Разум и сердце

Автор Галина, 14:29 21 ноября 2013

« назад - далее »

Галина

Размышления эти возникли после просмотра фильма знаменитого и некогда любимого мной режиссера. Не хочу называть его имени. Впечатления  весьма противоречивы.
С одной стороны – несомненный талант, может даже гениальность, недюжинный интеллект, демонстрирующий самые высокие возможности человеческого разума. Глубокая философия, неординарное видение – все есть в его творчестве. Но! Чего-то не хватает.  Холодом веет от его философии, от его гения. И этот холод пронизывает все его творчество. И сводит его на нет.
Так чего же не хватает в этом гении? Сердца. Его блистательный, безупречный разум холоден и безжизнен. Возможно, он тоже страдал.  Да и наверняка страдал. Но его страдание какое-то застывшее, окаменелое, неживое. Взгляд его как будто обращен навеки в бездну. Таков его удел.
Нет ничего плохого в его разуме, казалось бы. Но он ужасает.
Мне приходилось в жизни встречать таких людей. Кое-кто из них утверждал, что таков и есть буддийский идеал. Не верю. Холодный разум всегда чреват злом.

Ассаджи

Да, разуму без сердца очень трудно найти верное применение, и слишком часто мудреные задумки приводят к непредвиденным печальным последствиям.

Сердце мудрее разума в том, что оно охватывает весь опыт и всех существ, а не отдельные частности и личности. Таким образом можно направить разум на целостное и гармоничное решение.

Именно разум, в отличие от сердца, может найти путь к тому, чего еще никогда не было в опыте, - и выработать практические шаги.

Галина

Я ни в коей мере не умаляю значение и роль разума. Напротив. Но сердце без разума по крайней мере не приведет к явному злу, хотя может заблуждаться. Разум без сердца однозначно приведет к злу и гордыне. Другого пути у него нет. Конечно, идеальный вариант - их союз, сомнения нет. Недаром учение Будды опирается на разум (правильное понимание, взгляды), но при этом исключительно только на основе нравственности, добра. Но это идеальный вариант :)
Кстати, думаю, что и человек рассудочный, с холодным сердцем тоже может быть нравственным. То есть жить правильно, как положено, не нарушать нравственные законы. Но равна ли такая нравственность добру?
Будда при всей устремленности к бесстрастию не был холодным и бессердечным. Его бесстрастие основано на глубочайшем сострадании, т.е. сердечном понимании страдания. Иначе, если бы его разум оставался безучастным к страданию (холодным). то не было бы причины для него искать путь, и, тем более, вести людей к освобождению. Верно?

Ассаджи

Совершенно согласен.

Галина

Благодарю вас за понимание, Ассаджи :)

Ассаджи

Пожалуйста, Галина  :)