Учитель???

Автор Dajmon, 11:19 02 июня 2004

« назад - далее »

Dajmon

Известно, что в Махаяне и Ваджраяне, в особенности в Ваджраяне, роль учителя возведена в ранг наиважнейших и выходит за рамки простого "наставничества" приближаясь к "духовно-отеческому-попечению"  :lol:  , что объясняется невозможностью постичь с их точки зрения истинное значение сутр без разъяснений учителей, а тем паче невозможность практиковать без оного...
Вот мне и стало интересно какое значение учителя имеют в Тхераваде?
И еще вопрос, может мне так везет, но вот только все чаще я читаю в тхеравадинской литературе о том что некий учитель возродил некую технику по палийскому канону, а в такой то стране так вообще всю традицию заново открыли (возродили)... "То есть получается как это по Палийскому канону, что ж это без передачи практики что ли?", задаюсь я тогда смущающим меня вопросом...а может я чего не правильно понял???
Господа тхеравадины заранее благодарю вас за ответы на волнующие меня вопросы,
                                       искренне ваш друг Даймон.

Vitali

Как я понимаю, Тхеравада признаёт важность критического подхода ко всему, даже к самому Татхагате (см. Калама-Сутту), не говоря уже об учителях. Учитель - это просто "духовный друг", которого можно и дОлжно оценивать критически.

Что касается второго вопроса, то для Тхеравады главнейший авторитет имеет только Палийский канон, а единственный и самый высший Учитель - Будда Готама, поэтому рекомендуется читать сами сутты в первую очередь, и делать выводы самостоятельно. Однако овладевать медитацией рекомендуется в группах, под руководством наставников.
No matter what's wrong as long as you're alright

Константин

Цитировать
"То есть получается как это по Палийскому канону, что ж это без передачи практики что ли?"

Передачи чего и от кого? Всё уже давным давно передано Бхагаваном - единственным, по учению Тхеравады, кто был способен ясно изложить суть вечной Дхаммы. Осталось только взять :)
А каких-то особенных волшебных передач, как в других традициях, в Тхераваде нет. Хотя мне кажется, что во время реальной углубленной практики на долгих ретритах происходит некая передача, вернее так: очень опытный мастер корректирует и "настраивает" занимающегося индивидуально. Но это никоим образом не ритуализируется и не тиражируется (в виде неких мантр и т.д.).

Тхеравада изначально позиционировала себя как учение об индивидуальном пути достижения Нирваны, пути, в котором идущий всецело полагается на свои собственные усилия и полное понимание четырех Благородных Истин.


А что касается возрождения техники по тексту палийского канона, то думаю (и сужу по некоторым авторитетным текстам), что во все времена опять-таки очень продвинутые мастера и, возможно, архаты в результате очень глубокой практики, и критического (хотя и почтительного) подхода к тексту канона, заново переокрывали учение и практику Бхагавана. Можно сказать, что их путь повторял путь самого Шакьямуни, до которого не было Будды-Учителя.
Затем эти продвинутые мастера сверяли свои открытия с каноном и находили им полное подтверждение. Это предположение подтверждает и ответ достопочтенного Буддхамкаро на вопрос о Колесницах с точки зрения Тхеравады. Он сказал, что любой новый будда (и архат) заново в точности открывает учение Шакьямуни. Так что (согласно Тхераваде) - никаких лишних поворотов.

С уважением,
Константин

Константин

добавлю еще:

передача чего? виденья-как-есть? осознания? концентрации на дыхании? :)
Напомню также, что в Тхераваде нет каких-то секретных или эзотерических техник, а ретриты (которые, кстати, часто проходят и сами монахи) - это просто идеальная возможность интенсивной чистой практики

Выдающийся учитель выступает, скорее, в роли драгоценности, дара омраченным сансарическим существам, чистого "транслятора" вечной Дхаммы.
Я также заметил по своему опыту, что учитель совершает очень существенную тонкую (во всех смыслах) работу, являясь живым нравственным ориентиром. При таком взгляде можно условно сказать, что всё, что совершает учитель является "передачей". Но думаю, что это уже не является особенностью Тхеравады.

Dajmon

Большое спасибо Wemmon и Константин!!! Да, то, что в Тхераваде нет никаких "эзотерических" техник, я знал, и мне это честно говоря импонировало и то, что каждый идущий по Пути Благословенного проходит его сам это тоже понятно, но ведь Вы сами уважаемый Константин сказали, что опытное руководство действует благотворно..
В любом случае дальше пошли уже чисто мои мысли, так что в ответе они уже не нуждаются,
Огромное Спасибо и Всех Благ!!!

Alert

Как в дзен: "смотри в свою природу - и станешь Буддой!". Только "природа" не что-то метафизическое, а взаимозависимое возникновение, которое всегда с тобой. Едигственное что необходимо - внимательность, немирская внимательность, внимательность, которая позволит наблюдать возникновение и прекращение.
На правах рекламы