Мое заблуждение по поводу души

Автор Balabust, 13:14 30 марта 2013

« назад - далее »

Balabust

Читал вот вопросы милинды и во мне крепко осела мысль о луше.
в впоросах милинды опровергалолся "знаток".
но что  если души не находиться в теле но через него контактирует с внешним.
как допустим когда играешь в онлайн игру у тебя есть персонаж.
им можно управлятть через полноценны клиент с картинкой и можно  ботом.как будто вырвали глаза
и ты знаешь о онлайн мире столько сколько поступает в твой канал.



Ассаджи

По этому поводу в разных религиозных течениях есть множество всевозможных умопостроений, в том числе очень похожих на то, о чем Вы говорите.
Но прок от них получается разве что тогда, когда они мотивируют к исследованию этого вопроса на практике.
Именно таким образом, а не через логические умозаключения, можно стать счастливее и прекратить страдания.

Zheka

Мне кажется странным, даже каким- то аномальным, то, с каким упоением и легкостью многие буддисты говорят об анатте, и стала ловить себя на том автоматизме, с которым приходится рассуждать по делу службы о "безличности". Легко произносить: пять агрегатов, отсутствие вечной неизменности, отсутствие души. Трудно - прочувствовать это и не испугаться: слишком уж многое это учение ставит на кон. Испугаться, как говорил Будда, того, что никогда не существовало, зато существовало незыблемое и тводое ощущение "я". Сколько тут ни тверди себе и другим про анатту, пережить это в реальности и жить С ЭТИМ - это совсем другое. Не книжные знания. И возможно ли это в принципе - тот еще вопрос.

Ассаджи

Цитата: Zheka от 18:08 30 марта 2013
Легко произносить: пять агрегатов, отсутствие вечной неизменности, отсутствие души. Трудно - прочувствовать это и не испугаться: слишком уж многое это учение ставит на кон. Испугаться, как говорил Будда, того, что никогда не существовало, зато существовало незыблемое и тводое ощущение "я".

Разве Будда такое говорил?

Zheka

Цитата: Ассаджи от 18:35 01 апреля 2013
Цитата: Zheka от 18:08 30 марта 2013
Легко произносить: пять агрегатов, отсутствие вечной неизменности, отсутствие души. Трудно - прочувствовать это и не испугаться: слишком уж многое это учение ставит на кон. Испугаться, как говорил Будда, того, что никогда не существовало, зато существовало незыблемое и тводое ощущение "я".

Разве Будда такое говорил?
Будду спросили в одном диалоге, можно ли сокрушаться по поводу того, чего не существует, и он ответил, что да: человек после учения об анатте решил, что  у меня "был" атман, а теперь вот его нет.

Ассаджи

Цитата: Zheka от 19:00 02 апреля 2013
Будду спросили в одном диалоге, можно ли сокрушаться по поводу того, чего не существует, и он ответил, что да: человек после учения об анатте решил, что  у меня "был" атман, а теперь вот его нет.

Разве есть такой диалог?
Скорее всего, это переиначенная концовка Ананда сутты.

Balabust

есть такой диалог может ли человек горевать о том чего нету.

Ассаджи


Vladiimir

#8
В Алагаддупама сутте (МН 22) есть похожий диалог.

Zheka

Alaggaduppama sutta
MN 22
Волнение и отсутствие волнения

Когда так было сказано, один монах обратился к Благословенному: «Учитель, может ли быть волнение относительно того, что внешне не наличествует?»
«Может, монах» - ответил Благословенный. «Вот человек думает так: «Ох, это было моим! Ох, того, что было моим, больше нет! Ох, пусть это будет моим! Ох, я не получаю этого!». Он горюет и мучается, рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Таким образом, [у него] имеется волнение относительного того, что внешне не наличествует».
«Но Учитель, может ли не быть волнения относительно того, что внешне не наличествует?»
«Может, монах» - ответил Благословенный. «Вот человек не думает так: «Ох, это было моим! Ох, того, что было моим, больше нет! Ох, пусть это будет моим! Ох, я не получаю этого!». Он не горюет, не мучается, не рыдает, не бьёт себя в груди и не становится обезумевшим. Таким образом [у него] нет волнения относительного того, что внешне не наличествует».
«Но Учитель, может ли быть волнение относительно того, что внутренне не наличествует?»
«Может, монах» - ответил Благословенный. «Бывает, когда у человека есть такое мнение: «Этот мир - это я. После смерти я буду постоянным, вечным, неизменным. Я буду пребывать так в течение вечности». И он слышит как Татхагата или ученик Татхагаты обучает Дхамме ради уничтожения всех воззрений о «я», решимостей, пристрастий, тенденций и одержимостей; ради прекращения всех формаций; ради оставления всех обретений; ради окончания жажды; ради бесстрастия, прекращения, Ниббаны. Мысль приходит к нему: «Так выходит, что я буду уничтожен! Так выходит, что я исчезну! Так выходит, что я перестану существовать!» Он горюет и мучается, рыдает, бьёт себя в груди, становится обезумевшим. Таким образом может быть волнение по поводу того, что внутренне не наличествует».
«Но Учитель, может ли не быть волнения относительно того, что внутренне не наличествует?»
«Может, монах» - ответил Благословенный. «Бывает, когда у человека нет такого мнения: «Этот мир - это я. После смерти я буду постоянным, вечным, неизменным. Я буду пребывать так в течение вечности». И он слышит как Татхагата или ученик Татхагаты обучает Дхамме ради уничтожения всех воззрений о «я», решимостей, пристрастий, тенденций и одержимостей; ради прекращения всех формаций; ради оставления всех обретений; ради окончания жажды; ради бесстрастия, прекращения, ниббаны. [Такая] мысль не приходит к нему: «Так выходит, что я буду уничтожен! Так выходит, что я исчезну! Так выходит, что я перестану существовать!» Он не горюет и не мучается, не рыдает, не бьёт себя в груди, не становится обезумевшим. Таким образом может не быть волнения по поводу того, что внутренне не наличествует.

Ассаджи

Любые убеждения по поводу "я" приводят к страданиям.

Тут, кстати, "волнение" - "paritassana".

Сутта о беспокойстве, связанном с присвоением (упадана-паритассана):
http://dhamma.ru/canon/sn/sn22.007.ivah.html

Об отсутствии беспокойства (апаритассана):
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1413.0

Ассаджи

"The second mistaken inference is that, given the thoroughness with which the Buddha teaches not-self, one should draw the inference that there is no self."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.022.than.html

Olivin

Цитата: Zheka от 18:08 30 марта 2013
Мне кажется странным, даже каким- то аномальным, то, с каким упоением и легкостью многие буддисты говорят об анатте, и стала ловить себя на том автоматизме, с которым приходится рассуждать по делу службы о "безличности". Легко произносить: пять агрегатов, отсутствие вечной неизменности, отсутствие души. Трудно - прочувствовать это и не испугаться: слишком уж многое это учение ставит на кон.
Вроде бы не трудно. Нет ничего постоянного. Ты исчезаешь полностью. Но как отсутствие души согласуется с теорией перерождения? Что же перерождается? (Кажется, вопрос этот уже поднимался на форуме, но я не нашла где, а если и читала, то ответ все равно не понятен).

Ассаджи

Цитата: Olivin от 16:27 22 июня 2014
Вроде бы не трудно. Нет ничего постоянного. Ты исчезаешь полностью. Но как отсутствие души согласуется с теорией перерождения?

Даже не знаю. Будда не учил тому, что душа отсутствует, и не учил полному исчезновению.

Он учил практике разотождествления, через развитие мудрости:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=442.0

Carver

Всем доброго времени суток!Мне кажется что в учении всё понятно по этому вопросу - анатта пяти скандх.Ради этого практикуется осознанность к телу,чувствам,уму и качествам ума.Ведь именно через тело-ум возникают привязанности,отвращение и заблуждение.Познавши что тело-ум не "Я" существо уже не привязывается по новому и отбрасывает старые привязанности.
Нужно всего лишь "отпустить" всю информацию полученную из книг и ретритов и быть осознанным.Рано или поздно придёт понимание...Здесь ни кто не сможет никому сказать - вот здесь душа("Я") а воооот это её проявления,а вот так она эволюционирует из перерождения в перерождение!Нужно всё это познавать самому.Но это лично моё мнение,основанное на личном опыте,а поэтому может быть ошибочным.