Феноменология и випассана

Автор Ассаджи, 19:20 27 июня 2014

« назад - далее »

Ассаджи

Виктор Ширяев в своей статье затронул интересную тему параллелей между буддийской практикой и феноменологией:

http://eroskosmos.org/vipassana-phenomenology/

Бывание, на самом грубом уровне, конструируется телесными и речевыми поступками. В связи с этим буддийская практика начинается с рефлексии поступков. Такое рефлектирующее созерцание созвучно "феноменологической установке" Гуссерля, благодаря которой раскрывается "феноменологическая конституция".

На более тонком уровне, бывание конструируется через направленность внимания на те или иные представления (нимитта), - здесь можно провести параллель с "Vorstellungen" Канта и "ноэтической конституцией" Гуссерля. При охране дверей чувств внимание сознательно переключается с одних представлений на другие.

Практика Сатипаттханы созвучна "эйдетической редукции" в том, что в опыте выделяется одна из четырех сфер установления памятования, и происходящее в ней наблюдается в универсальных понятиях "чистого разума", "эйдосах", - "приятное чувство", "звук", "страсть" и т.п. Причем происходящее в выбранной сфере рассматривается само по себе, безотносительно других сфер, например "тело само по себе" (что иногда переводится как "тело в теле"), "чувства сами по себе", и т.п.

При развитии собранности ума, многообразие настроек на различные представления редуцируется до однонастроенности на представление об опоре сосредоточения. Здесь нет прямой параллели с феноменологией.

Далее, благодаря развитию мудрости устраняются искажения распознавания, что созвучно "трансцендентальной редукции". Исправление "распознавания собственной принадлежности" (атта-сання) напоминает работу с "трансцендентальной апперцепцией" Канта.

Благодаря деконструкции может быть достигнуто "самадхи без представлений", которое уже близко к Ниббане.

И наконец, оказывается, что бывание констуируется уже в силу того, что сознание опирается на что-либо. Благодаря тому, что сознание перестает опираться на умственные и физические явления (нама-рупа), достигается безопорность сознания, и сознание касается Ниббаны.

Ассаджи

Может показаться, что речь идет о неких заоблачно сложных вещах.
Вот простой пример редукции из жизни - отслеживается одна выбранная переменная, и в результате становятся заметны причинно-следственные связи. Благодаря этому становится возможным выявить предпосылки страдания и устранить их.

"И тогда я ... задумала такую штуку. В течение следующих 100 дней я буду наблюдать за своими эмоциями и настроениями и работать с ними, чтобы понять — что именно мешает нам (или хотя бы мне) чаще с улыбкой смотреть на жизнь и шагать легко. И что нам, собственно, с этим делать (эмоций у меня с избытком, так что скучать не придется). Такая вот получается «Стодневка хорошего настроения»."

http://interesno.co/myself/40f67a8a2dc1

"Главный вывод, которым хочу поделиться сразу: осознанность — штука очень непростая. Для того, чтобы понять, над чем в течение этих 100 дней надо будет работать в первую очередь, я поставила себе задачу отмечать все свои эмоции и настроения в течение дня."

"Между некоторыми поведениями и настроениями — как положительными, так и не очень — уже очевидны связи, причем связи стабильные, не зависящие от других показателей. Например, музыка и прогулка на свежем воздухе — это всегда ощущение радости и покоя, спасение от тягостных мыслей. Заношу их в список инструментов для создания позитивных эмоций (или для переработки негативных). И, напротив, долгое листание новостной ленты в фейсбуке — четкая дорога к досаде на себя за потраченное время (вот ни разу еще не было, чтобы результатом стало какое-то хорошее ощущение). Работаю над сознательным сокращением."

http://interesno.co/myself/7bac73d17b07

Ассаджи

Мишель Битбол

От феноменологического эпохе к медитации    

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1860&Itemid=52



Урбанаева И.С.

Буддийская медитация и феноменологический метод: основания и смысл сравнения    

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1889&Itemid=52