Особенности подхода Ачана Ли Дхаммадхаро

Автор manussa, 17:26 08 декабря 2017

« назад - далее »

manussa

Особенности учений   Ачана Ли  касательно практики.

Подробности на английском здесь, в главе Ajaan Lee's Teachings : https://www.dhammatalks.org/Archive/Writings/Five_Faculties_171022.pdf


1) Ачан Ли  обучал так называемой « игре и работе с дыханием» , это активное отношение к дыханию , настройка дыхания и т. д., дост. Тханиссаро   пишет, что когда он  только познакомился с этим подходом , (а до этого его обучали пассивному наблюдению за дыханием,  здесь  идет речь о времени, когда он был молодым монахом),   это стало для него чем-то освобождающим.

2) Мы не просто наблюдаем вдох и выдох, но следим за энергиями дыхания в теле. По началу эта концепция дыхания показалась дост. Тханиссаро странной, но интригующей и он  решил испытать этот подход на практике.  Ачан Ли стал относится к дыханию, как к энергиям дыхания, во время   своей  поездки в Индию и знакомства там с индийскими йогами.   Затем он применил это в своей практике сосредоточения. Это умение в медитации  помогло ему остаться  в  живых и восстановить здоровье , когда у него случился сердечный приступ во время ритрита в глухих джунглях.

Как комментирует  дост. Тханиссаро, эти две особенности : дыхание как энергия  и возможность «игры и работы с дыханием »,  он находит  особенно привлекательными  - a) это делает медитацию интересной, б) мы не  просто заставляем ум успокоиться, но скорее мы используем мудрость для того чтобы  сделать так ,чтобы ум захотел успокоиться.

3) Трактовка термина  sati,  а именно   то что  сати  тесно связано с памятью и означает -- способность удерживать что-либо в уме. Когда Ачан Ли , написал свою книгу о сати, он уделил большое внимание трем составляющим установления памятования на объекте медитации — памятованию (sati), осознанности( sampajana), усердию (attapa).  Также интересно, что ачан Ли именно качество усердия связывал с мудростью.

4) Ачан Ли не отделял практику памятования (sati) от практики сосредоточения (samadhi). По его мнению, нет  четкой границы между этими практиками. Такого мнения придерживаются в лесной традии в целом. Но особенностью Ачана Ли было то,  как он рассматривал 5 факторов первой джаны. Он приравнивал   три фактора джаны ( направленную мысль- витакка , однонастроенность- экаггата  и рассмотрение -виччара ) с тремя факторами памятования  ( памятованием, осознанностью и  усердием. И еще, два оставшихся фактора джаны ( сукха- блаженство  и пити -восторг) , он считал результатами практики первых трех вышеупомянутых факторов джаны , то есть три фактора  выступают причинами.  Кроме того,  он   приравнивал фактор  рассмотрения с мудростью, ( а рассмотрение с усердием, как отмечено выше).

Также Ачан Ли обучал  шести  элементам в теле в контексте джаны. Это тоже было чем- то чуждым, по началу, для дост. Тханиссаро, когда он впервые узнал об этом, но затем когда разобрался,  понял,  что это описание того, как напрямую воспринимается тело.

Далее дост. Тханиссаро суммирует , что по сути учения Ачана Ли дают нам почувствовать, что мы  обладаем  такими возможностями, о которых раньше и не подозревали. И еще  Ачан  Ли часто подчеркивал в своих учения, что  работа с медитацией — это умение, мастерство сродни умению и  мастерству в ремесле.

От себя могу добавить еще одну особенность  учений Ачана Ли, о которой не упомянул в этой главе дост. Тханиссаро,  а именно, многоголосие ума.   Подробности смотрите   в разделе  ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ   
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1547.0

https://www.dhammatalks.org/Archive/Writings/withEachAndEveryBreath_v160221.pdf
раздел BASIC PREMISES
или  https://www.dhammatalks.org/Archive/Writings/inner_strength_v120113.pdf
глава  Сonsciousnesses