Мясо и сигареты

Автор qwerty, 14:48 03 декабря 2008

« назад - далее »

qwerty

Есть ли какие-нибудь запреты для монахов и мирян тхеравадинов на курение и употребление в пищу мяса?
В каких сутрах отражено мнение Будды по этим вопросам (если можно дайте ссылки)?
Употребялось ли мясо в пищу в общине сложившейся вокруг Будды?

Ассаджи

Еще при жизни Будды его дядя Девадатта предложил более жесткие правила поведения, в том числе полное вегетарианство. Уверенный в своих сверхспособностях, он совершал покушения на жизнь Будды и пытался расколоть общину.

Тем не менее Будда не ввел этого правила. Точные его мотивы неизвестны, но по-видимому, речь шла о том, что:

- во-первых, согласно правилам монахи при сборе подаяния не выбирают пищу, а берут то, что им дают, и не выбирают дом, а обходят все дома подряд;
- они не принимают мясо животных, убитых специально для них;
- они едят лишь столько, сколько нужно для поддержания здоровья, и не более, и едят только до полудня;
- производство злаков и овощей тоже связано с убийством, например, червяков в земле;
- в некоторых регионах мясо (или рыба) служит основной пищей;
- для некоторых людей переход на полное вегетарианство может повредить здоровью.

Мнение Будды по ограничению на употребление монахами некоторых видов мяса отражено в Винае:

http://www.sacred-texts.com/bud/sbe17/sbe17037.htm
http://www.sacred-texts.com/bud/sbe17/sbe17045.htm

Для мирян прямых ограничений и запретов на употребление мяса нет.

См. также http://dhamma.ru/faq.htm#veggie

ЦитироватьБуддисты – вегетарианцы?

Некоторые – вегетарианцы, а некоторые нет. В Палийском Каноне я не нашёл никаких свидетельств тому, что Будда запрещал своим последователем есть мясо. Хотя некоторые могут указать на первое правило обучения как свидетельство того, что Будда рекомендовал последователям быть вегетарианцами, но на самом деле это правило касается только умышленного лишения жизни живого существа. В ней ничего не говорится об употреблении плоти мёртвых животных. Многие буддисты (и небуддисты) как следствие теряют желание употреблять мясо из сострадания к другим живым существам. Но, строго говоря, взгляд с точки зрения Тхеравады оставляет выбор, есть или не есть мясо, самому практикующему.

Монахам в традиции Тхеравады запрещено есть некоторые виды мяса [1], но так как их пища жертвуется им мирскими верующими [2], которые сами могут быть как вегетарианцами, так и мясоедами [3], на монахов не накладывается ограничение соблюдать строгое вегетарианство. Монахи в традиции Тхеравады не обязаны есть всё, что им положат в чашку для пищи, поэтому монах, соблюдающий вегетарианство, может не употреблять в пищу предложенное ему мясо. В некоторых областях Азии, где люди ничего не знают о вегетарианстве, монахам-вегетарианцам приходится выбирать – есть мясо или голодать.

Совершение убийства для добычи пищи (охота, рыболовство, установка капканов на животных или работа мясником) нарушает первое правило, то есть от этого необходимо воздерживаться.

Но что, если я ем или покупаю мясо, – не поддерживаю ли я тех, кто совершает убийство? Как передача другому "грязной работы" может быть совместима с буддийским принципом ненасилия, который является основой "Правильного намерения"? Это сложный вопрос. Хотя в суттах об этом ничего не говорится, но лично я считаю, что следует воздерживаться от просьб типа "убейте этого цыплёнка для меня", так как она провоцирует человека нарушить первое правило [4]. Это – накопление плохой кармы. (Подумайте об этом, когда вы собираетесь выбрать в ресторане живого лобстера, которого затем убьют и подадут вам на стол. Заказывая, вы отдаёте приказ на убийство.) Однако, покупка мяса уже мёртвого животного – совсем другое дело. Хотя моя покупка будет вложением в бизнес мясника или владельца ресторана, я не прошу его совершить убийство по моему желанию. Убьёт он ещё одну корову завтра или нет, – это его собственное дело, а не моё. Это важный момент. Здесь есть большое различие между личным выбором (влияющим на мои собственные поступки) и политическим (влияющим на поступки других людей). Каждый из нас должен сам найти для себя границу между первым и вторым. Совершенно необходимо помнить, что наставления Будды предназначены в первую очередь для того, чтобы помочь нам самим научиться находить наилучшие варианты действий (то есть кармы), а не заставлять кого-либо другого действовать каким-то образом.

Мы не смогли бы выжить в этом мире без нанесения вреда тем или другим живым существам. Как бы аккуратно мы ни ступали на землю, бесконечное количество насекомых и микробов незаметно погибают на каждом шагу под нашими ногами. Где и когда мы начнём проводить черту между "допустимым" и "недопустимым" наносимым вредом? Ответ Будды на этот вопрос ясен и реализуем на практике – это пять правил обучения. Он не требовал от последователей стать вегетарианцами, он просто просил соблюдать этические правила обучения. Для многих из нас это само по себе трудное испытание. С него мы и должны начинать.

Примечания:

1. Монахам в традиции Тхеравады запрещено есть мясо человека, слона, лошади, змеи, льва, тигра, леопарда, медведя, гиены и пантеры. Монаху также запрещается есть сырую рыбу или мясо, или любую рыбу или мясу о котором он видит, слышит или думает, что животное было убито специально для него (см. описание основных продуктов питания в разделе The Buddhist Monastic Code).

Монах, который съёл мясо из перечня запрещённых, считается совершившим нарушение и должен сознаться в этом другим монахам из своей общины. Это правило не означает, что монах должен воздерживаться от мяса вообще, просто ему необходимо обращать внимание на то, какое мясо он ест.

2. См. публикацию The Economy of Gifts" by Thanissaro Bhikkhu.

3. Монахи в некоторых школах Буддизма Махаяны соблюдают вегетарианство. См. книгу "The Buddhist Religion: A Historical Introduction (fourth edition)" by R.H. Robinson & W.L. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 1997), pp. 213-14.

4. Это следует из правила, по которому монах не должен употреблять мясо, о котором он видит, слышит или думает как о полученном после убийства животного специально для него. См. публикацию The Buddhist Monastic Code.

qwerty

Ассаджи, а что касается курения? Понятно, что табак в те времена в Индии был неизвестен, но вероятно практика курения чего нибудь другого (возможно конопли) была распространена.
Кстати, некоторое время тому назад читал что-то о борьбе с тобакокурением в Тайских монастырях.

Ассаджи

#3
Цитата: qwerty от 23:01 03 декабря 2008
Ассаджи, а что касается курения? Понятно, что табак в те времена в Индии был неизвестен, но вероятно практика курения чего нибудь другого (возможно конопли) была распространена.

В Википедии пишут, что курение марихуаны в Индии впервые описывается в Атхарва-веде:

http://en.wikipedia.org/wiki/Smoking#South_Asia

В таком случае получается, что оно распространилось в Индии примерно в начале новой эры.

В палийских текстах говорится о трех ведах, четвертой, Атхарва-веды, еще не было, и практики курения тоже.

ЦитироватьКстати, некоторое время тому назад читал что-то о борьбе с тобакокурением в Тайских монастырях.

В 2002 году около половины тайских буддийских монахов курили.
Одной из предпосылок увеличения числа курильщиков в Юго-Восточной Азии были рекламные кампании транснациональных табачных корпораций.

Миряне во время утреннего сбора подаяния зачастую клали в монашескую чашу не только пищу, но и сигареты.

Общими усилиями государства и буддийской сангхи ведется кампания против табакокурения среди монахов. Запрещена реклама табачных изделий, и запрещено курение в храмах.

Таиланд приводят как пример успешной борьбы с табакокурением.

http://www.tobacco.org/news/273675.html

http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_1905000/1905923.stm
http://lists.essential.org/pipermail/intl-tobacco/2000q4/000290.html
http://www.time.com/time/asia/covers/501050307/story2.html
http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=1,1266,0,0,1,0
http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=7,444,0,0,1,0
http://www.hsph.harvard.edu/now/sep19/so.html
http://www.aegis.com/news/afp/2002/AF020839.html
http://www.tobacco.org/news/163198.html
http://www.tobacco.org/articles/country/thailand/

Первым монастырем, в котором запретили курение, был монастырь ачаана Чаа.
http://www.fsnewsletter.amaravati.org/html/19/jun2.htm

По данным одного из опросов, 22,5 процента хотят бросить курить, и 80 процентов хотели бы поощрять мирян не курить. Из тех, кто курил до посвящения в монахи, 40 процентам удалось бросить курить.

http://www.thaivisa.com/forum/lofiversion/index.php?t16908.html

По данным опроса в Камбодже, 37 процентов хотят бросить курить.

http://tc.bmjjournals.com/cgi/content/full/9/1/111

В целом в Таиланде курят 39 процентов мужчин, по сравнению с 60 процентами в 1990-ых годах.

http://www.int.iol.co.za/index.php?set_id=1&click_id=3&art_id=qw1117447560182B234
http://thestar.com.my/news/list.asp?file=/2005/6/5/focus/11119330&sec=focus

Некоторые факты о курении:

http://www.wpro.who.int/media_centre/fact_sheets/fs_20020528.htm
http://www.tobacco.org/resources/misc/losses.html

Zom

#4
Ассаджи, да вы прямо как энциклопедия -)
Поражаюсь, как можно успевать собираеть такое количество информации по столь широкому спектру вопросов -)

Вот ещё про мифы о курении:
http://www.moscow-faq.ru/all_question/wayoflive/zdorove/2008/April/5843/16738

qwerty

Цитата: Zom от 15:04 04 декабря 2008
Ассаджи, да вы прямо как энциклопедия -)
Поражаюсь, как можно успевать собираеть такое количество информации по столь широкому спектру вопросов -)


Присоединяюсь :)

Ассаджи

Цитата: Zom от 15:04 04 декабря 2008
Ассаджи, да вы прямо как энциклопедия -)

Скорее как попугай :). За десять лет в инете все животрепещущие вопросы уже заданы, остается только находить свои старые ответы и публиковать их с небольшими исправлениями и дополнениями.

Bahupada

О мясоедении в Индии


Untouchability, the Dead Cow and the Brahmin
http://navayana.org/?p=603

Excerpted from Chapters 10 to 14 of B.R. Ambedkar's 1948 work The Untouchables: Who Were They and Why They Became Untouchables?


The Myth of the Holy Cow
http://www.amazon.com/The-Myth-Holy-Cow-Jha/dp/1859844243

Hugely controversial upon its publication in India, this book has already been banned by the Hyderabad Civil Court and the author's life has been threatened. Jha argues against the historical sanctity of the cow in India, in an illuminating response to the prevailing attitudes about beef that have been fiercely supported by the current Hindu right-wing government and the fundamentalist groups backing it.

kito

По поводу мяса очень хорошо написал Досточтимый Леди Саядо: http://www.aimwell.org/Books/Ledi/Cows/cows.html

Bahupada

Цитата: Bahupada от 08:56 10 августа 2012
О мясоедении в Индии


Untouchability, the Dead Cow and the Brahmin
http://navayana.org/?p=603

Excerpted from Chapters 10 to 14 of B.R. Ambedkar's 1948 work The Untouchables: Who Were They and Why They Became Untouchables?

Интересно, что согласно выводам Амбедкара, в сакрализации коровы приняли косвенное участие буддисты. То есть, отказ от мяса коровы сначала со стороны брахманов (и в подражание им - со стороны других каст), а затем и вообще отказ брахманов от любого мяса был ответом, выработанным в ходе идеологической борьбы традиционной религии с новыми течениями, в особенности, с буддизмом.
Следствием такого отказа стало, помимо прочего, жесткое разделение индийского общества по гастрономическому признаку и "появление" огромного количества людей, которых навечно заклеймили "неприкасаемыми". На момент написание работы таких людей в Индии было около 50 млн.

legolize

Я не пью, не курю и не ем мяса.

И считаю что я молодец)))
(с)"...теперь ты можешь дождиться, о небо!"

Guru

В настоящее время в Камбодже и Таиланде стало меньше курильщиков среди местного населения, чем было лет 10 назад. Правда, стало больше случаев ожирения...

Ассаджи


К счастью, у нас есть слова Кассапа Будды, который объяснил, что духовному развитию вредит прежде всего безнравственное поведение, а потребление мяса допустимо.

Английский перевод этой сутты и аргументы по этому поводу приведены в тексте:
http://dharmafarer.org/wordpress/wp-content/uploads/2009/12/4.24-Amagandha-S-sn2.2-piya.pdf

Ассаджи

Дживака сутта посвящена вопросам употребления мяса монахами:

https://suttacentral.net/ru/mn55

Ассаджи

Да, к сожалению, в нынешнем индивидуалистическом, постмодернистском буддизме, истолкование сутт зачастую подгоняют под внутренние желания, отрицая те или иные сутты, и истолковывая их по-своему. К счастью, есть Виная, и другие палийские и современные тексты, в которых сохранены тонкости наставлений и правил поведения.

Тут есть важная грань между решениями насчет собственного поведения и решениями насчет смысла слов Будды.
Думаю, что Девадатта, сторонник строгого вегетарианства, наверняка действовал из лучших побуждений, по-своему стремясь к благу всех существ. И никто не мешал ему быть вегетарианцем.
Но когда он решил, что его правила лучшие, и все должны им следовать, то получился раскол в Сангхе.

И такие расколы происходят и по другим вопросам. Например, Брахмавамсо начал с того, что стал практиковать прекращение восприятия, "отключку", на которую набрел в ходе экспериментов с практикой. Никто ему не мешал этим заниматься. Но он стал вчитывать этот свой метод в сутты, избирательно их читая, полностью игнорируя другие палийские тексты и Комментарии. Он придумал, что его прекращение восприятия, - это будто бы "ниродха-самапатти", которая будто бы и есть Ниббана. Затем он пошел все дальше и дальше, и в итоге дошел до введения собственного варианта Винаи, с закономерным расколом Сангхи, и введением в заблуждение множества людей во всем мире.

Аналогично сутты пытаются подгонять под "научное мировоззрение", под "равенство полов", и т.п., читая их избирательно в свете своих убеждений. По моим наблюдениям, это в итоге заводит в тупик, поскольку люди при этом все больше уходят в собственные домыслы, игнорируя в суттах то, что противоречит их убеждениям и предрассудкам.

Дхамма точна, как метки для прохода по минному полю, или как обозначение брода через реку. Чтобы попасть на тот берег, нужно серьезно и ответственно к ней относиться.

Ассаджи

Досточтимый Дхамманандо проясняет смысл пятого правила:


The Sigalovādasutta commentary defines surā and meraya as two kinds of alcoholic beverage and majja as any substance that intoxicates (taṃ sabbampi madakaraṇavasena "majjaṃ").

The Surāmerayasutta commentary repeats the Sigalovādasutta's definitions of surā and meraya, and then defines majja as either: (1) both surā and meraya together, or (2) any non-alcoholic substance (surāsavavinimutta) whose consumption causes intoxication (madanīya).

The Khuddakapāṭha commentary offers two glosses of majja: (1) as an adjective ("besotting") qualifying surā and majja, and (2) the same as the Surāmerayasutta commentary:

Majjan ti tadubhayameva madaniyaṭṭhena majjaṃ, yaṃ vā panaññampi kiñci atthi madaniyaṃ, yena pītena matto hoti pamatto, idaṃ vuccati majjaṃ.

"Both these are 'besotting' in the sense of causing intoxication; or alternatively, whatever else there is that causes intoxication, by consuming which one becomes mad and negligent, is called 'besotting'."

https://dhammawheel.com/viewtopic.php?f=42&t=87&p=447736#p447736

Ramona1

Я только изучаю буддизм, но видимо на интуитивном уровне решила отказаться от мяса, а курить никогда не курила и задачи такой передо мной не стояло.

manikarnika

При курении интоксицирует и вызывает зависимость никотин.

Весь остальной хим набор отравляющих веществ, имеющий мало общего с табаком, вызывающими зависимость не являются.

Gizmo

Ассаджи, спасибо за очень развернутый ответ. Очень давно интересовал этот вопрос, и только тут удалось получить все ответы на него.