartwood, it is not possible that anyone shall cut out its heartwood without cutting through its bark and sapwood, so too, there is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, without relying on that path, on that way, shall know or see or abandon the five lower fetters - this is not possible.

There is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, by relying on that path, on that way, shall know or see and abandon the five lower fetters - this is possible. Just as, when there is a great tree standing possessed of heartwood, it is possible that someone shall cut out its heartwood by cutting through its bark and sapwood, so too, there is a path, Ānanda, a way to the abandoning of the five lower fetters; that anyone, by relying on that path, on that way, shall know or see and abandon the five lower fetters - this is possible.

...

And what, Ānanda, is the path, the way to the abandoning of the five lower fetters? Here, with seclusion from acquisitions (upadhi-vivekā), with the abandoning of unwholesome states, with the complete tranquillization of bodily inertia, quite secluded from sensual pleasures, secluded from unwholesome states, a bhikkhu enters upon and abides in the first jhāna, which is accompanied by applied and sustained thought, with rapture and pleasure born of seclusion.

Whatever exists therein of material form, feeling, perception, formations, and consciousness, he sees those states as impermanent, as suffering, as a disease, as a tumour, as a barb, as a calamity, as an affliction, as alien, as disintegrating, as void, as not self. He turns his mind away from those states and directs it toward the deathless element thus: "This is the peaceful, this is the sublime, that is, the stilling of all formations, the relinquishing of all attachments, the destruction of craving, dispassion, cessation, Nibbana.' If he is steady in that, he attains the destruction of the taints (āsava). But if he does not attain the destruction of the taints because of that desire for the Dhamma, that delight in Dhamma [samatha and vipassana], then with the destruction of the five lower fetters he becomes one due to reappear spontaneously [in the Pure Abodes] and there attain final Nibbāna without ever returning from that world. This is the path, the way to the abandoning of the five lower fetters."

(аналогично с остальными джханами и бестелесными достижениями)
« Последнее редактирование: 01 Январь 2014 09:37 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Роль джханы в практике
« Ответ #30 : 31 Декабрь 2013 09:26 »

Как объясняется в Дутия-Агарава сутте, для полного развития мудрости необходимо развитие сосредоточения, а для полного развития сосредоточения - развитие нравственности:

22. Irreverent (2)

“(1) Bhikkhus, when a bhikkhu is irreverent and undeferential, and his behavior is uncongenial to his fellow monks, it is impossible for him to fulfill the factor of proper conduct. (2) Without fulfilling the factor of proper conduct, it is impossible for him to fulfill the factor of a trainee. (3) Without fulfilling the factor of a trainee, it is impossible for him to fulfill the aggregate of virtuous behavior. (4) Without fulfilling the aggregate of virtuous behavior, it is impossible for him to fulfill the aggregate of concentration. (5) Without fulfilling the aggregate of concentration, it is impossible for him to fulfill the aggregate of wisdom."

https://suttacentral.net/en/an5.22

Dutiya - agāravasuttaṃ - Second on unruliness

Bhikkhus, that bhikkhu who is unruly, rebellious and not of the sharing nature with co-associates in the holy life should complete the lesser ethics is not a possibility. Without becoming complete in the lesser ethics, that he should complete the training is not a possibility. Without completing the training, that he should complete the mass of virtues is not a possibility. Without completing the mass of virtues, that he should be complete in concentration is not a possibility. Without becoming complete in the mass of concentration, that he should be complete in wisdom is not a possibility.

‘‘So vata, bhikkhave, bhikkhu agāravo appatisso asabhāgavuttiko ‘sabrahmacārīsu ābhisamācārikaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Ābhisamācārikaṃ dhammaṃ aparipūretvā sekhaṃ dhammaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sekhaṃ dhammaṃ aparipūretvā sīlakkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Sīlakkhandhaṃ aparipūretvā samādhikkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati. ‘Samādhikkhandhaṃ aparipūretvā paññākkhandhaṃ paripūressatī’ti netaṃ ṭhānaṃ vijjati.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara3/5-pancakanipata/003-pancangikavaggo-e.html

Подобно тому монахи,
как ость ячменя или риса,
не может, неверно направленная,
пронзить кожу наступившей ноги или руки
и вызвать кровотечение,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ости, -

аналогично монах
с неверно направленным умом
не может пронзить неведение,
вызвать знание,
и своими глазами увидеть Ниббану,
- и в чем тут причина? -
- в неверной направленности ума.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=296.msg2036#msg2036
« Последнее редактирование: 28 Январь 2016 18:59 от Ассаджи »
Записан
Теги: самадхи