Особенности подхода дост. Тханиссаро Бхиккху credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Особенности подхода дост. Тханиссаро Бхиккху  (Прочитано 522 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Тханиссаро Бхиккху о значении джан для разных уровней Пробуждения:
из книги "Крылья пробуждения" 
https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/wings/3f.htm

Роль джханы как условия для тpансцендентного (локуттаpа) pаспознавания – один из самых споpных вопpосов в тpадиции Тхеpавада. В совpеменных тpудах отстаиваются тpи основные позиции. В пеpвой, в соответствии с тpадицией комментаpиев, утвеpждается, что джхана не обязательна для любого из четыpех уpовней Пpобуждения, и что есть класс личностей – так называемые медитиpующие "сухого видения-как-есть" – котоpые "освобождены с помощью pаспознавания", на основе меньшего, чем в джхане, уpовня сосpедоточения. Те, кто пpидеpживается втоpой позиции, цитиpуя фpагмент из Канона [A.III.88; MFU, стp. 103] о том, что сосpедоточение pазвивается до совеpшенства только на уpовне невозвpащения, считают, что джхана необходима для достижения не-возвpащения и аpхатства, но не для пpедшествующих уpовней Пpобуждения. Те, кто занимает тpетью позицию, говоpят, что для всех четыpех уpовней Пpобуждения необходимо достижение по кpайней меpе пеpвого уpовня джханы.

 
Тексты Канона подтвеpждают только тpетью позицию, но не две остальных. Как отмечается в N106, достижение вхождения в поток имеет восемь фактоpов, один из котоpых – пpавильное сосpедоточение, опpеделяемое как джхана. Действительно, в соответствии с этой сутpой, джхана игpает ключевую pоль в пути вхождения в поток. Кpоме того, в Каноне нет ни одного фpагмента, котоpый бы описывал pазвитие тpансцендентного pаспознавания без хотя бы небольшого владения джханой. Высказывание о том, что сосpедоточение pазвивается в совеpшенстве только на уpовне не-возвpащения нужно понимать, учитывая pазличие между совеpшенным овладением и достижением. Вошедший в поток может достичь джханы, не овладев ей в совеpшенстве; pаспознавание, pазвиваемое в ходе полного овладения пpактикой джханы, пpиведет его на уpовень не-возвpащения. Что касается теpмина "освобожденный с помощью pаспознавания", то во фpагменте N168 объясняется, что им обозначаются люди, котоpые стали Аpхатами, не испытав четыpех бесфоpменных джхан. Этот теpмин не относится к людям, не испытавшим джхану.


« Последнее редактирование: 19:14 08 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Из книги дост. Тханиисаро Бхиккху " На пути" ( книга- антология  о восьмеричном благородном пути на основе  палийского канона):
https://www.dhammatalks.org/books/OnThePath/Section0005.html
во вступительной  статье  дост. Тханиссаро сравнивает учения Будды с инструкцией по эвакуации  при пожаре, далее он пишет , что старался не затрагивать академические противоречия , но все же есть несколько спорных академических вопросов, которые касаются практики и здесь он стоит на следующих позициях:
а) касательно пути:
-путь это путь  - 1) это не цель 2) и он не для того чтобы вести к любому из своих факторов, а для того чтобы вести за пределы пути. Например, он не для того чтобы вести к правильным взглядам или правильному памятованию, скорее  это все части плота, чтобы добраться до противоположного  берега.
- путь - это восьмеричный  путь, т.е.  все 8 факторов необходимы. Особенно это касается фактора правильной концентрации. Есть интерпретации, которые как бы учат двум разным путям  - шестеричному, где нет правильного усилия и правильного сосредоточения и семеричному  где есть и правильное усилие и правильное сосредоточение ,но нет правильного памятования.
-путь - это благородный путь Он ведет к несоставному, где нет болезни старости и смерти. В то время как сам путь составной, цель несоставная  и они радикально отличаются друг от друга. Настолько разные,что на последних этапах пути, перед самым достижением цели ,путь оставляется. Качества памятования, сосредоточения  пути отличаются от подобных качеств плода.

b) касательно отдельных факторов пути ( правильного взгляда, правильного памятования, правильного сосредоточения)

-правильный взгляд определяется в терминах четырех благородных истин, а не в терминах трех характеристик (распознаваний) нестабильности (непостоянства), стресса, не-я.  Это становится очевидным, если обратиться  к стандартному определению правильного взгляда.
        Очень часто три характеристики интерпретируются как метафизические принципы, лежащие в основе правильного взгляда, где четыре благородные истины сплющены чтобы вписаться в эту структуру. Исходное предположение состоит в том, что все вещи непостоянны и подвержены стрессу, и поэтому не существует постоянного, отдельного «я». Страдание вызывается жаждой и  присвоением (схватыванием),  возникает когда «истина» о несуществовании "я" непознана, поэтому что все страдания возникают из-за присвоения  вещей, которые изменяются. Однако, когда эта «истина» будет познана, ум поймет, что не за что хвататься,  как за что-то длящееся, и затем растущее безразличие ко всем вещам - прекратит страдание.
      Однако, как мы увидим, несмотря на то, что Будда часто обсуждал страдания, возникающие в результате хватания  за непостоянные  вещи (§123), он никогда не говорил, что присвоение влечет за собой страдания только тогда, когда оно сосредоточено на вещах, которые ( нестабильны) непостоянны.  В MN 52 и AN 9:36 (§312), например, он отмечает, что можно хвататься  за несоставное, и что от этого  присвоения  нужно отказаться, чтобы страдания действительно прекратились. Другими словами, страдание заключается в самом действии присвоения, а не в непостоянстве объекта, за который хватаются.  Это может показаться тонким моментом, относящимся только к высшим уровням практики, но на самом деле это относится и к начальным уровням. Начнем с того, что практика в целом опирается на понимание того, что проблема заключается не в объектах ума, а в действиях ума по отношению к его объектам. Внимание к вопросу,  когда   присвоение является ценным, стоящим, чтобы присваивать, а не в метафизической природе того, чем являются объекты,  помогает всегда помнить об этом.
          Кроме того, если вы осведомлены о том факте, что страдание возникает    непосредственно от присвоения, а не только от  изменяющегося объекта за который вы хватаетесь, тогда, если  в практике вы сталкиваетесь  с чем -то, что кажется неизменным, например, с состоянием единства или полностью всепроникающей светимостью - вы предупреждены об опасности хвататься за это. Таким образом, вы с меньшей вероятностью попадете под какие-либо преждевременные предположения о достижении пробуждения, и вы будете готовы освободиться от этих предположений до того, как они нанесут вред.
   Наконец, сосредоточив внимание на страданиях, присущих всякому присвоению, вы можете уберечься в своей практике от   бесполезных метафизических споров. Здесь важно отметить, что Будда никогда не использовал термин «характеристики» для описания нестабильности (непостоянства), стресса и не-я.  Вместо этого он назвал их «восприятиями» (распознаваниями) и учил, что они должны применяться стратегически с целью вызвать бесстрастие, когда и где это необходимо, в соответствии с задачами четырех благородных истин.  Вместо того, чтобы быть  метафизическими взглядами  - например, что  «я» не существует  - эти (распознавания) восприятия являются инструментами для понимания страдания и стресса, отказа от их причины и развития пути, чтобы осуществить  прекращение страдания.  На разных этапах пути они ( три характеристики)  должны применяться избирательно. Только на заключительном этапе они применяются ко всем объектам. Затем, когда цель достигнута,  их - как  распознавания  - тоже следует оставить.     
              Четыре благородные истины являются основой ( контейнером) правильного взгляда,  три распознавания  (содержимое ) стратегически действуют  в этих рамках, и  Будда ясно свидетельствует об этом.  Таким образом, он также смог избежать «зарослей взглядов», которые становятся еще более непролазными , если  вовлекаться в вопрос о том, кто или что скрывается за сенсорным вводом ;) ,  существует или не существует «я» (§229; СН 12:35; СН 44:10). (предыстория из одной аудиолекции: когда-то давно, будучи молодым монахом в Таиланде, дост. Тханиссаро  был свидетелем как один  ученый монах  читал лекцию о правильном взгляде в контексте трех характеристик. На что другой не менее ученый монах  заметил, что правильный взгляд - это вовсе не три характеристики, а четыре благородные истины. Тханиссаро Бхиккху тогда подумал, что это просто академические споры не более, но потом пришел к выводу, что это важно и в практическом смысле.)
-правильное памятование  - это способность активной памяти, а не практика открытого, нереагирующего, радикального принятие переживаемого опыта,   возникающего и исчезающего  по его собственной природе в настоящем моменте.
-правильное сосредоточение состоит из четырех джан, это состояния ментального поглощения, основательные (ровные как плямя свечи без ветра) состояния, с осознаванием всего тела.
   
« Последнее редактирование: 09:13 15 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

из https://www.pdxdhamma.org/ajahn-thanissaro-jhana-practice-part-1-nov-3-2018-pfod-001/
 
о нимитте (в самом конце аудиолекции 1.23.44):
Слово нимитта в каноне и в комментариях означает разное. В каноне - это любой объект. В комментариях это скорее  визуальный образ, звуковой  или обонятельный.  Также с нимиттой связано отличие канонической и комментаторской джан. В комментарской,  вы следуете за нимиттой. Например ,появляется яркий свет, вашим объектом наблюдения становится яркий свет, вы бросаете  дыхание. Поэтому в Виссудхимагге, 16 шагов медитации на дыхании    не рассматриваются  полностью. Ваше дыхание успокаивается, ум успокоился, вы оставляете дыхание и переключаетесь на нимитту. В лесной традиции вы осторожны, бдительны с появившимся образом , вы не играете с ним пока у вас нет полного контроля.  Вы можете поиграть с нимиттой немного для того, чтобы усилить сосредоточение,  а затем вернуться к дыханию с более стабильным сосредоточением. К примеру, когда появлялся свет, Ачаан Фуанг говорил своим ученикам ,можете ли вы сделать так, чтобы нимитта  отлетела, у вас должен быть контроль , можете ли вы ее приблизить отодвинуть и тд? А когда у вас есть контроль вы помещаете нимитту в свое тело ,к примеру. Иногда вы начинаете видеть разные части тела, освещенные этим светом. И когда вы чувствуете, что дыхание стало  еще более спокойным,более комфортным, вы возращаетесь к телу, к дыханию.
« Последнее редактирование: 00:42 10 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

о метте (metta) -(дост. Тханиссаро переводит метту) - как (goodwill)  доброжелательность.

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/metta_means_goodwill.html?fbclid=IwAR1m5JWA8Q_cxxGs_QcCQymNrqpICTlsJ64s-dmz1HVq0v77koDhDUku9XM

https://www.facebook.com/groups/460507020818375/permalink/612990942236648/ ( русский перевод П. Цветкова)

несколько акцентов из статьи:

-метта это не пема

-пожелание  другому существу блага, понимая при этом, что подлинное счастье – это что-то, что каждый из нас должен, в конечном счете, найти самостоятельно «Пусть без труда о себе позаботятся»  и иногда всё это намного легче, когда мы идём своими собственными путями. (пример с ачаном Фуангом и змеей)

-счастье должно зависеть от действия, то есть для того, чтобы люди обрели подлинное счастье им нужно понять причины для счастья и действовать в соответствии с ними.

-подлинное счастье – это не нанесение вреда

-«Как мать готова рисковать жизнью
Защищая своего ребенка, своего единственного ребенка,
Так по отношению ко всем существам
Нужно развивать безграничное сердце».
Некоторые люди неправильно понимают этот отрывок, а многие переводчики фактически неверно его переводят думая, что Будда рекомендовал нам нежно любить всех живых существ так же, как мать заботится о своём единственном ребенке. Но это не то, о чём он говорил в действительности. Для начала Будда вообще не упоминал словосочетание «нежно любить». И вместо того, чтобы проводить параллель между защитой вашего единственного ребенка и защитой других существ, он проводит параллель между защитой ребенка и защитой вашей собственной доброжелательности. Это согласуется и с другим его наставлением в Каноне. ( защита своей доброжелательности и нравственности даже ценой своей жизни)

-доброжелательность – это отношение, которое вы можете выразить всем без страха того, чтобы не показаться лицемерными или нереалистичными

-доброжелательность признаёт, что люди станут по-настоящему счастливыми не в результате вашей заботы о них, а в результате их собственных умелых действий (связь с учением о камме)


-доброжелательность – это более умелое чувство[, которое можно ощущать по отношению к тем, кто отреагировал бы неумело на вашу любящую доброту

-это не означает, что любящая доброта(lovingkindness[/i]) вообще не является подходящим выражением доброжелательности. Вам просто следует знать, когда она уместна, а когда нет.

в цитатах использовался перевод на русский  П.Цветкова ( курсив в круглых скобках а также жирные буквы мои)
« Последнее редактирование: 12:26 15 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Описания, названия, эпитеты и метафоры ниббаны
https://www.dhammatalks.org/books/uncollected/Nibbana.html

-ниббана - (unbinding) - освобожденный(ая) -- Это аналогия, основанная на том, как рассматривался огонь во времена Будды: огонь горит - во всю, захваченный и горячий - потому что элемент огня хватается за свое топливо. Когда он отпускает топливо, он гаснет, остывает и не связывается. Подробнее:
https://www.dhammatalks.org/books/MindLikeFire/Section0001.html
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1895.0 на русском

 Будда предлагает  более 30 описаний (названий) ниббаны, прежде всего чтобы вдохновить практика следовать по пути, показать что это стоит усилий.  Эти названия можно объединить в 5 групп, для которых характерны свои отличительные черты.

-это тип сознания -- это не ничто. В отличие от обычного сознания, оно не известно через шесть чувств, и оно вообще не участник какого-либо опыта - в отличие, например, от недвойственного сознания, обнаруженного в бесформенных уровнях сосредоточения. Будда описал это сознание как «безопорное» и «неустановленное».  Образ для него - луч света, который никуда не приземляется. Хотя он сам по себе яркий, он ни в чем не участвует и поэтому не может быть обнаружен кем-либо еще.

-вторым аспектом этого измерения является истина: поскольку оно вне времени, оно не меняет, не обманывает вас, не превращается во что-то другое.

-третье- это свобода: (ниббана) свободна от голода, свободна от страданий, свободна от местоположения, свободна от любых ограничений.

-четвертое - это блаженство: настоящее, безвредное и безопасное.

-пятый аспект - это превосходство, превосходящее все, что известно даже на самых высоких небесах. По словам самого Будды, это удивительно, поразительно, окончательно, за пределами.
« Последнее редактирование: 12:46 18 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Об исчезновении истинной Дхаммы
из статьи The True Dhamma Has Disappeared https://www.dhammatalks.org/books/Meditations7/Section0051.html

-Дхамма как истина -  всегда присутствует  в мире. В одной из сутт, которые мы читаем, Будда говорит, что независимо от того, появляются  ли Татхагаты или нет, существуют истины, которые всегда верны по всем параметрам: все составное  непостоянно, все составное страдательно, все дхаммы не-я. Это всегда верно.

-но учения о Дхамме не всегда  доступны. Будда предвидел, что  его учение исчезнет. Он назвал это исчезновением садхаммы , исчезновением истинной Дхаммы. Он знал, что это должно произойти, так же, как это произошло с истинной Дхаммой, которой учили все Будды прошлого.

- интересно то, как Будда определяет исчезновение истинной Дхаммы. Он говорит, что когда появляется поддельная Дхамма, истинная Дхамма исчезает так же, как и при появлении поддельных денег, исчезают настоящие деньги. Подумайте об этом  минуту. Простое существование поддельных денег не означает, что уже нет настоящих денег. Это просто означает, что вы должны быть очень осторожны.

-  сейчас существует так много противоречивых версий Дхаммы, что истинная Дхамма явно исчезла (в том смысле, как объяснено выше). Фактически, она исчезло очень давно, когда в Индии появились другие версии Дхаммы, в частности учение о том, что явлени не возникают и не исчезают на самом деле ,  а что их возникновение и исчезновение - всего лишь иллюзия. Это учение было сформулировано примерно через 500 лет после смерти Будды, как раз  тот  отрезок времени исчезновения истинной Дхаммы , который он указал в своем предвидении. С тех пор появилось гораздо больше противоречивых версий Дхаммы, и учения, которые противоречат друг другу, являются основным признаком буддизма в сознании людей.

-но с точки зрения Будды, даже когда возникла поддельная Дхамма, все еще существуют некоторые версии Дхаммы, которые являются истинными.
« Последнее редактирование: 13:27 18 Ноября 2019 от manussa »
Записан

manussa

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Три распознавания

- интересно, что  термин три характеристики (ti-lakkhana) нигде не встречаются в Палийском каноне, появляется это выражение в комментариях.
-в Палийском каноне слова anicca, dukkha, anatta всегда связаны со словом sañña - распознавание , например, распознавание нестабильности (непостоянства), распознавание страдания и стресса, распознавание не-я, не-мое. Также со словом anupassana (contemplate), означающее созерцать , (рассматривать) отслеживать что-то как оно происходит. Например, aniccanupassana рассматривать ( созерцать)  нестабильность (непостоянство).
По мнению дост.  Тханиссаро есть большая разница в том ,называем ли мы эти  три  характеристиками или распознаваниями, это   важно.

https://www.dhammatalks.org/books/Meditations4/Section0042.html
 
Записан
Теги: