Слишком сильная концентрация

Автор Акхандха, 21:55 09 мая 2017

« назад - далее »

Акхандха

У меня по жизни слишком сильная концентрация. И при медитации тоже.
Такое ощущение, что это упругая энергия, пытающаяся взорвать мозг.
Что я делаю не так? спасибо.

Ассаджи

Цитата: Акхандха от 21:55 09 мая 2017
У меня по жизни слишком сильная концентрация. И при медитации тоже.
Такое ощущение, что это упругая энергия, пытающаяся взорвать мозг.
Что я делаю не так? спасибо.

По этому краткому описанию могу предположить, что речь идёт о привычном сужении ума, связанном с ощущениями (и приятными, и мучительными) в верхней части головы.

Этому может способствовать практика анапанасати по слишком упрощенным инструкциям.
Для людей с привычками сосредоточенного мышления сужение внимания до области кончиков ноздрей и верхней губы может быть неудачным выбором.

В таком случае я бы порекомендовал сменить центр внимания на грудь или солнечное сплетение, и достичь там приятных ощущений, как описано у Ачана Ли:

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Потом постепенно охватить вниманием, с приятной воздушной окраской распознавания, все тело. Ощущения в области головы могут при этом всплывать, и даже обостряться, но они уже не будут так втягивать внимание, не будут опрокидывать равновесие, и со временем преобразуются.

Ещё один вариант, - практика метты и других брахма-вихар. Она позволяет решить такие вопросы благодаря тому, что меньше связана с головой, ведь центр внимания при этом приходится на область груди.

Тело, при задействовании его в целом, способно выдержать гораздо больше, чем голова в отдельности, - как лодка, если ставить в неё груз посередине, а не скраю. По ходу дела может потребоваться очистить от мусора все части лодки, но эта работа того стоит.

Акхандха

Благодарю за ценные рекомендации, уважаемый Ассаджи.

Я пробовала концентрироваться на области середины груди. Если так делаю, по ночам начинают сниться адские кошмары. Как с этим быть? Продолжать пока не очистится?

Я вообще заметила, что концентрация на разных местах тела дает совершенно определенные, разные, переживания.
Такое ощущение, что наверху головы находится "страх смерти". И в горле тоже... В общем, видимо каналы забиты.

Ассаджи

Если Вы замечаете, что где находится в теле, то это хороший признак.

Концентрация на тех или иных точках тела может давать необычные результаты, - об этом пишет Ачан Ли, и это описывается как "саньяма" в Йога-сутре Патанджали. В целом же практика самадхи направлена не на такие результаты. Как описывает Будда, нужно наполнить и пропитать все тело восторгом и счастьем.

ЦитироватьТак я слышал.
Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи, я научу вас пятифакторному благородному правильному сосредоточению. Слушайте внимательно. Я буду говорить.
– Как скажешь, господин, – ответили монахи.
Благословенный сказал:
– Так что такое, монахи, пятифакторное благородное правильное сосредоточение?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
Он пропитывает и насыщает, заливает и наполняет само это тело восторгом и счастьем, рожденными уединением. Во всем его теле не остается ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рожденными уединением.
Точно так же как мойщик или ученик мойщика бросает моющий порошок в медный таз и замешивает его, много раз сбрызгивая водой, так что этот шарик моющего порошка, – пропитанный, насквозь насыщенный, наполненный влагой внутри и снаружи, – все же не капает; так и монах пропитывает ... само это тело восторгом и счастьем, рожденными уединением.
Во всем его теле не остается ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рожденными уединением. Это первый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.

http://dhamma.ru/canon/an/an5-28.htm

В Анапанасати много тонкостей, и можно сначала для простоты дойти до проблесков не-плотского (нирамиса) восторга и счастья при практике метты и других брахмавихар, и уже дальше отталкиваться от них.

В Анапанасати важно и предварительно устранить помехи, и помнить о предмете практики, и дойти до восторга и счастья, и развивать просторность ума, хорошо осознавая происходящее в теле, - с метты начать проще.

Акхандха

Спасибо за ответ.
С восторгом пронизывающим всё тело я знакома. Но при этом оно почему-то начинает неметь, холодеть и становится очень напряженным, спазмируется. Не могу понять почему так. То есть, вместо ощущения расширения (знакома и с таким - как облако света вокруг тела и ощущение невесомости) - получается наоборот спазм и теснота.

Ассаджи

Цитата: Акхандха от 19:06 10 мая 2017
С восторгом пронизывающим всё тело я знакома. Но при этом оно почему-то начинает неметь, холодеть и становится очень напряженным, спазмируется. Не могу понять почему так. То есть, вместо ощущения расширения (знакома и с таким - как облако света вокруг тела и ощущение невесомости) - получается наоборот спазм и теснота.

Я набрел на описание того же в теме: http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=9&t=534

Если такие ощущения сопровождаются мыслями о смерти и страхом, то вполне вероятно, что это остатки прошлой смерти с такими ощущениями. Ничего, дело житейское.

Восторг и счастье увеличивают чувствительность, и начинает проявляться то, что ранее было вытеснено в совершенно не осознаваемые области.

К таким мыслям о смерти стоит относиться с юмором, - хотя, конечно, с другой стороны, не стоит слишком перегружать тело такими мучительными ощущениями, а работать постепенно, по возможности с опорой на наработанные восторг и счастье.

Сильные мучительные ощущения, понятно, вызывают тот или иной вариант раздражения и отторожения, с возникновением соответствующего напряжения.

При практике развития метты доброжелательность естественно помогает избавиться от раздражения и страха.

При практике Анапанасати нужно больше навыков, - определить по дыханию помеху,

Цитировать(1) Mind that runs after the past is attacked by distrac­tion: by avoiding that he concentrates it in one place, thus mind does not become distracted.
(2) Mind that looks forward to the future is shakable: by avoiding that he composes it there, thus also mind does not become distracted.
(3) Slack mind is attacked by indolence: by exerting it he abandons indolence, thus also mind does not become distracted.
(4) Over-exerted mind is attacked by agitation: by curbing it he abandons agitation, thus also mind does not become distracted.
(5) Enticed mind is attacked by greed: by being fully aware of that he abandons greed, thus also mind does not become distracted.
(6) Repelled mind is attacked by ill-will: by being fully aware of that he abandons ill-will, thus also mind does not become distracted.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=417.0

понаблюдать помеху в динамике, и аккуратненько отпустить ту жажду, с которой она связана.

Например, при раздражении и отторжении в дыхании большую роль приобретает выдох, а объем дыхания уменьшается. Отследив это, можно подобраться к тому умственному отношению, которое проявляется в таком дыхании, и справиться с ним.

И при этом желательно опираться на наработанные восторг и счастье, чтобы мучительные ощущения не  затягивали.

Как пишет Ачан Ли:

ЦитироватьТело подобно дереву: ни одно дерево не бывает совершенным. Каждый раз на нём бывают новые листья и старые листья, листья зелёные и жёлтые, свежие и увядшие. Увядшие листья опадут первыми, тогда как свежие засохнут постепенно, а потом опадут и они. Некоторые ветви длинные, некоторые – толстые, а некоторые – маленькие. Неравномерно распределены и плоды. Человеческое тело в действительности немногим отличается от дерева. Удовольствие и боль распределяются неравномерно. Те его части, которые чувствуют боль, и те, которые чувствуют удобство, перемешаны совершенно произвольно. Иногда вы чувствуете себя очень хорошо, иногда лишь сносно. Вы не можете полагаться на это чувство. Сделайте всё возможное, чтобы сохранить в состоянии удобства те части тела, которые уже чувствуют себя удобно. Не тревожьтесь о тех его частях, которым вы не в состоянии сообщить это чувство удобства.

Это подобно тому, как если бы мы вошли в дом, где полы начинают подгнивать: если вам хочется сесть, не выбирайте место на подгнившей доске. Найдите такое место, где доски еще прочны.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Акхандха

ЦитироватьЕсли такие ощущения сопровождаются мыслями о смерти и страхом, то вполне вероятно, что это остатки прошлой смерти с такими ощущениями.

Нет. Как ни странно, но такие ощущения в теле сопровождаются не страхом, а полнейшим блаженным умиротворением, дикой слабостью и последующим отключением сознания. Интересно, что к этому результату приводит как сидячая медитация, так и медитация при ходьбе. Разница лишь в том, что при сидячей в моменты падения тела перед закрытыми глазами вспыхивают на мгновение яркие картинки и следует резкое возвращение в сознание (позу тела восстанавливаю, но потом всё происходит так же - циклически: падение с картинкой - возврат в сознание - продолжение медитации - падение...). А при ходьбе этого не происходит - просто сознание уплывает и всё. Не могу пока понять что это и как продвинуться дальше.

Ассаджи

Цитата: Акхандха от 15:39 04 июня 2017
Нет. Как ни странно, но такие ощущения в теле сопровождаются не страхом, а полнейшим блаженным умиротворением, дикой слабостью и последующим отключением сознания.

Говоря о страхе, я исходил из:

Цитироватья этого пугаюсь до ужаса...

http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=9&t=534

Если испуг прошел, то прекрасно. Значит, есть прогресс.

ЦитироватьМысли останавливаются, дыхание угасает, угасает, потом раз... и вдруг думаешь:" так, я не дышу, тело закоченело, а что если я сейчас умру?"

Похоже на остатки замерзания в далеком прошлом.

ЦитироватьИнтересно, что к этому результату приводит как сидячая медитация, так и медитация при ходьбе. Разница лишь в том, что при сидячей в моменты падения тела перед закрытыми глазами вспыхивают на мгновение яркие картинки и следует резкое возвращение в сознание (позу тела восстанавливаю, но потом всё происходит так же - циклически: падение с картинкой - возврат в сознание - продолжение медитации - падение...). А при ходьбе этого не происходит - просто сознание уплывает и всё. Не могу пока понять что это и как продвинуться дальше.

Тут трудно что-то заочно посоветовать по краткому описанию, но попробую.

Разница между медитацией сидя и при ходьбе может быть вызвана тем, что в позе сидя больше расслабления, и чувствуются ощущения, которые при ходьбе маскируются напряжением мышц.
Соответственно лучше осознается то, что всплывает.

Насчет падения приведу такую метафору. Когда при катании на доске упал с нее, то уже поздно сохранять равновесие. Так и тут важно вовремя улавливать самые первые сигналы, и восстанавливать собранность ума.

Первыми сигналами могут быть:
- потеря расслабления;
- потеря восторга и/или счастья;
- потеря просторности ума;

- как описано в Бхиккхунупассая сутте
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1685.0

Для начала лучше выбрать один тип сигналов и развить осознавание возникновения и прекращения, например, напряжения. Я не знаю, какой из типов сигналов Вам лучше подойдет, это зависит от личных особенностей и наработок.
Тогда можно будет устроить "раннее предупреждение" помех по данному типу сигналов. Например, чуть ослабевают приятные ощущения, - это уже сигнал вернуться к опоре (например, к настройке на доброжелательность или настройке на вдыхаемый и выдыхаемый воздух). Это не решит сразу всех проблем, но облегчит продвижение, поскольку можно будет оставлять затягивающие ощущения на периферии, сохраняя центр внимания на восторге и/или счастье, о которых я писал выше, с расслаблением и просторностью. Ощущения на периферии при этом должны медленно, но верно преобразоваться.

Акхандха

Благодарю за советы!   
Еще пара уточнений.

Цитата: Ассаджи от 18:56 04 июня 2017

Говоря о страхе, я исходил из:

Цитироватья этого пугаюсь до ужаса...

http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=9&t=534

Если испуг прошел, то прекрасно. Значит, есть прогресс.

Да. страх прошел. потому что в результате многократных повторений сего феномена я поняла, что каждый раз он самостоятельно прекращается и я выхожу из него, а не умираю.

ЦитироватьЭто не решит сразу всех проблем, но облегчит продвижение, поскольку можно будет оставлять затягивающие ощущения на периферии, сохраняя центр внимания на восторге и/или счастье, о которых я писал выше, с расслаблением и просторностью. Ощущения на периферии при этом должны медленно, но верно преобразоваться.
Проблема заключается в том, что именно восторг и расслабление связаны вместе и им невозможно противостоять. Тело становится как тряпка, такая блаженствующая тряпка)) то есть, теряется упругость "каркаса" тела почему-то. И единственное пока что я могу сделать - это положить тело горизонтально и сознание опять-таки исчезает. Я не могу сказать, что это обычный сон. Потому что во сне у меня обычно высокая осознанность, даже чересчур. К такому блаженному выключению сознания меня приводит только медитация.

Кстати если я медитирую лежа, то осознанность почему-то получается сохранять намного-намного дольше. Но если я ее продолжаю удерживать, заканчивается все опять-таки выключением сознания.


Ассаджи

Цитата: Акхандха от 01:25 05 июня 2017
Проблема заключается в том, что именно восторг и расслабление связаны вместе и им невозможно противостоять. Тело становится как тряпка, такая блаженствующая тряпка)) то есть, теряется упругость "каркаса" тела почему-то. И единственное пока что я могу сделать - это положить тело горизонтально и сознание опять-таки исчезает. Я не могу сказать, что это обычный сон. Потому что во сне у меня обычно высокая осознанность, даже чересчур. К такому блаженному выключению сознания меня приводит только медитация.

Кстати если я медитирую лежа, то осознанность почему-то получается сохранять намного-намного дольше. Но если я ее продолжаю удерживать, заканчивается все опять-таки выключением сознания.

Действительно напоминает анабиоз в неком божественном варианте:

Цитировать"вот сейчас впаду в анабиоз на сотни лет и как потом из него выходить обратно?"

В буддийских терминах это может соответствовать состоянию существ без распознавания (асання-сатта), достигших "асання-самапатти".

Ничего, все, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению :)

Расслабление и восторг с блаженством относятся к первым двум способам установления памятования. Кроме этих двух, к счастью, есть еще два.

В третьем способе ключевой критерий при развитии самадхи - просторность.

ЦитироватьПри этом монах распознает
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума;
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума;
(5) просторное состояние ума, как просторное состояние ума;
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума;

http://dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm

По поводу просторности ума есть тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=426.0

На просторность можно выйти, например, через брахмавихары, развивая их по отношению ко всем существам, или через анапанасати, достигая окрашенности нимиттой воздуха (зрительной или тактильной) всего поля восприятия (когда все тело, и даже то, что вне его, начинает восприниматься как "воздушное").

Как пишет Ачан Ли Дхаммадхаро:

ЦитироватьКогда вы дойдёте до этой точки, вы можете обнаружить, что дыхание начинает порождать различные знаки, нимитта, такие как видение или ощущение жара, холода или ощущение звона в голове. Вы можете увидеть бледно-тёмный пар или собственный череп. Даже в этих случаях, не разрешайте себе подвергаться воздействию чтобы ни появлялось в вашем сознании. Если же вы не хотите появления нимитты, сделайте глубокие и долгие дыхания, направляя их вниз, к сердцу, и нимитта немедленно исчезнет.

Когда вы заметили появление какой-нибудь нимитты, внимательно сосредоточьте на ней своё осознание, но обязательно сосредотачивайтесь только на одной нимитте за раз, выбирая из них наиболее удобную. Как только вы ухватились за неё, расширьте её до размеров головы. Белая блестящая нимитта полезна для тела и ума – это чистое дыхание, которое способно очистить кровь в теле, снизить или устранить чувство боли.

Когда этот свет станет размером с вашу голову, опустите её к Пятой Основе, к центру грудной клетки. Когда она прочно утвердится там, позвольте ей распространиться и заполнить грудную клетку. Пусть ваше дыхание станет настолько белым и ясным, насколько возможно, затем пусть дыхание и свет распространятся по всему телу, заполняя каждую пору, пока разные части тела не проявятся самопроизвольно в виде картин. Если же вы не хотите этих картин, сделайте два или три долгих вдоха, и они исчезнут. Сохраняйте осознавание неподвижным и пространным. Не позволяйте осознаванию зафиксироваться или подвергаться воздействию какой-нибудь нимитты, которая случайно может появиться в ясности дыхания. Продолжайте тщательно наблюдать за умом; сохраняйте его единство; пусть он всецело будет поглощён единственным предметом – утончённым дыханием, позволяя этому утончённому дыханию охватить всё тело.

Когда вы достигли этой точки, постепенно начнёт открываться знание. Тело станет лёгким, как пух. Ум будет отдохнувшим и свежим – гибким, обособленным и самодостаточным. Возникнет необычайное чувство физического удовольствия и лёгкости ума.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

И потом, когда пространство ума будет начинать привычно сужаться, можно будет это вовремя замечать, и возвращаться к настройке на опору.

Цитата: Акхандха от 01:25 05 июня 2017Да. страх прошел. потому что в результате многократных повторений сего феномена я поняла, что каждый раз он самостоятельно прекращается и я выхожу из него, а не умираю.

Это может быть хорошим началом для работы с четвертым способом установления памятования. Вначале, видимо, происходило отождествление с возникающими мыслями о смерти. Но после многократного отслеживания возникновения и исчезновения "сего феномена" отождествление прошло, и с ним прошли мысли о смерти.

Так и с этим расслабленным блаженным выключением сознания. Скорее всего, с ним происходит привычное отождествление, в силу того, что оно блаженное. Соответственно, многократное отслеживание его возникновения и исчезновения поможет заметить, что не такое уж оно и блаженное (если замечать все ощущения, а не тонуть в избранных), - и разотождествиться с ним. А без отождествления оно потеряет свою власть, и потихоньку пройдет.

Акхандха

Цитировать(когда все тело, и даже то, что вне его, начинает восприниматься как "воздушное").
Вот это мне очень знакомо. Особенно воздушность тела или ощущение его отсутствия, при этом со способностью управлять им. Намного реже бывали и состояния когда "всё вокруг воздушное" и как будто полупрозрачное.

Как ни странно, воздушность тела достигается у меня к концу рабочего дня автоматически - работа связана с долгим сосредоточенным сидением за компьютером. Легкость тела к вечеру обеспечена) Но она сопровождается и внутренней возбудимостью и спазмированием некоторых участков тела. Мне это не очень нравится. Медитация же приводит ум к покою и в теле ощущается какая-то чистота что ли и тоже легкость, но в меньшей степени, чем от долгого сидения.

ЦитироватьКогда вы заметили появление какой-нибудь нимитты, внимательно сосредоточьте на ней своё осознание
Нимитта возникает очень часто и не только в медитации, но и при засыпании. Это или просто всё заливающий яркий  белый свет, или "луна", или как будто яркий белый блик на каком-то "предмете". Я ее замечаю, но ухватить не могу и что-то сделать с ней - тоже. Всё исчезает. Видимо эмоция удивления такой яркостью выбивает меня.

В прошлую ночь попробовала при медитации фокус держать на всем теле сразу. Надо признать, хотя я в конце и ослабела как обычно, но сидение мое длилось значительно дольше. Я Вам очень благодарна за ценные советы, ув.Ассаджи. Попробую работать в направлении ощущения просторности ума и легкости тела.

Ассаджи

#11
Пожалуйста, рад помочь.

Раз уж Вы меня так внимательно слушаете, то позвольте дать еще несколько советов.

Цитата: Акхандха от 12:50 05 июня 2017
Как ни странно, воздушность тела достигается у меня к концу рабочего дня автоматически - работа связана с долгим сосредоточенным сидением за компьютером. Легкость тела к вечеру обеспечена) Но она сопровождается и внутренней возбудимостью и спазмированием некоторых участков тела. Мне это не очень нравится.

Да, по-хорошему это надо постепенно менять, даже просто ради здоровья. Если восемь часов в день развивается суженное состояние ума, а один час просторное, то общий баланс затрудняет продвижение.

Самый простой способ регулярно переключаться в течение дня с головы на все тело, - те или иные физические упражнения.

Во-первых, при сидении я бы посоветовал использовать балансировочное сидение наподобие такого:





Во-вторых, поставить на компьютер то или иное расширение для регулярных перерывов:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1679.msg15253#msg15253

и в перерывах делать упражнения. Я бы посоветовал занятия на балансировочных дисках или досках:

https://sandstol.ru/p249646166-balansirovochnaya-doska-labirint.html
https://www.getsport.ru/categories/index/373/0/balasirovochnie-doski-i-indo-board-indobord

Сам я докатился до такой:
http://www.si-boards.com/

и с ее помощью гарантированно отдыхаю от мыслей, поскольку при сохранении равновесия они во многом приостанавливаются.

Заодно равновесие тела способствует равновесию ума.

ЦитироватьМедитация же приводит ум к покою и в теле ощущается какая-то чистота что ли

Здорово, что Вы это различаете.

ЦитироватьВ прошлую ночь попробовала при медитации фокус держать на всем теле сразу. Надо признать, хотя я в конце и ослабела как обычно, но сидение мое длилось значительно дольше.

Не прилагаете ли Вы слишком много усилий, борясь с тем, что есть, и добиваясь того, что должно быть?

Просторность, как и другие факторы, развивается постепенно и естественно, как выращивается растение.

В течение дня исследуешь, как меняется интересующий фактор и от чего от зависит. Например, задаешь себе вопрос, насколько ум сейчас просторен, не спеша что-то менять (третья сатипаттхана). Выясняешь причины и предпосылки. Или как теперешнее состояние можно оценить по шкале от абсолютного страдания рассудочного происхождения до абсолютного блаженства того же происхождения, если учитывать ощущения во всем теле (вторая сатипаттхана). В конце дня подытоживаешь результаты, возможно, письменно.

На балансировочной доске тоже так, - день за днем все лучше чувствуешь степень равновесия, исследуешь его на опыте, и со временем оно начинает сохраняться как бы само собой. Равновесие не достигается волевым решением.

Так и в практике при тщательном исследовании оказывается, что просторное состояние в конечном счете комфортнее любого сужения, и когда это глубоко прочувствовано и проверено, то просторность развивается естественно.

Акхандха

Очень благодарна за советы! Балансировочное оборудование обязательно достану и займусь.
Обязательно отпишусь о результатах. Еще раз большое Вам спасибо  :)