Как языком буддизма объяснить внутренний мир человека (мировоззрение и т.п.) credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Как языком буддизма объяснить внутренний мир человека (мировоззрение и т.п.)  (Прочитано 3630 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Человек меняется - это факт. Но чтобы не конфликтовать с действительностью, хочу задать такой вопрос. Ведь есть в человеке условно что-то постоянное, подчеркну, условно. За что человека сразу узнают, что это именно этот человек, а не кто иной. Как вы думаете, может быть, это диттхи? Может быть, диттхи за это отвечают?
Ну, допустим, был человек замкнутый, эта замкнутость у него не исчезает. Или ещё хуже: человек пошёл по уголовной стезе и слезать с неё не хочет. Нельзя сказать, что эти люди не меняются. Меняются. Но что-то остаётся, что они остаются таким же, как были раньше. И мы их узнаём, что это именно они. Или это всё входит в классическую схему присвоенния, рассмотрения состояния как приятного и, наконец, бывания в этом состоянии? И вот это бывание мы и воспринимаем как нечто постоянное, не изменяющееся в человеке?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Воззрения (диттхи)  могут меняться в течение жизни. Стезя тоже изменчива.

И главное, что люди рано или поздно умирают, они не вечны. Слово "а-ничча" можно перевести как "не вечный".

« Последнее редактирование: 19:41 09 Октября 2019 от Ассаджи »
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

А можно ли считать искажения восприятия (когда непостоянное видится постоянным) ложными воззрениями (миттча-диттхи)? И если человек к ним привязывается уже считать, как вы ранее упомянули, упадана-диттхи?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

А можно ли считать искажения восприятия (когда непостоянное видится постоянным) ложными воззрениями (миттча-диттхи)? И если человек к ним привязывается уже считать, как вы ранее упомянули, упадана-диттхи?

Это глубже чем воззрения, -- это привычки распознавания (сання), которые есть и у животных.
Насколько я понимаю, это составная часть невежества (авидджа).
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Цитировать
Судя по последовательности "семи распознаваний", распознавание постоянства служит необходимой предпосылкой для распознавания приятности и распознавания принадлежности. Существо должно вначале воспринять нечто как постоянное, чтобы связать его с приятностью, а затем отождествиться с ним. Никто не будет отождествляться с мимолетным узором на поверхности воды или пытаться его присвоить. Соответственно, развитие избирательного распознавания непостоянства подрывает основу стереотипов и лишает их подпитки.
Хм, с виду, кажется, что, наоборот, сначала существо воспринимает нечто как приятное, а потом уже как постоянное. Ну, например, мужчина смотрит на красивую женщину, она ему приятна, и он воспринимает её красоту как нечто постоянное в данный момент. Или я не прав? Просто первое, что ему бросается в глаза, не её постоянство, а её красота, разве не так?

Вы сказали, что в искажениях восприятия (когда непостоянное воспринимается за постоянное) виноваты невежество и жажда. Позвольте всё-таки подытожить, чтобы не было каши в голове. Невежество порождает жажду, которая в свою очередь порождает присвоение, присвоение воздействует на психику и в конечном счёте на сознание, которое даёт искажённую картину мира?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Цитировать
Судя по последовательности "семи распознаваний", распознавание постоянства служит необходимой предпосылкой для распознавания приятности и распознавания принадлежности. Существо должно вначале воспринять нечто как постоянное, чтобы связать его с приятностью, а затем отождествиться с ним. Никто не будет отождествляться с мимолетным узором на поверхности воды или пытаться его присвоить. Соответственно, развитие избирательного распознавания непостоянства подрывает основу стереотипов и лишает их подпитки.
Хм, с виду, кажется, что, наоборот, сначала существо воспринимает нечто как приятное, а потом уже как постоянное. Ну, например, мужчина смотрит на красивую женщину, она ему приятна, и он воспринимает её красоту как нечто постоянное в данный момент. Или я не прав? Просто первое, что ему бросается в глаза, не её постоянство, а её красота, разве не так?

Что ж, попробуйте замечать красоту, привлекательность и приятность, явственно помня о том, что эта женщина умрет. Обойдетесь ли вы без постоянства?

Вы сказали, что в искажениях восприятия (когда непостоянное воспринимается за постоянное) виноваты невежество и жажда. Позвольте всё-таки подытожить, чтобы не было каши в голове. Невежество порождает жажду, которая в свою очередь порождает присвоение, присвоение воздействует на психику и в конечном счёте на сознание, которое даёт искажённую картину мира?

Я свел в диаграмму утверждения Будды о причинно-следственных связях:

http://dhamma.ru/lib/paticca.htm

Жажда служит предпосылкой присвоения-пристрастия (упадана). Это описано другими словами и в Парилеяка сутте:

Цитировать
There is the case where an uninstructed, run-of-the-mill person — who has no regard for noble ones, is not well-versed or disciplined in their Dhamma; who has no regard for men of integrity, is not well-versed or disciplined in their Dhamma — assumes form to be the self. That assumption is a fabrication. Now what is the cause, what is the origination, what is the birth, what is the coming-into-existence of that fabrication? To an uninstructed, run-of-the-mill person, touched by that which is felt born of contact with ignorance, craving arises. That fabrication is born of that.

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.081.than.html

Я могу ошибаться, но на мой взгляд, присвоение -- по сути то же, что "распознавание как своего" (атта-сання), одно из искажений распознавания. Соответственно, в таком случае оно обусловлено жаждой.
Что касается распознавания как постоянного (ничча-сання), то трудно точно сказать, чем оно обусловлено, в буддийских терминах. Это просто часть невежества. Людям проще воспринимать более-менее устойчиво существующие явления как практически вечные.

Я не знаю, почему вы говорите о влиянии присвоения на психику. Ведь присвоение или пристрастие -- это уже следствие определенных процессов в психике.
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Скажите, а какова роль сознания в процессе искажения восприятия (когда непостоянное видится постоянным)? И случайно не сознание ума делает вывод, умозаключение, будто объект постоянен, когда в действительности это не так?
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Вы написали:
Цитировать
Досточтимый Тханиссаро, правда, доводит "бывание" до масштаба отдельных состояний ума. То есть человек может, так сказать, витать в облаках, и т.п.

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/skviv.pdf#page=12
Я прочёл, что говорил досточтимый бхиккху Тханиссаро. У меня возник резонный вопрос. А если человек много мечтает, получается, это тоже "бывание", исходя из заметки бхиккху Тханиссаро? Пребывание в мечтах - это похоже на бывание?
Дополнительный вопрос. И что, этому "быванию" в мечтах предшествует упадана, присвоение, пристрастие? В каком смысле? Просто вы писали:
Цитировать
"Любому пристрастию предшествуют приятные ощущения, вызвавшие жажду повторять их".
Ну вот в случае с мечтами. Человек воображает в своём уме какую-то приятную вещь, которую он бы хотел иметь, но не может иметь и - даже может - никогда не заимеет в жизни. Потом происходит "пристрастие" к этой вещи и желание повторить это ощущение, будто у тебя есть эта вещь, хотя, может, повторюсь, её у тебя никогда не будет, и это превращается в бывание в мечтах? Так примерно?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Возможно. Так сказать, аналог бестелесного бывания.

Я не берусь здесь расписывать детали, это уже вопрос к досточтимому Тханиссаро Бхиккху.

Все эти расширительные трактовки могут быть полезны и познавательны, но всё же Будда говорил о бываниях в смысле жизней.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Даже не знаю, какова роль сознания в процессе искажения восприятия. Это ведь происходит на очень глубоком уровне, и даже животные склонны считать всё неизменным. И бабочка-однодневка живёт так, как будто она вечна. Наверное, просто особенность существ, ещё не постигших полностью преходящесть бывания.
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Скажите пожалуйста, а вера в бессмертную душу и в бессмертного Бога (в представлении тех же авраамистических религий) - это тоже распознавание постоянства. Ведь последователи веры в бессмертную душу, считают, что она постоянна, равно как и Бог.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Скажите пожалуйста, а вера в бессмертную душу и в бессмертного Бога (в представлении тех же авраамистических религий) - это тоже распознавание постоянства. Ведь последователи веры в бессмертную душу, считают, что она постоянна, равно как и Бог.

Это скорее воззрения. В Брахмаджала сутте Будда систематизировал возможные воззрения, и там есть нечто отчасти подобное:

Цитировать
"The self and the world are eternal, barren, steadfast as a mountain peak, standing firm like a pillar. And though these beings roam and wander (through the round of existence), pass away and re-arise, yet the self and the world remain the same just like eternity itself.'

Цитировать
'We were created by him, by Brahmā, the Great Brahmā, the Vanquisher, the Unvanquished, the Universal Seer, the Wielder of Power, the Lord, the Maker and Creator, the Supreme Being, the Ordainer, the Almighty, the Father of all that are and are to be. He is permanent, stable, eternal, not subject to change, and he will remain the same just like eternity itself.

Цитировать
'That which is called "the eye," "the ear," "the nose," "the tongue," and "the body" — that self is impermanent, unstable, non-eternal, subject to change. But that which is called "mind" (citta) or "mentality" (mano) or "consciousness" (viññāṇa) — that self is permanent, stable, eternal, not subject to change, and it will remain the same just like eternity itself.'

https://accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.01.0.bodh.html

Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Скажите, а в чём разница между упаданой и танхой. Ведь внешне они похожи. Я лично вижу, что упадана - это та же жажда, но принявшая экстремальные формы. Я читал книгу бхиккху У Ба Кхина "В этой жизни" он писал, что упадана -это затвердевшая форма стяжательства. Что вы об этом думаете?
Цитировать
Эти два типа невежества вызывают возникновение стяжательство и цепляние. Упадана, цепляние, это просто затвердевшая форма танхи, стяжательства. Желая обрести приятные виды, звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения и мысли, мы стремимся заполучить новые объекты. Если же мы получаем, что хотим, то цепляемся за это и отказываемся освободиться от вещей. Таким образом, мы порождаем камму, которая привязывает нас к колесу перерождений.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Скажите, а в чём разница между упаданой и танхой. Ведь внешне они похожи. Я лично вижу, что упадана - это та же жажда, но принявшая экстремальные формы.

Да, они похожи. Жажда - это когда тянет повторить приятное ощущение, а присвоение/пристрастие/захват -- это уже когда делаешь его частью жизни, и соответственно направляешь судьбу.

Употребивший наркотик может справиться с ломкой, а вот когда уже сложилась наркомания, то начинается жизнь, выстроенная вокруг употребления наркотиков.
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Разрешите ещё вас спросить. Но по поводу мечтаний. Вот есть мечты, которые осуществимы, и человек, так, в целом, не очень страдает, наверное, хотя томится, а это тоже страдание. А есть мечты, которые никогда не осуществит. А он мечтает. И страдает уже конкретно. Как бы вы буддийским языком объяснили, чем вредно мечтание? Особенно, если это несбыточные мечты?

Вот что я нашёл у достопочтенного бхиккху Буддадасы. Всю объёмную цитату я не буду приводить, но вот маленький отрывок:
Цитировать
Я уверен, что каждый из вас обеспокоен надеждами и мечтами. Вы пришли сюда вместе с надеждами и ожиданиями. Эти надежды, мечты, ожидания и есть другой вид духовной жажды, так что будьте очень аккуратны с этим. Не позволяйте им стать опасными! Найдите способ прекратить надежды и ожидания. Живите с осознанностью и мудростью (сати-паннья). Не нужно жить ожиданиями.
Мы обычно учим детей тому, чтобы у них было много желаний - «сотвори мечту» или «следуй за неисполнимой мечтой». Это неправильно. Зачем учить их жить в духовной жажде? Это мучает их, даже может причинять физический вред, болезни и даже смерть. Будет куда более правильно учить их жить без жажды, особенно духовной. Жить с мудростью, делать то, что должно быть сделано, а не надеяться, не мечтать, не ожидать. Надежды - это духовное голодание. Не учите детей привязанности. Подумайте, если бы не было ни физического, ни ментального голода - какое счастье бы наступило! Не может быть счастья превыше этого, разве вы не видите?
Вы согласны с бхиккху Буддадасой? И как вам определение мечты как "духовной жажды"?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

На мой взгляд, главное, чтобы мечты сподвигали на что-то толковое, развивающее способности человека.

Будда однажды пообещал своему страстному двоюродному брату Нанде общение с небесными девами, лишь бы он вступил на путь Дхаммы. Просто другой убедительно мотивации не нашлось.

Когда Нанда прошел Путь, то конечно, желание небесных дев пропало, но оно сыграло свою роль. Так что содержание мечт не так уж важно. Важно, чтобы человек в итоге развивался.

На буддийском языке желание (чханда), если оно ведёт по Пути, очень даже полезно.
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Цитировать
Будда однажды пообещал своему страстному двоюродному брату Нанде общение с небесными девами, лишь бы он вступил на путь Дхаммы. Просто другой убедительно мотивации не нашлось.

Когда Нанда прошел Путь, то конечно, желание небесных дев пропало, но оно сыграло свою роль. Так что содержание мечт не так уж важно. Важно, чтобы человек в итоге развивался.

На буддийском языке желание (чханда), если оно ведёт по Пути, очень даже полезно.
Ну, вы взяли в пример идеальную ситуацию. В жизни чаще всё очень "прозаично", мягко говоря. Там был Будда, Просветлённый, а в жизни нет так уж часто попадаются праведные бхиккху, которые могут наставить на истинный путь человека. Я беру в пример невежественных людей (никоим образом не хочу никого оскорбить, я имею в виду невежественных с точки зрения Дхаммы), которые говорят: "А тебе надо вот это приобрести! А без этого ты не сможешь нормально жить. А вот это модно. А вот эта одежда придаст тебе солидный статус! А вот эта иномарка, ты обязательно должен её приобрести... " и т.д. Человек гонится за этими мечтами, изнуряет своё тело и дух, в итоге остаётся у разбитого корыта и либо уходит в депрессию, либо в гнев. Что вы об этой ситуации думаете?
Вашу мысль я понял. Согласен. Но я о жизни обычных людей, которые не встречаются с Дхаммой.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Думаю, что если человек перестанет чего-либо хотеть и будет лежать целыми днями, глядя в потолок, то этот вариант ничем не лучше.

Чтобы приобрести иномарку, человеку придётся много чему научиться и многое освоить. А это уже хоть мирская, но мудрость. Понятно, что счастье от иномарки будет недолгим. Что ж, это тоже будет полезным уроком.

Депрессия заставляет задуматься об управлении состоянием психики, и в этом смысле тоже бывает полезна. С гневом человек рано или поздно будет вынужден научиться справляться. А отсюда уже недалеко и до развития нравственности.

Как говорится в Дхаммападе, долга сансара для глупца, но всё же многократная жизнь постепенно учит людей.
Записан

Feldman2019

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60

Мне один буддийский монах-саманера говорил, что есть два вида желания. Вот, например, желание стать сотапанной уже в этой жизни или за несколько жизней - это хорошее желание, это не жажда. А вот желание приобрести какие-нибудь побрякушки ненужные, и если человек вдобавок от этого страдает, то это жажда и страдание. Вы не знаете, что это за градация желаний? Как она в Тхераваде именуется?
« Последнее редактирование: 04:41 15 Октября 2019 от Feldman2019 »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Мне один буддийский монах-саманера говорил, что есть два вида желания. Вот, например, желание стать сотапанной уже в этой жизни или за несколько жизней - это хорошее желание, это не жажда. А вот желание приобрести какие-нибудь побрякушки ненужные, и если человек вдобавок от этого страдает, то это жажда и страдание. Вы не знаете, что это за градация желаний? Как она в Тхераваде именуется?

"Дхамма-чханда" (желание Дхаммы) и "кама-чханда" (желание чувственных удовольствий).
Записан