Творческому человеку не понять 3 характеристики?

Автор Curious, 15:20 14 апреля 2024

« назад - далее »

Curious

Может быть творческим людям невозможно понять характеристику безличности? Слишком они привязаны к "я", они ощущают себя творцами и на самом деле, очевидно, являются творцами. Для них восхищаться и наслаждаться миром и даже страданием, как я сейчас продемонстрирую, вполне естественно.

Пушкин явным образом привязан к идее "я", он чувствует, что не хочет исчезать, и жизнь в стихах считает своим достижением:

"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит."

https://alexanderpushkin.ru/stikhi/82-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj-stikhotvorenie-1836.html

Большинство поэтов, художников, музыкантов, конечно, отлично понимают некоторые грани дуккхи. Понимают они и изменчивость. Но вот что пишет Лермонтов:

"Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет."

https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/ya-zhit-hochu-hochu-pechali


Ассаджи


Curious

#2
Стихотворение большое, вот эти строки привлекли особенное внимание:

"Вдали от этой суеты и маеты стоит то, что есть Я,
Стоит, никогда не скучая, благодушное, участливое, праздное,
целостное.
Стоит и смотрит вниз, стоит прямо или опирается согнутой
в локте рукой на некую незримую опору,
Смотрит, наклонив голову набок, любопытствуя, что будет
дальше.
Оно н участвует в игре, и не участвует, следит за нею и
удивляется ей."

Очень похоже на аджана Сумедхо "это так, как есть", есть что-то общее. Уитмен признает за "Я" осознанность как таковую, "наблюдателя" или что-то очень близкое.

Из Вики его слова: «Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральный образ — всеобщая человеческая личность».

Добавлю:

Более детальное ознакомление с трудом Уитмена заставило задуматься. Этот человек, несомненно, обладал каким-то прямо невероятным жизнелюбием, при этом оно не носило поверхностного характера, его очень трогала трагичность жизни тоже. Метафизические вопросы, вопросы о Боге и душе его мало волновали, как он сам пишет в стихотворении. Хотя слово "душа" встречается в труде очень часто, понимаемая скорее как сознание и переживание, а не как бессмертная (отдельная) сущность.

При этом стихи наполнены с одной стороны восхищением собой как личностью, разумной и способной к переживаниям, а с другой стороны он видит божественное во всей природе и в других людях. Понимая, что он станет когда-то "любимой травой", ему приходится мириться с неизбежным, но он явным образом стремиться к бытию и жизни. Считает ли он что есть личное бессмертие пока сказать не берусь, но что он от него не отказался бы, несомненно.


Ассаджи

Постижение безличности (анатта) всех явлений - это по сути уже прекращение страданий, Ниббана.
Пока это не достигнуто, у всех людей (творческих и не творческих) есть жажда, чтобы что-то было, жажда, чтобы чего-то не было, и жажда чувственных удовольствий.

Curious

#4
Да, конечно. Но есть же еще сотапаны, у них, как считается, нет воззрений о "я".

Даже в наш век, когда всем понятно, что тело состоит из органов и систем, они в свою очередь из клеток, потом молекул, атомов, элементарных частиц - привязанность к нему и отождествление никуда не уходит у большинства людей. Что уж говорить о привязанности психической и о самосознании.

Думаю, большинству творческих людей особенно сложно мыслить в категориях безличности. Если стихотворение написано, то кем оно написано? Не написало же оно себя само. Конечно, бывают люди, которые считают что им озарение "пришло", но это не очень часто бывает.

Чаще написано оно конкретным человеком, к тому же в оригинальном, присущем только ему стиле. Свой собственный стиль есть у Пушкина, Лермонтова, Шекспира, упомянутого Вами Уитмена, стиль, "душа" явно "читаются".

Также обстоит дело и с писателями, музыкантами, художниками, режиссерами. К примеру,"Подсолнухи" Ван Гога просто невозможно не заприметить, как что-то оригинальное. Большинство творческих людей имеют развитое эго. Для них не то, что трудно познать безличность, а даже смотреть под таким углом, может быть, не совсем комфортно.

Дополню:

Что касается самого "духа оригинальности", можно с полной уверенностью также сказать, что Будда, слова которого мы знаем благодаря Палийскому Канону, предстает перед нами совершенно необычной, оригинальной, уникальной и гениальной человеческой личностью. Конечно, он не творческая личность, а религиозный деятель, говоря по-современному, но его фигура нам видна из текста, литературы. Я думаю, именно явное ощущение того, что мы имеем дело с подлинной исторической личностью делает палийские тексты столь авторитетными и вызывающими доверие, когда идет спор о том, насколько они соответствуют первоначальному буддийскому учению.

Ассаджи

Творческие люди самовыражаются, и благодаря этому рефлексируют свои представления о себе и свои желания. Такая рефлексия помогает умерить самолюбие и несколько абстрагироваться от желаний.

Если человек совершенно не творческий, то он скорее всего слабо рефлексирует свой внутренний мир, и в результате намертво и жестко отождествляется с пятью совокупностями. Поэтому развитое эго лучше, чем неразвитое, как у животного.

Умозрительной рефлексии, конечно, недостаточно для прекращения страданий, но она может помочь найти Путь и со временем достичь "бессмертного" (амата).

Curious

#6
Интересную грань Вы показали... Ведь и действительно, творческому человеку легче понимать свой (и других людей) внутренний мир за счет полноты переживаний. В определенной степени это может помочь обретению самоконтроля. Понимание эмоций и желаний это словно освещенная дорога. Правда так бывает не всегда, творческие люди не так и редко из-за чувствительности попадаются на удочку зависимостей и различных омрачений.

Тот же Лермонтов - человек гениальный, а из-за своей язвительности (и надо понимать, что язвительность тоже была гениальная) нажил себе врага, и трагически погиб на дуэли. По крайней мере такова общепринятая версия. Очень важно понимать, что грубая речь это омрачение.


Ассаджи

"Совершенствование человека измеряется степенью его освобождения от личности. Чем больше освобождается человек от своей личности, тем он совершеннее."

Лев Толстой

https://lomonosov.org/article/tolstoj_ob_egoizme_i_zamootverzhennosti.htm

Curious

#8
Толстой, конечно, стоит особняком. Он не только творческая личность, но и мыслитель, серьезный философ.

Из того же материала:

"Многим кажется, что если исключить из жизни личность и любовь к ней, то ничего не останется. Им кажется, что без личности нет жизни. Но это только кажется людям, которые не испытывали радости самоотвержения. Откинь от жизни личность, отрекись от нее, и только тогда ты узнаешь лучшее благо жизни — любовь."

Также Толстой в своем собрании цитат несколько раз упомянул Дхаммападу.

Например, "Кто в своем преходящем, в своем имени и в своей телесности не видит себя, тот знает истину жизни."

Буддийская мудрость [Дхаммапада]

Нельзя ручаться за точность перевода, которым пользовался Толстой, но явно заметно, что высказывание очевидно буддийское.