Zom, ну ведь ясно написано в Висуддхимагге, я привел цитату: ниродхасамапатти нельзя называть ни асанкхата, ни локуттара (локуттара это и есть превосходящее мир, т.е. внемирское).
Возможно только в том смысле, что ниродха ещё связана с миром - в том плане что тело ещё не оставлено полностью. Поэтому видимо нельзя назвать в полном смысле внемирского состояния. И мирским ведь состоянием это тоже не является, не так ли.
Теперь вы начинаете додумывать, создавать предположения, гадать. Наверное вы помните
слова Будды, что про это состояние и состояние ни-распознавания-ни-нераспознавания пусть учат те, кто испытал их и освоил. Вы утверждали, что ниродхасамапатти локуттара (вне мира), в Висуддхимагге написано, что так её называть нельзя. Вы писали, что ниродхасамапатти тождественно ниббане, но опять же ниббана - асанкхата, про ниродхасамапатти сказано, что нельзя говорить, что оно асанкхата. Ваши утверждения противоречат написанному в Висуддхимагге.
Я ж тоже могу сказать так - ну ведь ясно написано в Висуддхимагге - "Cessation that is nibbana" и "The peace it gives is reckoned as nibbana here and now".
Не знаю, о чем и откуда первая фраза, поэтому не могу прокомментировать. А в отношении второй вам уже ответили и вы с этим ответом знакомы. Так Будда говорит не только о ниродхасамапатти, но и о джханах. Это не означает же, что и джханы теперь нужно отождествлять с ниббаной.
Между прочим согласно Абхидхамме и комментариям, даже Сотапанна переживает ниббану.
Да, это локуттара читта, объектом которой (арамана), насколько я с этим знаком, согласно этой традиции, служит ниббана. Но пребывание в ниродхасамапати ни относится к локуттарачиттам.
Согласно например МН 111, дальше ниродхи "уже некуда" - "Furthermore, with the complete transcending of the dimension of neither perception nor non-perception, Sariputta entered & remained in the cessation of feeling & perception. ... He discerned that "There is no further escape". Это опять же подтверждает что это и есть ниббана. Если бы было не так, Сарипутта бы увидел, что "There is further escape". А он этого не увидел.
Вы выпустили в середине существенную часть текста - формулировку достижения освобождения, архатства: "Seeing with discernment, his fermentations were totally ended. "
МН111.
Кстати говоря, в
Тапусса сутте (АН9.41) Будда говорит о 9 пребываниях-достижениях - 4 джханах, пребывании вне форм, включая в эти 9 и ниродхасамапатти, как одно из них.
"Ananda, as long as I had not attained & emerged from these nine step-by-step dwelling-attainments in forward & backward order in this way..."