О Брахме в буддизме, брахмавихары

Автор Curious, 22:00 03 ноября 2023

« назад - далее »

Curious

Брахма в буддизме это класс божеств, а также одно из существ мира чувств.

Интересно собрать все воззрения о Брахме.

Особенно интересно, что понятия о Брахме связаны с брахмавихарами, культивированием доброжелательности, сострадания, сорадования и беспристрастности.

Например, в Метта сутта: Доброжелательность АН 7.62

О нем говорится так:

Цитировать«Монахи, не бойтесь заслуг. Это обозначение счастья, то есть, заслуги. Я припоминаю, что долгое время я переживал желанный, чудесный, приятный результат заслуг, создаваемых долгое время. Семь лет я развивал ум доброжелательности. В результате в течение семи циклов распада мира и развёртывания мира я не возвращался обратно в этот мир [из мира Брахмы]. Когда мир распадался, я направлялся в [мир дэвов] лучезарного сияния. Когда мир развёртывался, я перерождался в пустом дворце Брахмы. Там я был Брахмой, Великим Брахмой, Победителем, Непобеждённым, Вселенским Провидцем, Владыкой.»

https://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an7_62-metta-sutta-sv.htm

В сутте Дигха Никая 13: Тевиджджа сутта Сутта о знании трех вед говорится о свойствах Брахмы:

Цитировать31. Как же ты думаешь об этом, Васеттха? Что ты слышал из разговоров старших, престарелых брахманов, наставников [твоих] наставников? Обладает ли Брахма имуществом или не обладает имуществом?"

– "Не обладает имуществом, почтенный Готама".

– "Враждебен ли он в мыслях или не враждебен в мыслях?

– "Не враждебен в мыслях, почтенный Готама"

– "Злонамерен ли он в мыслях или не злонамерен в мыслях?"

– "Не злонамерен в мыслях, почтенный Готама".

– "Осквернен ли он в мыслях или не осквернен в мыслях?"

– "Не осквернен в мыслях, почтенный Готама".

– "Владеет ли он собой или не владеет собой?"

– "Владеет собой, почтенный Готама".

https://www.dhamma.ru/canon/dn/dn13.htm

В этом труде о метте приведены сведения, которые меня поразили.


Цитировать7.1.1 Living like God (Brahma). The pre-Buddhist (and pre-Abrahamic) Indian conception of God
as a supreme being is one who is unequivocally compassionate without any tinge of anger or "power"
mode. This ancient conception, since it was not against the Buddha's teaching on compassion, is accepted
by early Buddhism as an ideal for the "divine abodes" (brahma,vihāra). This is a term for the qualities of
unconditional love at different levels.

https://www.themindingcentre.org/dharmafarer/wp-content/uploads/2010/02/38.3-Karaniya-Metta-S-khp-9-Sn-1.8-piya.pdf#page=21

Оказывается, брахмавихары основаны на добуддийской идее о том, что Брахма связан с состраданием. Особенно удивительно, что это идея предшествовала и буддизму и авраамическим религиям, а также вообще, как говорится, появилась до появления индийской цивилизации (видимо имеется в виду, что она существовала даже до ведического периода и индуизма, как говорится в труде в "мифическое время"). Идея о добром божестве самых древних жителей Индии меня очень заинтересовала, но я к сожалению не нашел ничего об этом. Хотя я полагаю в труде это указано не на пустом месте, и Будда бы не стал включать брахмавихары в свое учение, если бы это было не так.

Ассаджи

Цитата: Curious от 22:00 03 ноября 2023Идея о добром божестве самых древних жителей Индии меня очень заинтересовала, но я к сожалению не нашел ничего об этом.

По крайней мере, брахмавихары практикуют и джайны, которые были современниками Будды:
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Brahmavihara

Ещё есть фундаментальный труд:
https://dokumen.pub/the-mythology-of-brahma.html

Curious

Благодарю за ссылки!

В Вики говорится, что:

ЦитироватьA shift in Vedic ideas, from rituals to virtues, is particularly discernible in the early Upanishadic thought, and it is unclear as to what extent and how early Upanishadic traditions and Sramanic traditions such as Buddhism and Jainism influenced each other on ideas such as "four immeasurables", meditation, and brahmavihārā.

Было совершенствование религиозной мысли от ритуалов к нравственности. Но это все еще ведическая культура и культура индуизма. В труде о метте говорится, что идея о добром божестве имеет начало в до-ведийский период, в "мифическое время".

То есть она, по всей видимости, принадлежит либо коренным жителям Индии, либо очень древним индо-европейцам. Вообще принято считать, что были различные языческие боги, часто связанные с плодородием, но никак не с добродетелью, и такими возвышенными понятиями, как доброта, сочувствие, сорадование и невозмутимость.

При этом у Брахмы нет суровости, он представляется как доброе, сострадающее божество. Если идея о таком божестве - достояние древних людей (видимо как минимум начало 3 тыс. до н.э.), то это поразительно.

Curious

#3
Еще один интересный момент, помимо древности воззрений о Брахме, это то, к чему приводит развитие брахмавихар.

Вообще, насколько мне на данный момент представляется, в буддизме очень часто связывают развитие брахмавихар с последующим рождением в мире Брахмы.

Но есть сутта (в которой кстати также говорится, что последователи других учений практиковали доброжелательность, сострадание, сорадование и невозмутимость), которая описывает, что состраданию соответствует рождение в мире безграничного пространства, сорадованию - безграничного сознания, а невозмутимости или беспристрастности - рождение в сфере отсутствия всего. Об освобождении ума доброжелательностью говорится о "красивом". Как видно из комментария к сутте, возможно, все эти состояния как-то можно натянуто аллегорически объяснить. Но все-таки сами фразы Будды, как они приведены в сутте скорее явные.

Приводят ли все четыре брахмавихары согласно буддизму к рождению в мире Брахмы или могут быть какие-то иные воззрения?

Я упоминал также сутту Дигха Никая 13: Тевиджджа сутта Сутта о знании трех вед ( https://www.dhamma.ru/canon/dn/dn13.htm ), там тоже упоминаются брахмавихары в контексте рождения в мире Брахмы ("Это, Васеттха, и есть путь к соединению с Брахмой").

Метта сахагата сутта: Сопровождаемый доброжелательностью СН 46.54, краткие выдержки:

ЦитироватьМонахи, я говорю вам, освобождение ума доброжелательностью имеет красивое своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения.

...

Монахи, я говорю вам, освобождение ума состраданием имеет сферу безграничного пространства своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения.

...

Монахи, я говорю вам, освобождение ума сорадованием имеет сферу безграничного сознания своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения.

...

Монахи, я говорю вам, освобождение ума невозмутимостью имеет сферу отсутствия всего своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения.

https://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn46_54-metta-sahagata-sutta-sv.htm


Комментарий к сутте:

ЦитироватьСогласно Комментариям, четыре безмерных (брахмавихары) ведут только к миру форм. В суттах же, хотя в ряде мест и описывается, что эта практика приводит к рождению в мире брахм, всё же, не проводится параллелей между тем или иным безмерным состоянием и уровнем джханы. Таким образом, к данной сутте Комментарию приходится давать натянутые объяснения на предмет верхней границы каждой из брахмавихар, особенно в отношении бесформенных достижений. Если кратко, то Комментарий поясняет это так: 1) тот, кто пребывает в доброжелательности, тот может легко направить ум на цветную касину и достичь освобождения красивого (т.е. джханы, основанной на касине цвета). 2) Тот, кто пребывает в сострадании, тот видит опасность в форме и, таким образом, развивает основу безграничного пространства, которое является спасением от форм. 3) Тот, кто пребывает в сорадовании, постигает радостный ум существ и легко входит в сферу безграничного сознания. 4) Тот, кто пребывает в невозмутимости, тот обладает умением отводить ум от удовольствия и боли, и потому может легко направить его на отсутствие любой конкретной сущности в сфере отсутствия всего.

Curious

#4
Интересно, что, может быть, обитель Брахмы упоминается прямо в Карания метта сутте Сутта Нипата 1.8.

Вот этот участок:

"Brahmam-etaṃ vihāraṃ idha-māhu."

"Это называется высшим пребыванием здесь и теперь."

https://www.dhamma.ru/canon/kn/snp/snp1-8.htm

Оригинал перевода с Пали дост. Тханиссаро Бхиккху:

"This is said to be the sublime abiding."

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/snp/snp.1.08.amar.html

Тут встает вопрос - дост. Тханиссаро перевел, как "высшее пребывание" или "возвышенное". Означает ли "Brahmam-etaṃ vihāraṃ" такое возвышенное состояние, или имеется конкретно - "обитель Брахмы". Само слово "Brahmam" также значит на пали "возвышенное, высшее" или оно означает именно только Брахму? Может быть перевод сделан, чтобы было лучше понятно всем, или все-таки говорится о Брахме?

Ассаджи

Цитата: Curious от 14:08 04 ноября 2023В труде о метте говорится, что идея о добром божестве имеет начало в до-ведийский период, в "мифическое время".

Автор обосновывает это ссылками на королей Судассану и Макхадеву. Их жизнеописания трудно считать историческими источниками, тем более что вторая часть Дигха Никаи (к которой относится ДН 17) была составлена сравнительно поздно. Эти короли жили в некие прежние эпохи.

Цитата: Curious от 14:08 04 ноября 2023То есть она, по всей видимости, принадлежит либо коренным жителям Индии, либо очень древним индо-европейцам.

Про те времена очень мало что известно.

Ассаджи

Цитата: Curious от 15:35 04 ноября 2023Еще один интересный момент, помимо древности воззрений о Брахме, это то, к чему приводит развитие брахмавихар.

Вообще, насколько мне на данный момент представляется, в буддизме очень часто связывают развитие брахмавихар с последующим рождением в мире Брахмы.

Развитие брахмавихар дает возможность развить джханы, а джханы при серьезном их развитии ведут к рождению в мире форм (рупа-лока). Вот здесь можно посмотреть подробнее, к рождению на каких божественных уровнях ведет развитие джхан:

https://accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sagga/loka.html

Для простоты этот мир форм (рупа-лока) порой называют миром Брахмы.

Цитата: Curious от 15:35 04 ноября 2023Но есть сутта (в которой кстати также говорится, что последователи других учений практиковали доброжелательность, сострадание, сорадование и невозмутимость), которая описывает, что состраданию соответствует рождение в мире безграничного пространства, сорадованию - безграничного сознания, а невозмутимости или беспристрастности - рождение в сфере отсутствия всего. Об освобождении ума доброжелательностью говорится о "красивом". Как видно из комментария к сутте, возможно, все эти состояния как-то можно натянуто аллегорически объяснить. Но все-таки сами фразы Будды, как они приведены в сутте скорее явные.

Приводят ли все четыре брахмавихары согласно буддизму к рождению в мире Брахмы или могут быть какие-то иные воззрения?

Метта сахагата сутта: Сопровождаемый доброжелательностью СН 46.54

Эта сутта выбивается из описаний, приведенных в других текстах. Возможно, в неё вкралась ошибка, трудно сказать.

Ассаджи

Цитата: Curious от 00:40 05 ноября 2023Интересно, что, может быть, обитель Брахмы упоминается прямо в Карания метта сутте Сутта Нипата 1.8.

Вот этот участок:

"Brahmam-etaṃ vihāraṃ idha-māhu."

"Это называется высшим пребыванием здесь и теперь."

https://www.dhamma.ru/canon/kn/snp/snp1-8.htm

Оригинал перевода с Пали дост. Тханиссаро Бхиккху:

"This is said to be the sublime abiding."

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/snp/snp.1.08.amar.html

Тут встает вопрос - дост. Тханиссаро перевел, как "высшее пребывание" или "возвышенное". Означает ли "Brahmam-etaṃ vihāraṃ" такое возвышенное состояние, или имеется конкретно - "обитель Брахмы". Само слово "Brahmam" также значит на пали "возвышенное, высшее" или оно означает именно только Брахму? Может быть перевод сделан, чтобы было лучше понятно всем, или все-таки говорится о Брахме?

Перевод верный, тут не говорится об обители Брахмы. Это палийское слово действительно иногда означает  "возвышенное, высшее".

Curious

Цитата: Ассаджи от 17:48 05 ноября 2023Автор обосновывает это ссылками на королей Судассану и Макхадеву. Их жизнеописания трудно считать историческими источниками, тем более что вторая часть Дигха Никаи (к которой относится ДН 17) была составлена сравнительно поздно. Эти короли жили в некие прежние эпохи.

Я нашел, что король Судассана, как считается, был воплощением Будды, когда он еще был бодхисаттвой.

Цитата: Ассаджи от 17:48 05 ноября 2023Про те времена очень мало что известно.

Очень удивительно. Такое воззрение можно даже назвать современным.

Цитата: Ассаджи от 17:59 05 ноября 2023Развитие брахмавихар дает возможность развить джханы, а джханы при серьезном их развитии ведут к рождению в мире форм (рупа-лока). Вот здесь можно посмотреть подробнее, к рождению на каких божественных уровнях ведет развитие джхан:

https://accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sagga/loka.html

Для простоты этот мир форм (рупа-лока) порой называют миром Брахмы.

Спасибо, очень четкая схема. Насколько можно понять, для рождения в одном из хороших уделов, не всегда нужна даже джхана, достаточно нравственности.

Из этого вытекает вопрос. Давно встречал сутту, которая говорила приблизительно о том, что можно настроится на какой-нибудь мир, и переродиться там, к сожалению забыл ее название.

Интересно, с точки зрения буддизма, может ли человек, который не настроен на конечное освобождение, а хочет лучшего существования, осуществить счастливое перерерождение в конкретной обители, прилагая усилия?

Спасибо за ответы и уточнения насчет необычной сутты и брахмавихар.


Ассаджи

Цитата: Curious от 01:31 06 ноября 2023Из этого вытекает вопрос. Давно встречал сутту, которая говорила приблизительно о том, что можно настроится на какой-нибудь мир, и переродиться там, к сожалению забыл ее название.

Интересно, с точки зрения буддизма, может ли человек, который не настроен на конечное освобождение, а хочет лучшего существования, осуществить счастливое перерерождение в конкретной обители, прилагая усилия?

Некоторые шансы у него есть. Но в целом перерождение в том или ином мире происходит не по собственной воле существа.

См. тему https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=459.0

При углублении в такие абстракции важно понимать, что со времени жизни Будды прошло две с половиной тысячи лет, оставленные им методы во многом забыты, и современному человеку должно очень повезти, чтобы ему удалось достичь серьезных результатов. Даже усилий недостаточно - нужно ещё разобраться, как именно их прилагать.

Curious

Цитата: Ассаджи от 13:25 06 ноября 2023Некоторые шансы у него есть. Но в целом перерождение в том или ином мире происходит не по собственной воле существа.

Спасибо за ссылку на интересную тему.

Я думаю, что у людей есть интуиция, или как минимум они считают справедливым, что нравственные люди после смерти попадают в рай. Причем это воззрение не только христианское или буддийское (христианское и в целом авраамическое, параллели здесь - тема весьма обширная), оно принадлежит многим религиям, даже очень простым (об этом можно почитать, например, в труде Григория Померанца и Зинаиды Миркиной "Великие религии мира").

При этом, в буддизме считается, насколько я могу сейчас судить, что можно даже попасть в ад, когда исчерпается благая камма, которая привела к рождению в мире людей или райской обители.

Будда считал воззрения, что нет результатов благих и неблагих поступков самыми вредоносными. Полагаю, все-таки он придавал большое значение личным усилиям.

Ассаджи

Цитата: Curious от 16:13 06 ноября 2023Я думаю, что у людей есть интуиция, или как минимум они считают справедливым, что нравственные люди после смерти попадают в рай. Причем это воззрение не только христианское или буддийское (христианское и в целом авраамическое, параллели здесь - тема весьма обширная), оно принадлежит многим религиям, даже очень простым (об этом можно почитать, например, в труде Григория Померанца и Зинаиды Миркиной "Великие религии мира").

При этом, в буддизме считается, насколько я могу сейчас судить, что можно даже попасть в ад, когда исчерпается благая камма, которая привела к рождению в мире людей или райской обители.

Описания ада в разных религиях тоже похожи:

https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=876.msg6688#msg6688

Цитата: Curious от 16:13 06 ноября 2023Будда считал воззрения, что нет результатов благих и неблагих поступков самыми вредоносными. Полагаю, все-таки он придавал большое значение личным усилиям.

Усилия очень важны. Я о том, что в наше время нужно ещё разобраться в Учении Будды. Ведь "буддизм" стал похож на барабан, описанный в Ани сутте:

https://accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn20/sn20.007.than.html

Я по собственному опыту знаю, что неверное приложение усилий ведет не туда, куда нужно. И такое может случаться, даже когда следуешь общепринятым указаниям.

Curious

Цитата: Ассаджи от 17:02 08 ноября 2023Усилия очень важны.

Почитал об адах, горе Меру и сутту, которая говорит об упадке учения с большим интересом.

Есть интересные мысли дост. Аджана Джаясаро о космологии и усилиях одновременно. Касательно космологии, он считает, что мир существует множество циклов "Больших взрывов"(видимо, он так понимает свертывание и развертывание мира, которое известно в буддизме), а насчет усилий он считает, что настоящее создает будущее, и что каждый миг нашей жизни оставляет след в истории Вселенной. Я не берусь судить о прошлых и будущих жизнях, но я думаю любой человек согласится, что настоящее создает будущее.

ЦитироватьМГНОВЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО

Недавно я наткнулся на популярную фразу, призывающую преодолеть сомнения и страхи, приступив к конкретным действиям. Она гласила: "Ты живешь только раз!" Буддисты не могут согласиться с этим утверждением, но могут взять его на заметку, немного изменив: "Это момент ты проживаешь только раз".

Сегодняшний день - уникальное историческое событие. Мы блуждаем по самсаре невообразимо долго. По словам Будды, если собрать все слезы, пролитые нами в предыдущих жизнях, получится огромный океан. Но за все это время - а оно включает в себя неисчислимое количество "больших взрывов" - 9 сентября 2023 года происходит первый и единственный раз. В какое бы время Вы не читали эти строки, знайте, что сейчас совершенной уникальный час. Этот вдох кажется похожим на большинство предыдущих и последующих, но он единственный в своем роде. Этот скоротечный вдох случится только единожды в нашей личной истории, в истории человечества и в истории Вселенной.

Многие считают, что их жизнь обыденная и скучная. Они хотят чувствовать себя особенными, и ощущают подавленность, когда этого не происходит. Но все что нужно сделать таким людям - перестать бежать и посмотреть на свой опыт по-новому. Все имеет смысл. Во-первых, потому что каждое мгновение уникально. Но что еще важнее, то, как мы относимся к этому моменту жизни, создает наше будущее.

https://dzen.ru/a/ZUj4wGIAqANjiYe4?referrer_clid=1400&;


Curious

#13
Цитата: Ассаджи от 17:02 08 ноября 2023Я по собственному опыту знаю, что неверное приложение усилий ведет не туда, куда нужно. И такое может случаться, даже когда следуешь общепринятым указаниям.

Наверное, Вы имеете в виду опыт медитации и другие вещи, связанные с тем, что называется восьмеричным путем, усилия в разных его аспектах?

Я думаю, что точно не ошибется тот, кто будет соблюдать нравственные предписания, которые известны в буддизме, как 5 обетов.

Обеты можно еще немного расширить. Есть интересная сутта, которая как бы добавляет некоторые.

ЦитироватьСакканама сутта: Имена Сакки
СН 11.12

...Монахи, давным-давно, когда Сакка, царь дэвов, был человеком, он принял и стал придерживаться семи обетов, придерживаясь которых, он обрёл статус Сакки. И что это были за семь обетов?

1) «Покуда я жив, я буду поддерживать своих родителей».
2) «Покуда я жив, я буду уважать старших в семье».
3) «Покуда я жив, я буду говорить спокойно».
4) «Покуда я жив, я не буду говорить сеющих распри речей».
5) «Покуда я жив, я буду пребывать дома с умом, лишённым скупости, щедрым, открытым, радоваться оставлению, буду предан благотворительности, буду радоваться дарению и разделению».
6) «Покуда я жив, я буду говорить правду».
7) «Покуда я жив, я буду пребывать свободным от злобы, а если злоба возникнет во мне, я тут же рассею её».

https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn11_12-sakanama-sutta-sv.htm

Это под силу человеку любой религии и культуры и даже атеисту, который стремится быть хорошим человеком. Нельзя, конечно, сказать что это очень легко, но посильно. Это не аскетический подвиг. Хотя, естественно, люди не идеальны и никто не застрахован от падений.

В контексте темы особенно важно, что Сакка обрел свой статус благодаря тому, что решил соблюдать 7 обетов, когда еще был человеком. Самое сложное, пожалуй, обеты говорить спокойно и гасить в себе гнев. Если остальные обеты это прямое произволение, то эти уже требует элемента осознанности.

Curious

Насчет Сакки, любопытно, подразумевается, видимо, что он кроме своих семи обетов, соблюдал и 5 основных. Привело ли его к рождению Саккой также занятие медитацией и джханы, из сутты точно сказать нельзя.

Curious

Любопытная сутта о силе доброжелательного ума, который превосходит даже подаяние еды.

ЦитироватьВ Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, если бы кто-либо давал бы сотню котлов с едой в качестве подаяния утром, сотню котлов с едой в качестве подаяния днём, сотню котлов с едой в качестве подаяния вечером – и если кто-нибудь другой развивал бы доброжелательный ум даже в течение мгновения, за которое можно было бы дёрнуть корову за вымя, либо утром, либо днём, либо вечером – то последнее было бы более плодотворным, нежели первое.
Поэтому, монахи, вот как вы должны тренировать себя: «Мы будем развивать и взращивать освобождение ума доброжелательностью, мы сделаем его своим средством передвижения, сделаем его своим основанием, утвердим его, будем упражняться в нём и в совершенстве и полностью освоим его». Так вы должны тренировать себя».

https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn20_4-okkhasata-sutta-sv.htm

Я, к сожалению, не нашел оригинала перевода с пали (Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 707), но в переводе дост. Тханиссаро смысл точно такой же.

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn20/sn20.004.than.html

Я стал искать переводы и главное возможные комментарии, поскольку меня поразило, что доброжелательный ум превосходит подаяние. Не совсем понятно, какое подаяние. В русском переводе SV и английском переводе с пали дост. Тханиссаро не указано, что подаяние сангхе. Но, может быть, это подразумевается? Но даже если просто угощение голодных людей, то удивительно. Если сангхе (которая считается "полем заслуг"), то тем более. Будда придает благожелательному уму огромное значение.

Ассаджи

Цитата: Curious от 06:20 22 ноября 2023Я, к сожалению, не нашел оригинала перевода с пали (Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 707)

4 Pots of Food

At Sāvatthī. "Bhikkhus, if someone were to give away a hundred pots of food362 as charity in the morning, a hundred pots of food as charity at noon, and a hundred pots of food as charity in the evening, and if someone else were to develop a mind of lovingkindness even for the time it takes to pull a cow's udder, either in the morning, at noon, or in the evening, this would be more fruitful than the former.363

"Therefore, bhikkhus, you should train yourselves thus: 'We will develop and cultivate the liberation of mind by lovingkindness, make it our vehicle, make it our basis, stabilize it, exercise ourselves in it, and fully perfect it.' Thus should you train yourselves."

362 Be and Se: okkhāsataṃ; Ee: ukkhāsataṃ. Spk: = mahāmukhaukkhalīnaṃ sataṃ. Spk-pṭ: = mahāmukhānaṃ mahantakoḷumbānaṃ sataṃ. The reference is to large pots used to boil a great quantity of rice. AN IV 394-96 makes the same point somewhat differently, and adds that developing the perception of impermanence even for a fingersnap is still more fruitful than developing a mind of lovingkindness.

363 Spk: Gadduhanamattan ti goduhanamattaṃ (lit. "the extent of a cow's milking"), that is, the extent of time needed to take one pull on a cow's teat. Or else (gadduhanamattaṃ =) gandhaūhanamattaṃ (lit. "the extent of a scent-sniff"), that is, the extent of time needed to take a single sniff of a piece of incense picked up with two fingers. If, for even such a short time, one is able to develop a mind of lovingkindness, pervading all beings in immeasurable world systems with a wish for their welfare, this is more fruitful even than that alms given three times in a single day.

Цитата: Curious от 06:20 22 ноября 2023Я стал искать переводы и главное возможные комментарии, поскольку меня поразило, что доброжелательный ум превосходит подаяние. Не совсем понятно, какое подаяние.

Просто подаяние.

Цитата: Curious от 06:20 22 ноября 2023В русском переводе SV и английском переводе с пали дост. Тханиссаро не указано, что подаяние сангхе. Но, может быть, это подразумевается? Но даже если просто угощение голодных людей, то удивительно. Если сангхе (которая считается "полем заслуг"), то тем более. Будда придает благожелательному уму огромное значение.

Даже с точки зрения бытовой логики: если человек становится хоть чуть-чуть добрее, то это заметно меняет его судьбу, влияя на все поступки в будущем.

А если кто-то раздает подаяние без доброты, а в расчете на некое вознаграждение или статус, то это мало влияет на остальные его поступки.

О мотивации подаяния хорошо сказано в Дана сутте:
https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an07/an07.049.than.html

Curious

#17
Благодарю за цитату и ссылку на сутту.  :)

Интересно, что комментарий указывает, что момент понимания непостоянства в уме превосходит момент развития доброжелательности.

Дана сутта отлично раскрывает, что бескорыстное дарение на благо живых существ - самое лучшее.

Цитата: Ассаджи от 11:33 22 ноября 2023Даже с точки зрения бытовой логики: если человек становится хоть чуть-чуть добрее, то это заметно меняет его судьбу, влияя на все поступки в будущем.

Как говорит дост. Тханиссаро в "С каждым вдохом и выдохом", дружелюбие, сострадание, сорадование и безмятежное наблюдение способны развить "безоговорочно любящее сердце".

Высокая планка, но к этому стоит стремиться.

Ассаджи

Цитата: Curious от 21:17 22 ноября 2023Интересно, что комментарий указывает, что момент понимания непостоянства в уме превосходит момент развития доброжелательности.

По словам Будды, созерцание непостоянства необыкновенно плодотворно:
https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=732.0

Но это особое искусство. Так например, досточтимый Упатисса в Вимуттимагге подчеркивает, что созерцание непостоянства как мгновенности не приводит к освобождению. Важно созерцать непостоянство в рамках обусловленного возникновения (патичча-самуппада).

Curious

Цитата: Ассаджи от 21:52 05 декабря 2023По словам Будды, созерцание непостоянства необыкновенно плодотворно:

Благодарю за тему и направление мысли.