Почему ум относится к органам чувств?

Автор Never, 06:37 06 февраля 2014

« назад - далее »

Never

На первый взгляд, ум совершенно отличается от других пяти органов чувств, которые воспринимают внешние объекты, так как ум обрабатывает внутренние объекты (мысли, информацию).

Может быть, их относят в одну категорию потому, что работа ума, так же как и других органов чувств, порождает такую же цепочку реакций:  осознание, распознавание, эмоциональный ответ?

Ассаджи

"Мано" точнее переводить как "рассудок", он осуществляет предварительную обработку и синтез информации.
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,273.0.html
Пять остальных способностей - это не физические органы, а способности восприятия в целом.
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1287.0

Рассудок действует параллельно со способностями восприятия. Например, при зрении дополняется то, чего не видно:
http://infoglaza.ru/ztrglaza/179-slepoe-pyatno
http://allforchildren.ru/sci/sci002.php

Поэтому люди, даже находясь в одном и том же месте, видят несколько разные вещи :)

Ощущение (пхасса), внимание (манасикара), распознавание (сання), чувство (ведана), воление (четана), относятся к уму, психике (нама).

Их взаимосвязи примерно представлены на диаграмме http://dhamma.ru/lib/paticca.htm
где "мано" явлется одной из сфер восприятия слева (адджхатта аятана).

Сергей О.

Цитата: Never от 06:37 06 февраля 2014
На первый взгляд, ум совершенно отличается от других пяти органов чувств, которые воспринимают внешние объекты, так как ум обрабатывает внутренние объекты (мысли, информацию).

Может быть, их относят в одну категорию потому, что работа ума, так же как и других органов чувств, порождает такую же цепочку реакций:  осознание, распознавание, эмоциональный ответ?
Ум не относят к органам чувств. Говорят о пяти органах чувств (если так можно перевести слово индрия в данном контексте, или, как написал Ассаджи, пять способностей восприятия). Например в Махаведалла сутте. Но говорят о шести сферах [восприятия] или шести сферах контакта и здесь шестая сфера - сфера ума.
Умом (мано) мы воспринимаем умопостигаемые вещи. Есть вещи, которые воспринимаются при помощи органов чувств, например формы и цвета, запахи и вкусы... А есть вещи, которые мы воспринимаем, но не органами чувств. Например мы чувствуем радость. Чем мы воспринимаем её? Умом (душой, если использовать небуддийский термин, т.к. русское слово ум действительно часто соотносят с рассудком, но не с эмоциями). Аналогично мы воспринимаем, осознаем и другие психические явления: удивление, испуг, наличествующую например жадность, рассеянность или сосредоточенность ума... Всё это мы можем воспринимать и осознавать - умом.
Также через канал ума мы, например, воспринимаем прошлую рупу. Например вы были в каком-то городе раньше. Вы можете вспомнить его какие-то улицы, виды. Но вы же будете видеть это не глазами, можно вспомнить даже с закрытыми глазами. Восприятие будет через "канал" ума (или относиться к сфере ума - манаятана).
И да, вы правы, так же и как по остальным сферам контакта, при контакте возникает чувство (ведана), распознавание (сання) и т.д.

Balabust

А еще радио волны не слышим не видим не чуем не осязаем,но познаем.

FakeStep

Интересная интерпретация понятия ума. А остальные чувства иначе не интерпретируют, так, чтобы отличалось от привычного нам понимания?

shankhai1989

Цитата: Сергей О. от 13:23 06 февраля 2014
Цитата: Never от 06:37 06 февраля 2014
На первый взгляд, ум совершенно отличается от других пяти органов чувств, которые воспринимают внешние объекты, так как ум обрабатывает внутренние объекты (мысли, информацию).

Может быть, их относят в одну категорию потому, что работа ума, так же как и других органов чувств, порождает такую же цепочку реакций:  осознание, распознавание, эмоциональный ответ?
Ум не относят к органам чувств. Говорят о пяти органах чувств (если так можно перевести слово индрия в данном контексте, или, как написал Ассаджи, пять способностей восприятия). Например в Махаведалла сутте. Но говорят о шести сферах [восприятия] или шести сферах контакта и здесь шестая сфера - сфера ума.
Умом (мано) мы воспринимаем умопостигаемые вещи. Есть вещи, которые воспринимаются при помощи органов чувств, например формы и цвета, запахи и вкусы... А есть вещи, которые мы воспринимаем, но не органами чувств. Например мы чувствуем радость. Чем мы воспринимаем её? Умом (душой, если использовать небуддийский термин, т.к. русское слово ум действительно часто соотносят с рассудком, но не с эмоциями). Аналогично мы воспринимаем, осознаем и другие психические явления: удивление, испуг, наличествующую например жадность, рассеянность или сосредоточенность ума... Всё это мы можем воспринимать и осознавать - умом.
Также через канал ума мы, например, воспринимаем прошлую рупу. Например вы были в каком-то городе раньше. Вы можете вспомнить его какие-то улицы, виды. Но вы же будете видеть это не глазами, можно вспомнить даже с закрытыми глазами. Восприятие будет через "канал" ума (или относиться к сфере ума - манаятана).
И да, вы правы, так же и как по остальным сферам контакта, при контакте возникает чувство (ведана), распознавание (сання) и т.д.

да я тоже согласна. как это ум это орган чувств???я уже не чувствую умом, аа чувствую душой) а умом я думаю))

Ассаджи

Если смешивать рассудок (мано) с умом (читта), то действительно получается путаница.

О том, что этот термин означает в индийской философии, можно прочитать в теме:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=273.msg11047#msg11047

shankhai1989

Цитата: Ассаджи от 18:09 16 сентября 2017
Если смешивать рассудок (мано) с умом (читта), то действительно получается путаница.

О том, что этот термин означает в индийской философии, можно прочитать в теме:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=273.msg11047#msg11047
вот именно в конец уже запуталась когда статейку прочитала) все равно сколько не читаю не доходит до меня)

Ассаджи

Цитата: shankhai1989 от 11:15 17 сентября 2017
вот именно в конец уже запуталась когда статейку прочитала) все равно сколько не читаю не доходит до меня)

Вспомните милого пушистого котенка, пригревшегося у вас. Вы его гладили, а он урчал от удовольствия.

Когда вы это вспоминаете, у вас ведь возникают чувства и побуждения, подобные тем, которые возникали бы при поглаживании котенка сейчас, в данный момент.
С помощью рассудка создаются картины, звуки и ощущения, на которые вы откликаетесь аналогично тому, как вы откликаетесь на воспринимаемое пятью чувствами прямо сейчас.

shankhai1989

ну допустим возникают) вы хотите сказать что из за того что мой мозг воспроизводит те ощущения, ум в данном случае будет считаться органом чувств?

Ассаджи

Цитата: shankhai1989 от 09:42 20 сентября 2017
ну допустим возникают) вы хотите сказать что из за того что мой мозг воспроизводит те ощущения, ум в данном случае будет считаться органом чувств?

Нет. Речь идет не об органах чувств, а о способностях восприятия. Не о мозге, а о психике. Не столько об уме, сколько о рассудке. 

Речь идет о том, что мано (переведем его как "рассудок"), как моделирующая и синтезирующая способность психики, участвует в формировании восприятия вместе с пятью остальными чувствами, - зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

Ramona1

На счёт рассудительности полностью согласна, ведь не зря же человек думающий = человек рассудительный. А как же тогда человек умный? Что ж это значит глупый? Я тут не могу разобраться. Ведь многие мамочки называют своих деток умными. Что ж, получается, нужно называть по правильному деток рассудительными, мыслящими? Тут я запуталась немного.

Ассаджи

Цитата: Ramona1 от 08:42 19 декабря 2017
А как же тогда человек умный? Что ж это значит глупый? Я тут не могу разобраться. Ведь многие мамочки называют своих деток умными.

Правильно называют. Если умные - значит умные.

Бхиккху Кхеминда

В СН 12.61 - Мано, Читта и Винньяна перечисляются как синонимы

Ramona1

Спасибо большое за разъяснение. Теперь всё понятно.  Но так же ещё хотелось бы уточнить, если мальчик умный и рассудительный, но проявлять эти качества не хочет из-за лени, про-являет только тогда, когда сам хочет, а не тогда когда просят. Есть ли по этому поводу хоть что-то сказанное?  И как маме (моей знакомой)  бороться с этой ленью мальчика, лень, которая очевидно мешает? Подскажите, пожалуйста.

Ассаджи

Цитата: Ramona1 от 12:39 20 декабря 2017
Но так же ещё хотелось бы уточнить, если мальчик умный и рассудительный, но проявлять эти качества не хочет из-за лени, про-являет только тогда, когда сам хочет, а не тогда когда просят. Есть ли по этому поводу хоть что-то сказанное?  И как маме (моей знакомой)  бороться с этой ленью мальчика, лень, которая очевидно мешает? Подскажите, пожалуйста.

Будда не занимался вопросами воспитания детей.

От себя могу посоветовать книгу Карен Прайор "Не рычите не собаку".