Сутты о радости следования Дхамме

Автор Ассаджи, 18:06 14 ноября 2019

« назад - далее »

Ассаджи

Цитироватьесть ли сутты, где Будда так и говорит, что слушание Дхаммы - это радость или что-то вроде того, следование Дхамме - это радость, послужить монаху, поднести ему дану - это тоже радость, есть ли такие сутты?

Да, конечно, и таких довольно много. Например, Сила сутта (СН 46.3):

ЦитироватьО монахи, те монахи, которые достигли успеха в нравственности, достигли успеха в собранности ума, достигли успеха в мудрости, достигли успеха в освобождении, достигли успеха в знании и видении освобождения: и видеть этих монахов полезно, говорю я; и слушать их... и встречаться с ними... и выражать им почтение... и памятовать о них... и уходить вслед за ними в монахи полезно, говорю я. Почему полезно? Потому что, услышав Дхамму от таких монахов, человек пребывает в уединении посредством двух видов уединения — уединения тела и уединения ума.

Пребывая в таком уединении, человек памятует эту Дхамму и обдумывает её. О монахи, всякий раз, когда монах, пребывая таким образом в уединении, памятует об этой Дхамме и обдумывает её, то при этом у монаха пробуждается памятование как предпосылка Постижения, при этом монах развивает памятование как предпосылку Постижения, при этом у монаха достигает полного развития памятование как предпосылка Постижения.

Постоянно памятуя таким образом, он различает эту Дхамму с помощью мудрости, исследует и изучает её. О монахи, всякий раз, когда монах, постоянно памятуя таким образом, различает эту Дхамму с помощью мудрости, исследует её и изучает её, то при этом у монаха пробуждается различение дхамм как предпосылка Постижения, при этом монах развивает различение дхамм как предпосылку Постижения, и при этом различение дхамм как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

В то время как он различает эту Дхамму с помощью мудрости, исследует и изучает её, пробуждается неослабное усердие. О монахи, всякий раз, когда у монаха пробуждается неослабное усердие в то время как он различает эту Дхамму с помощью мудрости, исследует её и изучает её, то при этом у монаха пробуждается усердие, как предпосылка Постижения, при этом монах развивает усердие как предпосылку Постижения, и при этом усердие как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

В том, у кого пробудилось усердие, возникает восторг не от плоти. О монахи, всякий раз, когда восторг не от плоти возникает у монаха, чья усердие пробуждено, то при этом у монаха пробуждается восторг как предпосылка Постижения, при этом монах развивает восторг как предпосылку Постижения, и при этом восторг как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

Когда сердце восторжено, успокаивается тело и успокаивается ум. О монахи, всякий раз, когда у монаха, чье сердце восторжено, успокаивается тело и успокаивается ум, то при этом у монаха пробуждается спокойствие как предпосылка Постижения, при этом монах развивает спокойствие как предпосылку Постижения, и при этом спокойствие как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

Когда спокойно тело и человек счастлив, становится собранным в одно целое ум. О монахи, всякий раз, когда у монаха, тело которого спокойно и который счастлив, становится собранным в одно целое ум, то при этом у монаха пробуждается собранность ума как предпосылка Постижения, при этом монах развивает собранность ума как предпосылку Постижения, и при этом собранность ума как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

Он пристально наблюдает с беспристрастностью собранный таким образом в одно целое ум. О монахи, всякий раз, когда монах внимательно и беспристрастно наблюдает собранный таким образом в одно целое ум, то при этом у монаха пробуждается беспристрастное наблюдение как предпосылка Постижения, при этом монах развивает беспристрастное наблюдение как предпосылку Постижения, и при этом беспристрастное наблюдение как предпосылка Постижения достигает у монаха полного развития.

Сестра Висакха говорит в Винае (Висāкхāваттху, Махāвагга VIII.15.12):

ЦитироватьПодойдя к ним [монахам], я спрошу: «Досточтимые, господин [Будда] приходил в Саваттхи?»

Если они скажут мне, что он приходил в Саваттхи, то я приду к выводу, что: «Наверняка господин использовал мою ткань для купания в сезон дождей, или еду для новоприбывших, или еду для уходящих, или еду для больных, или еду для тех, кто ухаживает за больными, или лекарства для больных, или регулярно подаваемую рисовую кашу».

При памятовании об этом у меня появится радость. Когда я буду радостна, появится восторг. Когда сердце будет восторжено, успокоится тело. Когда тело успокоится, я буду испытывать счастье. Когда я буду счастлива, ум станет собранным.

Так у меня будут развиваться (пять) способностей, (пять) сил и (семь) предпосылок Постижения.

Ассаджи

Из Комментария к Дхаммападе:

Саккапанха Ваттху. Притча о вопросе, заданном Саккой

Саббаданам дхаммаданам джинати
саббарасам дхаммарасо джинати
саббаратим дхаммарати джинати
танхахкхайо саббадуккхам джинати.


Стих 354

Дар Дхаммы — лучший из даров;
вкус Дхаммы — лучший из всех вкусов;
радость от Дхаммы — лучшая из всех радостей.
Искоренение жажды преодолевает все беды.


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (354) в связи с вопросом, заданным Саккой, царем богов.

Однажды на собрании богов в мире Таватимса было задано четыре вопроса, но боги не смогли на них правильно ответить. Тогда Сакка привел этих богов к Будде в монастырь Джетавана. Объяснив, что произошло, Сакка повторил следующие четыре вопроса:

а) какой из даров лучший?
б) какой из вкусов лучший?
в) какая радость лучшая?
г) почему искоренение жажды называют превосходящим все?

На эти вопросы Будда ответил: «О, Сакка, Дхамма — этой лучший из даров, лучший из всех вкусов и лучшая из всех радостей. Искоренение жажды ведет к достижению Постижения, поэтому это самая большая из побед».

Затем Будда произнес следующий стих:

Дар Дхаммы — лучший из даров;
вкус Дхаммы — лучший из всех вкусов;
радость от Дхаммы — лучшая из всех радостей.
Искоренение жажды преодолевает все беды.


По окончании проповеди Сакка сказал Будде: «Достопочтенный господин, если дар Дхаммы превосходит все другие дары, почему же нам не предлагают разделить добродетель, когда преподносятся дары Дхаммы? Достопочтенный господин! Я про­шу, чтобы с нынешних пор мы тоже могли получать часть добродетели от хороших поступков». Тогда Будда позвал всех монахов и попросил их поделиться добродете­лью от их хороших поступков со всеми живыми существами.

С тех пор появилась традиция приглашать существ из тридцати одного мира (бхуми), чтобы они могли разделить добродетель от любого доброго поступка.

Feldman2019

#2
Ассаджи, прекрасная тема. Я бы сюда ещё маленькую, маленькую сутту под названием Чхаттха (Ангуттара Никая 2:146) добавил о двух наслаждениях: о наслаждении материальными благами и наслаждением Дхаммой, и что наслаждение Дхаммой является высочайшим. Мне кажется, это тоже по теме!

И ещё, по этой же теме. Можно сюда привести Сукха соманасса сутту (Ангуттара Никая 6:78), где говорится, что "радость от Дхаммы" является одним из шести качеств монаха, благодаря которым он пребывает в счастье и радости уже в этой жизни!