//Еще здесь помогает достижение джханы. По сравнению с ней чувственные удовольствия блекнут.//
Это точно, но ведь джхану, как раз, и можно достичь выполняя практику созерцания на кладбище, о чем говорил Павел. Проблема, как раз в том, как постоянно вырабатывать в себе стремления к каким-либо созерцаниям вообще, т.е. фактически, проблема в одном звене Восмеричного Пути - Правильном усилии. Именно это самое звено Пути преобретает особое значение при отсутствии должной мотивации, т.е., де-факто, при осутствии Правильного понимания, как первого звена того самого Пути. А что, как не созерцание на кладбище и осознание неизбежности будущих страданий может весьма серьезно укрепить первое звено? Как видите - небольшой парадокс

Выпутаться из которого можно ведя жизнь на воздержании, действуя согласно предписаниям и кодексу. А радуясь своей внутреней чистоте, мы тем самым становимся все ближе и ближе к открытию врат джаны...
Недавно от нашего батюшки, еженедельно вещаюшем на местном телеканале, услышал одни мудрые слова, заставившие меня вновь задуматься о роли морали, этики и воздержании в буддизме. Итак, цитирую его по памяти:
Отвечая на вопрос можно ли принимать ту, или иную пищу во время пощения, если человек, намеривающийся принять пост, болен и ему врачи это не рекомендуют, отец Михаил отвечал:
"...Вы поймите, дорогие мои братья и сестры, ведь идея соблюдения христианского поста заключается не в том, что так учит церковь, или Господь не велит есть ничего мясного, а в том, что когда мы постимся - мы тем самым соблюдаем воздержание, и ограничивая себя в еде мы можем начать замечать в себе духовные перемены, будто бы наш разум становится светлее и ближе к божественному..."
Тут батюшка, даже стал делать сравнения и привел какие-то цитаты из канонов церкви о том, как ограничивающий себя человек счастлив. Цитаты, к сожалению я не запомнил, а вот сравение мне понравилось:
"Когда мы ограничиваем себя - мы становимся более счастливыми, т.к. начинаем в себе замечать то, что не могли увидить ранее. Это можно сравнить с грохотом пашущего трактора на поле. Если человек ничем не занят в это время - грохот даже может начать его раздражать, но когда трактор умолкает, человек становится счастливым тишине и он даже может начать замечать пения птичек и радоваться ему...Также и в нашей жизни, только в роли трактора выступает тяжелая пища, в роли тишины - постная пища, в роли же пения птичек - видение собственных духовных изменений при соблюдении поста и радость им... Поэтому, дело не в том, что нельзя принимать конкретную пищу, а том, чтобы наложить на себя воздержание, ограничивая себя от некоторых желаний. Церковный пост - лучший способ для того, чтобы исполнить это..."