Вопросы по суттам

Автор Чулапантака, 08:26 17 апреля 2016

« назад - далее »

Чулапантака

Почему в Ганакамогаллане сутте не описано практики Випассаны?
И я слышал, что в некоторых суттах Випассана не описывается.

"Видя зрением форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения".
Эти нимитта и подробности и подробности происходят только в медитативном опыте?

http://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm

Ассаджи

Доброго времени, Дмитрий!

Цитата: Дмитрий от 08:26 17 апреля 2016
Почему в Ганакамогаллане сутте не описано практики Випассаны?
И я слышал, что в некоторых суттах Випассана не описывается.

В суттах "випассана" - не практика, а способность рассмотрения явлений:

"К какому результату, монахи, приводит развитое проникновение (випассана)? Развивается мудрость. К какому результату приводит развитая мудрость? Отбрасывается какое бы то ни было неведение."

Виджджа-бхагия сутта
http://dhamma.ru/canon/an/an2-29.htm

"Тот, кто достиг успокоения ума, но не достиг видения-как-есть явлений с помощью высшей мудрости, должен обратиться к тому, кто достиг видения-как-есть явлений с помощью высшей мудрости ... с вопросом: "Как нужно рассматривать конструкции (санкхара)? Как их нужно исследовать? Как их нужно видеть-как-есть?" Тот должен ответить в соответствии с тем, что он увидел и пережил: "Конструкции нужно рассматривать таким образом ... исследовать таким образом ... видеть-как-есть таким образом". В результате (первый) достигнет и успокоения ума, и видения-как-есть явлений с помощью высшей мудрости."

Самадхи сутта
http://dhamma.ru/canon/an/an4-94.htm

Слово "випассана" приобрело значение определенной практики в бирманском одноименном движении, о котором можно узнать больше на страницах:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=666.0
http://www.theravada.ru/Teaching/Works/istoriya-vipassani-sv.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0
https://en.wikipedia.org/wiki/Vipassana_movement

и в статье:
On saints and wizards: Ideals of human perfection and power in contemporary Burmese Buddhism
Patrick Pranke
https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/jiabs/article/viewFile/9290/3151

Ассаджи

Цитата: Дмитрий от 08:26 17 апреля 2016
"Видя зрением форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения".
Эти нимитта и подробности и подробности происходят только в медитативном опыте?

Фокус с привлечением внимания к тем или иным особенностям тела используют даже кокетки.

Со страницы http://cosmetic.ua/mushka_ili_rodinka_neotrazimoe_oruzhie_koketki :

Мушка - орудие соблазна    

С появлением моды на отбеливание кожи женщины нашли возможность даже на покрытом белилами лице расставить нужные акценты. И здесь на помощь снова пришли искусственные родинки-мушки, которые стали изготовлять из черной тафты или бархата.



Собственно мушками эти темные кружочки стали называть в России по аналогии с французским словом mouche(муха), когда мода на этот милый аксессуар пришла туда из Франции.
Мушки пристраивали не только там, где хотели подчеркнуть чистоту и нежность кожи или соблазнительное декольте. Каждая такая мушка мгновенно привлекала взгляд к самым выгодным, по мнению кокетки, прелестям лица, плеч, груди или рук.
"

Аналогично внимание направляется в рекламе и видеоклипах.



Соответственно, для того, чтобы внимание в таких случаях не блуждало непроизвольно, влияя затем и на поведение, нужна охрана дверей чувств (см. тему http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.0 ).


Из перевода Санвара сутты, который готовит Александр Кузин-Алексинский:

"И каково, монахи, обуздание как усилие? Вот, монахи, монах, увидев зрением образ, старается не улавливать представлений, не улавливать второстепенных признаков1. По той причине, что пребывающего с необузданной способностью зрения будут одолевать алчность и уныние, порочные и неумелые качества2, - он приступает к ее обузданию, охраняет способность зрения, в способности зрения достигает обуздания."
___________________________

1. Представления и второстепенные признаки – (пали) nimitta и anubyañjana. Типовое для Палийского канона разъяснение по поводу обуздания жизненных способностей в Санвара сутте полезно соотнести с еще одним наставлением, в котором говорится о представлениях и второстепенных признаках, – с Адитта-парияя суттой. Там эти понятия преподаны в несколько ином свете. В единообразном по всем жизненным способностям высказывании Будда утверждает следующее:«Лучше бы, монахи, горячей стальной иглой, раскаленной, обжигающей, пройтись по этой способности зрения (слуха и т.д.), чем в отношении познаваемых зрительным сознанием образах были бы уловлены представления на второстепенных признаков».
(Varaṃ, bhikkhave, tattāya ayosalākāya ādittāya sampajjalitāya sajotibhūtāya cakkhundriyaṃ sampalimaṭṭhaṃ, na tveva cakkhuviññeyyesu rūpesu anubyañjanaso nimittaggāho).
Согласно Комментарию к Адитта-парияя сутте, понятия «представления» и «второстепенные признаки» соотносятся друг с другом двойственным образом.
В первом случае речь идет о явлениях одного рода, когда «улавливание представлений» и «улавливание второстепенных признаков» означают «улавливать как целое» и «улавливать по частям». Это разъясняется через сравнение крокодила с пиявкой: первый хватает, не разбираясь, целиком, а вторая впивается то в ногу, то в руку и т.д. – по отдельности.
Во втором случае речь идет о явлениях разного рода, когда улавливается представление красивого, представление отталкивающего и т.д., – по отношению к выделенным (уловленным) второстепенным признакам, например, «рука», «нога» и т.п. В этом случае некто улавливает: «красивая рука, красивая нога» и т.п.

2.   См. также: «Ахара сутту», где Будда разъясняет, чем подпитываются помехи к Постижению, и чем подпитываются семь слагаемых Постижения. Так, например, представление привлекательности (субха-нимитта), выступает предпосылкой для возникновения чувственного желания (ка̄ма-чханда), представление возмущения (пат̣игха-нимитта) – предпосылкой для возникновения недорожелательности (вйа̄па̄да).См. так же на эту тему «Ан̃н̃а-титтхия сутта», в которой представление привлекательности (субха-нимитта), представление возмущения (пат̣игха-нимитта) и неосновательное внимание (айонисо-манасика̄ра) выступают предпосылками для возникновения, соответственно, страсти (ра̄га), неприязни (доса) и заблуждения (моха).