Одно самонаблюдение о зависимостях

Автор Ajir, 09:57 08 мая 2022

« назад - далее »

Ajir

Отследил в себе вот что. Если есть вредная привычка и борьба с ней, то кроме понятного вожделения к тому, что вредно.
Можно заметить некое вожделение к самому моменту отказа от борьбы в пользу принятия решения "придаться вредному".

Замечал ли кто-то похожее?
Есть ли описание в буддийской литературе или/и современной скажем психологической?

Ассаджи

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай.

— А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Ajir

Да нет, это другое.
Что запретное влечет понятно.

Поясню на примере. Я долго боролся с курением табака, в итоге больше года не курю (но увы в полной безопасности в этой части - себя не считаю, не то чтобы очень хочу курить, но опасаюсь слегка - сделать глупость и закурить).

Ну и:
Из опыта борьбы бывшей когда бросал.
Ну вот пытаюсь как можно дольше не закурить. В какой-то момент решаю не бороться. Ну и сразу хорошо не в тот момент, когда дым вдохнул, а уже в тот момент, когда решение закурить принял.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 20:16 15 мая 2022
Поясню на примере. Я долго боролся с курением табака, в итоге больше года не курю (но увы в полной безопасности в этой части - себя не считаю, не то чтобы очень хочу курить, но опасаюсь слегка - сделать глупость и закурить).

Ну и:
Из опыта борьбы бывшей когда бросал.
Ну вот пытаюсь как можно дольше не закурить. В какой-то момент решаю не бороться. Ну и сразу хорошо не в тот момент, когда дым вдохнул, а уже в тот момент, когда решение закурить принял.

Вы, наверное, читали Витакка-сантхана сутту:
https://dhamma.ru/canon/mn/mn20.htm

Последовательность усилий в ней соответствует порядку звеньев обусловленного возникновения:
https://dhamma.ru/lib/paticca.htm

Чтобы изменить поведение, элегантнее всего изменить ранее звено, распознавание (сання), переключившись на другое представление (нимитта). На втором месте - смена мыслей (витакка). И на последнем грубое волевое усилие.

Почему элегантнее те подходы, в которых меняются более ранние звенья? Если не менять распознавания (например, как приятного), то оно будет склонять к одному поведению, а волевые усилия к другому. Отсюда и внутренняя борьба, и облегчение при отказе от борьбы. Чем раньше то звено, которое меняется, тем меньше нужно усилий.

Кроме того, играет роль устойчивость изменений. На этапе развития нравственности изменения весьма неустойчивы, и усилия нужно прилагать снова и снова. На этапе развития собранности ума (самадхи) распознавание глубоко меняется - особенно меняется представление о том, что приносит счастье. Но при прекращении собранности ума могут возвращаться некоторые неумелые склонности. А благодаря развитию способности познания (пання) все акты восприятия становятся устойчиво умелыми, предметы чувственных удовольствий распознаются как они есть, малоприятные по сравнению с высшим счастьем.