Состоит ли личность их пяти совокупностей (кхандх)?
credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Состоит ли личность их пяти совокупностей (кхандх)?  (Прочитано 1787 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Сергей Тюлин (aka Zom, Zack SV) пишет в ВК:
Цитировать
Скажите, по-вашему, из чего состоит Вася Иванов согласно буддийской доктрине?

Доктрина о составе личности в Дхамме — это такой же розовый единорог, как этернализм у досточтимого Бхиккху Бодхи или посмертный Татхагата. Её просто нет, даже если кажется, что она есть.

Будда многократно рекомендовал избегать всевозможных доктрин по поводу "Я". При создании "буддизма" в 19 веке в Европе из него, конечно, попытались сделать логико-философское учение с многочисленными доктринами, но это уже беда самих доктринеров.

Таким попыткам теоретизировать уже сто лет как минимум. Еще досточтимый Нянатилока писал в своем словаре по поводу попыток сделать совокупности "составными частями" личности:

Цитировать
These 5 groups, however, neither singly nor collectively constitute any self-dependent real ego-entity, or personality (attā), nor is there to be found any such entity apart from them.

Пять совокупностей — всего лишь классификация:

Цитировать
The fact ought to be emphasized here that these 5 groups, correctly speaking, merely form an abstract classification by the Buddha, but that they as such, i.e. as just these 5 complete groups, have no real existence, since only single representatives of these groups, mostly variable, can arise with any state of consciousness. For example, with one and the same unit of consciousness only one single kind of feeling, say joy or sorrow, can be associated and never more than one. Similarly, two different perceptions cannot arise at the same moment. Also, of the various kinds of sense-cognition or consciousness, only one can be present at a time, for example, seeing, hearing or inner consciousness, etc.

http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/khandha.htm

Условное обозначение, такое как "Вася Петров" или "Я", никак не может иметь данных в опыте составных частей. Это как говорить, что РФ состоит из народа, территории и президента с парламентом. Вот в этом и отличие договоренных данностей (саммути-сачча) от данностей в высшем смысле (параматтха-сачча).
Записан
Теги: