Метод развития самадхи и достижения джхан во время медитации при ходьбе

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Метод развития самадхи и достижения джхан во время медитации при ходьбе  (Прочитано 1258 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вирагананда (Virāgānanda)

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 195

Сейчас многими считается, что во время медитации при ходьбе мы должны практиковать сатипаттхану, наблюдая движения ног, т.е. развивать випассану, как сказано в Сатипаттхана сутте. На самом деле это не совсем так: при ходьбе можно практиковать Анапанасати - наблюдение дыхания, Будданупассану - памятование о качествах Будды, сосредоточение на кассинах, очищать ум от любых мешающих качеств, памятование о смерти, наблюдение непривлекательности тела и многие-многие другие. Лично я успешно практиковал все вышеперечисленные мной практики во время ходьбы, поэтому могу заверить, что говорю это не голословно. Медитация при ходьбе - это не отдельная медитация, а всего лишь одна из 4 позиций (сидя, стоя, лежа и при ходьбе), в которой можно практиковать.
И в суттах есть упоминание об очищении ума во время ходьбы:
Цитировать
"Иди, монах, будь привержен бодрствованию; днем, когда ходишь из стороны в сторону, когда сидишь, очищай ум от любых мешающих качеств (дхамм). Во время первой стражи ночи (от заката до десяти часов вечера), сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств. Во время средней стражи ночи (от десяти вечера до двух утра), приляг на правом боку в позе льва, одна нога на другой, с памятованием и осознаванием, направив ум на то, чтобы проснуться. Во время последней стражи ночи (от двух утра до рассвета), проснувшись, сидя или ходя из стороны в сторону, очищай ум от любых мешающих качеств."
Ганакамоггалана сутта

Также многие считают, что при ходьбе нельзя достичь глубокого сосредоточения - самадхи, джхан. Это не так. Для практики джхан при ходьбе можно практиковать метод, которому меня научил Махатхера Арьянанда:
Пройдя дорожку для медитации в одну сторону, остановиться, закрыть глаза. Некоторое время практиковать медитацию стоя для развития или укрепления сосредоточения. Медленно повернуться. Некоторое время практиковать медитацию стоя для развития или укрепления сосредоточения с закрытыми глазами. Открыть глаза и пройти дорожку для медитации в другую сторону и снова остановиться. Снова закрыть глаза, некоторое время практиковать медитацию стоя для развития или укрепления сосредоточения. Медленно повернуться.  Некоторое время практиковать медитацию стоя для развития или укрепления сосредоточения с закрытыми глазами. Открыть глаза и пройти дорожку для медитации в другую сторону и снова остановиться и т.д.
При наступлении джханового состояния во время ходьбы - остановиться и войти в джхану. И далее практиковать джхану стоя. По личному опыту - по мере углубления сосредоточения скорость ходьбы становиться все медленней и медленней, пока тело естественным образом не останавливается. Один раз у меня даже было так, что тело остановилось в момент, когда я стоял на одной ноге, в процессе переноса второй ноги для того, чтобы сделать шаг. Сколько я так простоял - не известно, т.к. восприятия времени не было.
Джхана, достигаемая во время ходьбы длиться дольше. При ослаблении джханы можно сесть и снова углубить джхановое состояние. Только возможно нужно будет до начала медитации подготовить место для сидячей медитации с одного из краев дорожки для медитации. В монастыре НаУяна, для этого у многих дорожек для медитации, сделаны бетонные "стулья" для сидячей медитации.
Вероятно, для развития джханы лучше предпочесть медленную или очень медленную ходьбу. Хотя, если при медленной ходьбе наступает состояние сонливости, то можно взбодрить ум более быстрой ходьбой. По личному опыту, можно ходить быстро, если идет сосредоточение на "медленном" объекте медитации - например на дыхании или на буд-дхо, наблюдаемом в ритме дыхания.

Вот сутта, в которой сказано о достижении сосредоточения (джхан) во время медитации при ходьбе:
Цитировать
[Благословенный сказал]: Пять, о монахи, от ходьбы (медитации при ходьбе) выгод. Какие пять?
1. [Тот, кто практикует её] выдерживает долгие [пешие] путешествия,
2. выдерживает нагрузки,
3. здоров,
4. съеденное, выпитое, вкушенное хорошо переваривает,
5. в самадхи, достигаемом при ходьбе, способен долго пребывать.
Это, монахи - пять выгод от ходьбы.
Чанкама сутта: Медитация при ходьбе
« Последнее редактирование: 16:56 14 Сентября 2018 от Anagārika Virāgānanda »
Записан
Угасание, Прекращение, Ниббана

manikarnika

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Все таки  для укрепления, углубления и вхождения человек останавливается? Если человек может достигать джанн без остановки, то зачем останавливаться?
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Все таки  для укрепления, углубления и вхождения человек останавливается? Если человек может достигать джанн без остановки, то зачем останавливаться?
поесть,тело истощится упадешь,опасность и т.п.
кстати случай как один монах "запасался едой" выяснилось что он чтобы дольше быть в джхане брал с собой еду ел когда надо и продолжал пребывать в джхане.
Записан

manikarnika

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Не проще ли при таких факторах это делать сидя?
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Не проще ли при таких факторах это делать сидя?
Да наверное.Мейнстрим ведь делать это сидя.
Видимо кому-то хорошо подходит при ходьбе практиковать.
Записан

manikarnika

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Хотя понятно, откуда берутся темы про ходьбу... Дело в том, что для прогресса в практике требуется постоянно увеличивать периоды формальной засидки. 4/6/8 часов и далее за один присест. Если человек не способен на такое, то перерывы на хотьбу выглядят решением.
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Вот я думаю ведь не важно само сидение или стояние или ходьба но вовремя переходя от сиденья к ходьбе "будоражится" ум.
И еще думаю многие видят в практике именно сосредоточение(что не правильно) и отсюда возникают вопросы- а как же я сосредоточюсь когда хожу(так прямо мысли не возникают но тупик понимания есть оттуда неуверенность и поиски правильных способов).


Записан