Сатипаттхана - стр. 2 - Вопросы практики - Постижение credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Сатипаттхана  (Прочитано 33272 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Кусярон

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 357
Re: Сатипаттхана
« Ответ #20 : 09 Апрель 2007 10:51 »

Одно не исключает другое. Достижение высших бестелесных джхан означает как минимум "вступление в поток".

Вы так думаете? Основываясь на чем?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #21 : 10 Апрель 2007 11:10 »

Насколько я помню, я читал что-то на эту тему у Тханиссаро Бхиккху, но сейчас не могу вспомнить где.

Видимо, я что-то перепутал. Само по себе достижение высших бестелесных джхан не означает "вступления в поток".

По определению из Саупадисеса сутты:

Puna caparaṃ, sāriputta, idhekacco puggalo sīlesu paripūrakārī hoti, samādhismiṃ mattaso kārī, paññāya mattaso kārī. So tiṇṇaṃ saṃyojanānaṃ parikkhayā sattakkhattuparamo hoti, sattakkhattuparamaṃ deve ca manusse ca sandhāvitvā saṃsaritvā dukkhassantaṃ karoti.

Again, Sàriputta, a certain person is complete in virtues, incomplete in concentration and incomplete in wisdom. Destroying three bonds he transmigrates as a human or god the most seven times and makes end of unpleasantness.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara6/09-navakanipata/002-sihanadavaggo-e.html
« Последнее редактирование: 14 Апрель 2010 09:11 от Ассаджи »
Записан

Константин

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 211
Re: Сатипаттхана
« Ответ #22 : 10 Январь 2008 10:20 »

Насколько я помню, я читал что-то на эту тему у Тханиссаро Бхиккху, но сейчас не могу вспомнить где.

Видимо, я что-то перепутал. Само по себе достижение высших бестелесных джхан не означает "вступления в поток".

Речь могла идти не о первых четырех бестелесных джханах с опорой на бесконечное пространстве, бесконечное сознание и т.д., а о тех более высоких бестелесных джханах, в которых может пребывать практик, уже имеющий опыт ниббаны. Кажется я читал об этом у Саядо У Джотики.
Вот достижение таких джхан, наверное, и означает как минимум вступление в поток.
Также ведь упоминается иногда и девятая джхана Будды. Может это и есть?
« Последнее редактирование: 10 Январь 2008 10:23 от Константин »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #23 : 10 Январь 2008 12:21 »

Речь могла идти не о первых четырех бестелесных джханах с опорой на бесконечное пространстве, бесконечное сознание и т.д., а о тех более высоких бестелесных джханах, в которых может пребывать практик, уже имеющий опыт ниббаны.

Иногда различают "локия джханы", достигаемые теми, кто не достиг "вступления в поток", и "локуттара джханы" "Благородных личностей". Но сами джханы при этом по сути одни и те же.

Цитировать
Вот достижение таких джхан, наверное, и означает как минимум вступление в поток.
Также ведь упоминается иногда и девятая джхана Будды. Может это и есть?

Наверное, имеется в виду "анимитта чето-самадхи", описанное, например, в Чуласуннята сутте: http://dhamma.ru/canon/mn121.htm
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #24 : 20 Март 2012 14:51 »

А каким образом их можно оптимизировать? Вы имеете в виду развитие возможности оперативного отслеживания неумелых качеств/поступков, осуществляемых при помощи речи и тела и, соответственно, недопущения их возникновения, их прекращения, развития умелых качеств и их поддержания?

Да, весь буддийский путь посвящен зарождению и развитию умелых способов поведения (телом, речью и умом), устранению и предотвращению неумелых способов поведения.

Сознательно невозможно отслеживать все сразу. Поэтому в буддийской практике выбирается тот или иной способ установления памятования - скажем, четыре позы тела (стоит, сидит, лежит, идет), или шесть видов чувств (приятные, неприятные, безразличные; плотские и неплотские).

Это в чем-то похоже на аудит организации. Всё невозможно отслеживать и проверять. Выбираются определенные показатели для отслеживания. Благодаря такой обратной связи организация может заработать лучше.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #25 : 02 Май 2015 08:13 »

Цитировать
Вопрос:
- Как подбирать одну из сатипатхан?

Традиционно ту или иную практику подбирает наставник. Указания по этому поводу можно найти в теме: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=435.msg14439#msg14439
Возможно, эти указания окажутся полезны и для самостоятельного выбора.

Цитировать
- Есть ли сутты по данной теме? Где Будда учит избирательному подбору основы для памятования?

Таких сутт нет.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #26 : 02 Май 2015 10:36 »

Цитировать
Как я понимаю восьмеричный Путь, вначале идет практика сатипатханы, и уже на ее основе достигают Джхан и попутно промежуточных прозрений на пути к просветлению.

Практиковать первые три способа установления памятования (сатипаттхана) можно либо для развития способности успокоения (саматха), в том числе джхан, либо для развития способности рассмотрения (випассана).

Об этом, в частности, говорится в Вимуттимагге, в главе по Анапанасати:

"Of those sixteen, the first twelve fulfil serenity and insight, and are discerned as impermanence. The last four fulfil only insight. Thus should serenity and insight be understood."

Эти два варианта практики Сатипаттханы описываются и в Комментарии.

Дело в том, что и в Сатипаттхана сутте, и в Анапанасати сутте под заголовками первых трех основ осознанности сведены вместе как практики самадхи (сосредоточения), так и практики развития мудрости. В целом это оправдано, так как в тех же джханах тоже исследуется реакция на объект, но только один — опору сосредоточения.

Причем это классификация не во временном порядке практики (как иногда считается, «шаги практики»), а просто по четырем основам осознанности. Такой вывод можно сделать из сопоставления видов практики по Анапанасати сутте и последовательности развития факторов Пробуждения. Например, расслабление тела, которое в Анапанасати сутте приводится в первой четверке, как фактор Пробуждения развивается после “piiti”, находящегося во второй четверке.
Записан

Orfey_vlastelingrez

  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
Re: Сатипаттхана
« Ответ #27 : 02 Май 2015 11:00 »

Я вот почитал предложенную вами АН 4-49. Кажется Саннья -Випаласса сутта.
В книге "Единственный путь" есть кое-что об этой класификации.
Против восприятия привлекательности - созерцание тела.
Против восприятия приятности - созерцание чувств.
Против восприятия постоянства- созерцание ума.
Против восприятия "как своего" - созерцание феноменов.
Но это не согласуется во многом с практикой Аничча-саннья.
Как я понял - Аничча переживается через зависимое возникновение(его практикуют в 4-ой Стптхн.)
При созерцании ума максимум воспринимается мгновенность и узко на уровне Нама, но не Рупа.То есть Кшаника в узком смысле, но не Аничча в широком.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #28 : 02 Май 2015 12:35 »

В книге "Единственный путь" есть кое-что об этой класификации.
Против восприятия привлекательности - созерцание тела.
Против восприятия приятности - созерцание чувств.
Против восприятия постоянства- созерцание ума.
Против восприятия "как своего" - созерцание феноменов.

Насколько мне известно, это поздняя придумка, не из сутт. В ней действительно есть нестыковки.

Цитировать
Но это не согласуется во многом с практикой Аничча-саннья.Как я понял - Аничча переживается через зависимое возникновение(его практикуют в 4-ой Стптхн.)

Да.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6503
Re: Сатипаттхана
« Ответ #29 : 09 Май 2016 11:40 »

Из темы выделены ответвления:

Семь факторов Постижения и Сатипаттхана
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=495.0

Бхиккхунупассая сутта
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1685.0

Сатипаттхана-источники
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1694.0

Четвертая Сатипаттхана
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1692.0

Перевод "kāye kāyānupassī"
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1686.0

Перевод "bahiddhā"
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1161.0
Записан