Четвертая Сатипаттхана

Автор Ассаджи, 12:41 02 мая 2015

« назад - далее »

Ассаджи

Цитировать- Почему четвертую сатипатхану называют созерцание "состояний ума" или "объектов ума"? --В нее ведь входят и четыре Благородные Истины и Шесть Аятан (глаз и  форма к примеру ... По видимому не совсем является состоянием ума ... Или тело и его объект. Разве что принять теорию дхарм по Розенбергу), а также пять кхандх куда входит  Рупа из пяти элементов,что также не совсем состояние ума.

Это издержки перевода термина "дхамма".

"Дхаммы" здесь -- это прежде всего семь факторов Пробуждения и пять помех. В Вибханге (199) в разъяснении основ памятования, в разделе "Dhammaanupassanaaniddeso", упоминаются только семь факторов и пять помех. Это дает основания предположить, что остальные составляющие были включены в четвертую основу позже.

Эту главу Вибханги можно почитать на странице:
http://www.ancient-buddhist-texts.net/Texts-and-Translations/Satipatthanavibhanga/05-Dhammanupassananiddeso.htm

Отсюда перевод "качества ума", как описано в теме: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=681.0

Но с учетом расширенного содержания четвертой основы можно просто перевести это слово как "явления".

Ассаджи

ЦитироватьПочему Каянупасана как созерцание Рупы дублирует Дхамманупасану - созерцание пяти кхандх, одна из которых та же Рупа?

Четвертая основа отличается тем, что в ней исследуется динамика явлений, - факторы возникновения и факторы исчезновения, что во многом совпадает с исследованием "Обусловленного возникновения" (патичча-самуппада). Например, для "рупы" (тела) необходимой предпосылкой служит пища, - см. http://dhamma.ru/lib/paticca.htm .