Можно ли самостоятельно освоить медитацию по книжкам?

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Можно ли самостоятельно освоить медитацию по книжкам?  (Прочитано 2496 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Медитацию пока освоить не удаётся! Мешает постоянный внутренний диалог.

Медитацию по книжкам освоить практически невозможно, нужно учиться у знающих людей.
Записан

Вогораж

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4

Медитацию пока освоить не удаётся! Мешает постоянный внутренний диалог.

Медитацию по книжкам освоить практически невозможно, нужно учиться у знающих людей.
А есть эти люди в Украине? Именно направления тхеравады.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Украина необозрима, и наверняка я не знаю о многих развитых людях в этой стране. Но открытого массового обучения классической тхеравадинской медитации, насколько мне известно, на данный момент никто здесь не ведет.

Поэтому неизбежно приходится обучаться у жителей других стран.
Записан

Вогораж

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4

Спасибо, Ассаджи! А кого бы Вы порекомендовали из других стран, ближнего зарубежья желательно.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Не берусь кого-то рекомендовать, это дело очень личное. То, что подходит одному человеку, не подходит другому. Тем более в нынешних условиях, когда нет абсолютно безупречных учителей.
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Если сейчас нет абсолютно безупречных учителей, не об этом ли времени говорил Будда, что мы станем учить себя сами?
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

также он говорил, что каждый должен  быть сам себе островом/светильником и прибежищем наряду с Дхаммой

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.043.wlsh.html
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Если сейчас нет абсолютно безупречных учителей, не об этом ли времени говорил Будда, что мы станем учить себя сами?

Разве он такое говорил?
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Если сейчас нет абсолютно безупречных учителей, не об этом ли времени говорил Будда, что мы станем учить себя сами?

Разве он такое говорил?

Где-то прочитал, что Будда говорил, что когда он умрёт, каждый станет учить себя сам. И что через 500 лет учение начнёт разваливаться.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Где-то прочитал, что Будда говорил, что когда он умрёт, каждый станет учить себя сам. И что через 500 лет учение начнёт разваливаться.

Это слухи, в которых отражается современная постмодернистская, протестантская парадигма "изобрети сам себе религию по мотивам древних текстов".

По поводу долговечности Общины можно прочитать в теме:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=635.0

И в суттах, и в позднейших текстах многократно подчеркивается необходимость обучения у знающих людей. В качестве примера приведу Самадхи сутту:

https://dhamma.ru/canon/an/an4-94.htm

Через этот форум прошли сотни людей, пытавшихся самостоятельно освоить тренировку ума. Успехов достигали те, кто проходил то или иное обучение у знающих людей.
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243


Где-то прочитал, что Будда говорил, что когда он умрёт, каждый станет учить себя сам. И что через 500 лет учение начнёт разваливаться.


возможно это интерпретация этого фрагмента Махапариниббана-сутты

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.16.1-6.vaji.html#para-2-33

и там же поясняется его значение, которое, похоже, заключается в созерцании физических и психических процессов собственного тела
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Ассаджи, Вы даже отдельную тему открыли. Большое спасибо!
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

также он говорил, что каждый должен  быть сам себе островом/светильником и прибежищем наряду с Дхаммой

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.043.wlsh.html

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.16.1-6.vaji.html#para-2-33

и там же поясняется его значение, которое, похоже, заключается в созерцании физических и психических процессов собственного тела

разъяснение концепции "сам себе остров" можно усмотреть и в Аранавибханга-сутте (МН 139)

Цитировать
“Должно знать что есть удовольствие и, зная это, искать удовольствие внутри.” Так было сказано. И в связи с чем это было сказано?

Монахи, существуют пять струн чувственности. Какие пять? Формы, воспринимаемые глазом… звуки, воспринимаемые ухом… запахи, воспринимаемые носом… вкусы, воспринимаемые языком… прикосновения, воспринимаемые телом, вожделенные, желанные, дорогие, приятные, связанные с чувственными удовольствиями, вызывающие страсть. Таковы пять струн чувственности.

Удовольствие и приятные ощущения, возникающие под воздействием этих пяти струн чувственности, называются чувственным удовольствием, скверным, грубым, недостойным удовольствием. Об этом виде удовольствия я говорю, что его не должно искать, что его не должно развивать, что его не должно культивировать, что его должно опасаться.

Так, монахи, отрешившись от чувственности, отрешившись от неблагих состояний, монах вступает в первую джхану, которая сопровождается раздумьями и размышлением с радостью и блаженством, возникшими из отрешённости, и в ней пребывает.
С успокоением раздумий и размышления он вступает во вторую джхану, которая сопровождается лишёнными раздумий и размышления внутренней удовлетворённостью и единством ума с радостью и блаженством, возникшими из сосредоточения, и в ней пребывает.
С успокоением радости, невозмутимый, внимательный и проницательный, испытывая блаженство телом, он вступает в третью джхану, о которой благородные говорят “Невозмутимый и внимательный пребывает в состоянии блаженства”, и в ней пребывает.
С устранением блаженства и дискомфорта, как прежде с устранением приятных и неприятных ощущений, он вступает в четвёртую джхану, не содержащую ни блаженства, ни дискомфорта, с ясным вниманием, возникшим из невозмутимости, и в ней пребывает.
Это называется блаженством отречения, блаженством уединения, блаженством покоя, блаженством пробуждения. Об этом виде удовольствия я говорю, что его должно искать, что его должно развивать, что его должно культивировать, что его не должно опасаться.

Потому-то и было сказано: “Должно знать что есть удовольствие и, зная это, искать удовольствие внутри.”
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

а сейчас кроме книжек больше и никак помоему вот Почтенный Вималарамси сколько потратил времени на поиски практики остановился на книжном варианте.
Передача "медитации" вроде бы прервана?

прям прям имхо мое Обучиться не сложно сложно день изо дня делать это.
слабеет мотивация слабеет вера крепчают сомнения(не по поводу учения, а по поводу правильности того что делаешь) без Будды без страших монахов с сидхами или просто очень серьезных умелых монахов тяжело.
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Был такой случай. Я лежал и сконцентрировался на дыхании как в Випассане. И через какое-то время погрузился в очень необычное для меня состояние. Как будто лежишь на поверхности спокойного океана и нет никаких мыслей, ни желаний, ни эмоций, вообще ничего. Только полное умиротворение и покой. Что это могло быть?
Больше в такое же состояние войти не получалось, так как мешает постоянный внутренний диалог.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

В основном состояния поддерживаются с помощью ощущений (ведана) и мыслей (витакка). Мыслительная регуляция состояний - довольно грубая, как третье колесо у велосипеда. Бывает, что необходимость в ней отпадает по тем или иным причинам.

Чтобы сознательно перейти на регуляцию ощущениями (ведана), нужно убрать наслоения восприятия по поводу опоры (араммана), создающие помехи, чтобы опора (например, воздух) устойчиво вызывала восторг и счастье, факторы джханы.
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

Есть сутта(или из дхаммапады)там Будда говорил об уединении что рано или поздно монах находящийся в лесу установит внимание на лес.
кто то помнит этот текст?

Наверное с каждым такое случалось так вот "залипнуть на что то"
у меня бывало так на тишину знаете это не абсолютная тишина ,но восприятие тишины
слышно как ходят часы какие-то еще звуки ,но всеравно это тишина и не охото шевелиться глубоко дышать чтобы нарушить тишину в принципе приятное явление,но по разным обстоятельствам прерывал это(какие-то обязательства или тяга что то поделать поесть что то посмотреть вообщем разные влечения)
так вот имхо прежде чем "медитировать" надо проработать эти влечения оставить их позади.
У того монаха в лесу в прошлом мало впринципе и в миру было развлечений вкусной еды зрелищь и т.п
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

У того монаха в лесу в прошлом мало впринципе и в миру было развлечений вкусной еды зрелищь и т.п

тем острее ощущается их недостаток, неудовлетворенность дефицитом стимулов обостряется и гнетёт
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135


тем острее ощущается их недостаток, неудовлетворенность дефицитом стимулов обостряется и гнетёт
недостаток  чего? он их и незнает

для примера городские и деревенские кто как переносит отсутсвие гаджетов.
« Последнее редактирование: 14:29 31 Июля 2018 от Balabust »
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

недостаток  чего? он их и незнает

если монах (не некий конкретный, а среднестатистический) - это маугли, не бывавший в человеческом обществе и незнакомый с его соблазнами, то не знает
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

если монах (не некий конкретный, а среднестатистический) - это маугли, не бывавший в человеческом обществе и незнакомый с его соблазнами, то не знает
соблазны есть были и будут.
Но их доступность известность разнообразие было когда больше сейчас или 2к лет назад?
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

я не думаю, что решить проблему привязанности к приятным ощущениям 2000 лет назад было проще, чем теперь
Записан

Balabust

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 135

я не думаю, что решить проблему привязанности к приятным ощущениям 2000 лет назад было проще, чем теперь
как минимум тогда не было разных вещей которые есть сейчас(телефоны соцсети ютуб интернет)
но те вещи что были тогда есть и сейчас.

зы смысл моего поста вообще не в том было ли легче тогда или сейчас.
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

значит поговорили каждый о своём

о восприятии леса речь идёт в АН 6.42, АН 8.86 и МН 121
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Руперт Гетин пишет:

Цитировать
Учитывая центральную роль практики медитации в раннем буддизме, еще одним любопытным фактом является то, что в канонических источниках очень мало информации о том, как реально приступить к медитационной практике. Типичное изложение практики медитации в ранних буддистских текстах содержится в расширенном описании всего буддистского пути, которое встречается примерно 25 раз (в нескольких немного отличных вариантах) в четырех изначальных Никаях (5). Далее, я буду называть это описание «схемой саманнапхалы» – по названию первой сутты Канона, в которой оно встречается. В нем говорится, что медитирующий (всегда обозначенный как «монах» (bhikkhu)) должен найти укромное место: лес, корни дерева, гору, скалистую ложбину, пещеру, кладбище, густую рощу, открытую площадку, кучу соломы или заброшенный дом; затем он должен сесть, скрестив ноги, выпрямить свое тело и сосредоточить внимание «перед собой» (parimukham). Затем описание сразу же переходит к краткому изложению тех видов достижений, которые можно ожидать от этой практики: медитирующий избавляется от препятствий и достигает четырех джхан – состояний возвышенной радости, счастья, осознанности и спокойствия; он развивает в себе некоторые физические сверхспособности (iddhi), такие как умение ходить по воде или летать по воздуху, и различные ментальные сверхспособности (abhinna), в том числе знание своих прошлых жизней, а также (хотя и менее захватывающее в своем описании, но тем менее имеющее большую религиозную значимость) понимание страдания, его возникновения, его прекращения и пути, ведущего к этому прекращению, которое другими словами можно назвать «постижением четырех истин» или «просветлением» (бодхи). При этом, совершенно не ясно, что должен делать будущий медитатор между принятием сидячей позой со скрещенными ногами и достижением джхан.

Иными словами, если кто-нибудь отправится в лес с копией «Саманнапхала-сутты» (Samannaphala Sutta) в качестве руководства, то вызывает большие сомнения, что он сколько-нибудь продвинется в медитационной практике. Позднее, системные тракты по буддистской медитации, которые, возможно, старше Канона на шесть, семь или восемь столетий, заполняют некоторые пробелы, но соответствующее отсутствие конкретных инструкций в ранних текстах, возможно, следует понимать в свете того, что ясно указано в более поздних текстах, а именно: эффективная практика медитации требует личного обучения наставником. Таким образом, причина, по которой в ранних текстах почти не описывается, как практиковать медитацию, связана не с тем, что в этом не было заинтересованности или полагалось, что это несущественно, а скорее наоборот: эти знания считались слишком важными, чтобы передавать их таким образом, т.е. в текстовом виде. В конце концов, это является типичным древнеиндийским отношением к обучению: оно должно передаваться изустно, непосредственно от учителя к ученику. Таким образом, мы должны понимать, что самые ранние тексты описывают общую структуру и излагают основные принципы выполнения медитационной практики, а конкретные детали техники и реальные действия являются вопросом взаимодействия учителя со своими учениками. И только позднее некоторые из них все же излагаются в письменном виде, но и даже тогда все еще в достаточно обобщенных терминах.

https://webshus.ru/22404
Записан

LXNDR

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 243

Цитировать
Позднее, системные тракты по буддистской медитации, которые, возможно, старше Канона на шесть, семь или восемь столетий, заполняют некоторые пробелы

ошибка перевода

оригинал

Цитировать
Later systematic accounts of Buddhist meditation that date from perhaps six, seven or eight hundred years later do fill in some of the gaps
Записан

Shus

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 14
    • webshus

LXNDR, спасибо!

Глупая описка. Исправил.
Записан

Darmidont

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9

Ну так что в итоге? Лететь в Мьянму? Или у нас уже есть на районе свой "дядя Толя арахант"?
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Подскажите, пожалуйста! Можно ли выполнять медитацию лежа на спине, если по состоянию здоровья человек не может выполнять ее сидя? Существуют ли вообще какие-то ограничения в позе для медитации, или главное сам процесс, а не поза?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7293

Да, главное - зарождение и развитие умелых способов поведения, предпосылок Постижения (бодджханга), устранение и предотвращение неумелых способов поведения, пяти помех, алчности, злости и заблуждения.

А поза при этом не так уж важна, если в ней успешно удаётся это делать.
Записан

янея

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Ассаджи, огромное Вам спасибо за ответ!
Записан
Теги: