После смерти остаётся осознанность?

Автор nov, 19:50 04 мая 2022

« назад - далее »

nov

В одном диалоге с христианином буддийский монах сказал, что после смерти остаётся или спокойствие или жажда жизни. Будет ли более правильным утверждение, что после смерти остаётся осознанность?

Сам практикую аскетизм и медитацию больше года и вижу, что именно осознанность растёт при должном исполнении. Также, говорят, что сон - это маленькая смерть, и после засыпания остаётся именно осознанность. Осознанность во сне чувствуется как свет, как энергия, как сила. Может свет осознанности и является тем самым "бессмертным" телом света?

Ассаджи

Что тут сказать? Будда не вдавался в такого рода вопросы. Было бы очень привлекательно найти и обозначить нечто достаточно простое, чем являлся бы всегда "на самом деле", - отсюда исходит и идея "вечной души". Но жизнь устроена гораздо сложнее и динамичнее, а любое отождествление весьма условно.

Будда, прекрасно зная о привлекательности простых объяснений мироустройства, рассказывал вместо этого о пути прекращения страданий, и нам завещал этим заниматься.

Если осознанность и другие способности возрастают - это прекрасно, и это путь к прекращению смертей.

Ajir

Цитата: nov от 19:50 04 мая 2022
В одном диалоге с христианином буддийский монах сказал, что после смерти остаётся или спокойствие или жажда жизни.

Ассаджи:
А не могло иметься ввиду банальное и вполне буддийское? С буддийской точки зрения очевидно, что после смерти остается или полное спокойствие (благодаря которому происходит окончательное освобождение) либо жажда жизни, приводящая к тому или иному новому перерождению.
Может употребил не очень точные термины, но вроде по сути так.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 23:48 04 мая 2022
А не могло иметься ввиду банальное и вполне буддийское? С буддийской точки зрения очевидно, что после смерти остается или полное спокойствие (благодаря которому происходит окончательное освобождение) либо жажда жизни, приводящая к тому или иному новому перерождению.
Может употребил не очень точные термины, но вроде по сути так.

При такой формулировке тут же возникают вопросы, где именно и у кого именно это остаётся после смерти.

Будда формулировал происходящее гораздо элегантнее: если есть жажда, то происходит перерождение, повторное бывание. А с прекращением жажды перерождения прекращаются, а значит, прекращаются и присущие им страдания.

Таким образом Будда отводит нас от умозрительных отождествлений, и ставит перед задачей прекращения хорошо наблюдаемого явления, а именно жажды.

Curious

У дост. Тханиссаро есть такие слова:

"Если вы чувствуете боль, можете попытаться проверить, что исчезнет раньше – боль или ядро вашего сознания. Я вас заверяю, боль пропадет первой, ибо осознающее ядро неподвластно смерти."

https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/pain.htm

Перевод достаточно точный, в оригинале это так:

"If there's pain, you can see which will disappear first: the pain or the core of your awareness. You can rest assured that no matter what, the pain will go first, for that core of awareness cannot die."

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/painhelp.html

Интересно, что он имел в виду? Неуничтожимость "ядра сознания"? Логично предположить, что речь не идет о париниббане араханта совершенно точно, речь идет об обычном человеке.

Есть ощущение, что дост. Тханиссаро все-таки говорит о чем-то вроде "субстанции" или о чем-то по крайней мере похожем.

Добавлю свои пять копеек. Вообще активность, которая отвечает за сознание в мозге, пропадает даже во сне. При помощи приборов можно выявить, когда человек видит сны, а когда нет.

Конечно, все не так просто, но это точно можно проверить.