Апперцепция и перцепция

Автор Alert, 21:49 18 сентября 2003

« назад - далее »

Alert

Насколько возможно понять из последних обсуждений апперцепции, она соответствует sanna. Что же в буддизме соответствует перцепции?
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertНасколько возможно понять из последних обсуждений апперцепции, она соответствует sanna. Что же в буддизме соответствует перцепции?

Система понятий психологии довольно размыта. В разных школах понятия перцепции и апперцепции понимаются по-разному.

В основном перцепция - это то же, что и восприятие,
http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?topicnumber=48250&search=%EF%E5%F0%F6%E5%EF%F6%E8%FF#srch0
то есть весь комплекс процессов, происходящих при воздействии раздражителей на органы чувств.
http://encikl.by.ru/txt/v44.htm

В буддийской психологии отдельно рассматривается формирование впечатления (пхасса) при сочетании объекта чувств, органа чувств и сознания, а также три основных составляющих отклика на впечатление: когнитивная (сання), волевая-рефлекторная (четана) и аффективно-эмоциональная (ведана).

Для адекватного перевода этой когнитивной составляющей предлагается использовать термин "апперцепция", более-менее подходящий по смыслу.

Ассаджи

Меня заинтересовало, есть ли параллели буддийской модели с психофизиологией. В учебнике "Анатомия человека" пишется:

"В проводящих путях, по которым импульс следует к корковому концу анализатора, имеются ядра в спинном мозге, стволе головного мозга, таламусе. В нейронах, залегающих в этих ядрах, происходит переключение импульса. Все эти структуры и кора объединены в афферентную систему. Из неё информация направляется в интегративную и эфферентную системы, которые включают ассоциативную, лимбическую, двигательную и вегетативную системы. Эти системы осуществляют сличение и интеграцию сигналов, которе поступают от различных анализаторов, с информацией, которая хранится в памяти."

Таким образом, вначале сигнал поступает по единой афферентной системе, что соответствует формированию впечатления в буддийской модели. Затем он разветвляется и обрабатывается параллельно различными отделами нервной системы.

На первый взгляд, соответствия следующие:

сання - ассоциативная нервная система, кора головного мозга
ведана - лимбическая и вегетативная (автономная) нервная система
камма - двигательная и соматическая нервная система

Ассоциативная нервная система осуществляет и общую интеграцию действий систем.

http://galactic.org.ua/Prostranstv/n_v_slux-1.htm

ЦитироватьОдной из важных медико-биологических проблем, представляющих большой интерес как для развития фундаментальной науки, так и для практической медицины является исследование интегративной деятельности нервной системы. Первоначально ученые представляли себе рефлекс как линейное взаимодействие между рецептором и эффектором. Однако в конце прошлого столетия такое упрощенное понимание сменилось понятием интегративной многоуровневой организации ответа нервной системы на стимул.

http://www.apteki.nnov.ru/docs/359/4-1-2.html

Anonymous

Соотношение перцепции и апперцепции более напоминают мне соотношение потенциального и актуального. Апперцепция есть выбор, фиксация, актуализация множества потенций, представленных перцепцией. Внутренний мир потенций, образов и смыслов в момент апперцепции проецируется на внешний объект восприятия. Этой внутренней стороной восприятия возможно управлять, т.е. управлять апперцепцией, произвольно актуализируя те или иные образы и смыслы, вне зависимости от объекта. На этом построен один из аспектов тантрической практики. Т.е. в тантре в конечном итоге также учатся управлять апперцепцией.

Alert

Опять регистрация слетела ...
На правах рекламы

Ассаджи

ЦитироватьСоотношение перцепции и апперцепции более напоминают мне соотношение потенциального и актуального. Апперцепция есть выбор, фиксация, актуализация множества потенций, представленных перцепцией. Внутренний мир потенций, образов и смыслов в момент апперцепции проецируется на внешний объект восприятия.

Можно даже сказать, что внешний объект конструируется.

ЦитироватьЭтой внутренней стороной восприятия возможно управлять, т.е. управлять апперцепцией, произвольно актуализируя те или иные образы и смыслы, вне зависимости от объекта.

И вот при этом раскрывается конструированная природа "реальности". Оказывается, что если полностью овладеть таким управлением, то появляется возможность менять "реальность".

Однако цель, очевидно, не в этом, а в прекращении хронической ложной апперцепции, и возвращении свободы выбора.

Anonymous

//Можно даже сказать, что внешний объект конструируется.//

Конечно он конструируется, но перцепцией. Апперцепция его фиксирует, наделяет существованием. Это конечно относится к единичному акту, моменту сознания и здесь опущены все другие составляющие нама. Благодаря им и возможно управлять апперцепцией даже, "мирскими" методами.

Ассаджи

ЦитироватьКонечно он конструируется, но перцепцией.

Скорее все здесь повязано, и одно другое конструирует.

ЦитироватьАпперцепция его фиксирует, наделяет существованием.

Апперцепция наделяет смыслом. В этом смысле она может наделять "существованием" или "несуществованием" как фиксированными обозначениями. Однако эти обозначения иллюзорны, так как всё возникает взаимообусловленно.

ЦитироватьБлагодаря им и возможно управлять апперцепцией даже, "мирскими" методами.

Что тоже хорошо :)

Anonymous

//Скорее все здесь повязано, и одно другое конструирует. //

Если говорить "в общем", то да. Если же разбирать весь процесс по отдельным его элементам, то в единичном мгновении, акте потока сознания роль апперцепции только в выборе, фиксации.

//Апперцепция наделяет смыслом. //

Это не совсем точно, т.к. смыслы могут быть и в потенции. Апперцепция актуализирует один смысл из множества.

//В этом смысле она может наделять "существованием" или "несуществованием" как фиксированными обозначениями.//

"Несуществование" такое-же существование, объект, "появившийся" в результате апперцепции. А отрицание в психологии не работает. :) Т.е. существование не просто обзначение, а одна из "функций" апперцепции, которую, в частности, "обнаружил" Нагарджуна. Кстати ею можно управлять произвольно, что подтверждается и в психологии многими тестами, где используется "пограничное" восприятие. В наше время "существование" как предикат, наряду с другими "открыл" Зильберман. На чем построена его философия философий, в некоторых аспектах весьма напоминающая буддизм, если его понимать как некую особую философию.

Anonymous

ЦитироватьОднако эти обозначения иллюзорны, так как всё возникает взаимообусловленно.
А почему бы не сказать что "Все иллюзорно", тем самым можно освободиться от иллюзии, в противном случае придется все время помнить о том, что мы имеем дело только с обозначения, но это чистейшей воды нигилизм, или как скажут в наше время - интеллектуализм.
Абсурдная ситуация, которая никак не способствует ни перцепции ни апперцепции.
Если упорствовать в своем нежелании признать этот факт, тогда придется признать иллюзорность Четвертой Благородной Истины иллюзорность Будд, потому что все возникает взаимообусловленно. :)

Но дело в том, что между восприятием йогина и восприятием обычного человека есть скачок.
И то, что обычный мыслящий человек знает как интуицию, служит указанием на необычный способ восприятия действительности.
Это не дуализм, но это реальное противоречие, которого не следует бояться. Легче всего все непонятное назвать иллюзией. :wink:

Ассаджи

Цитата: dddА почему бы не сказать что "Все иллюзорно", тем самым можно освободиться от иллюзии, в противном случае придется все время помнить о том, что мы имеем дело только с обозначения, но это чистейшей воды нигилизм, или как скажут в наше время - интеллектуализм.

Речь идет не о том, что говорить, а о том, что практиковать. Когда отслеживаешь, как тот или иной процесс возникает на основе соответствующих предпосылок, то убеждаешься в его безличности, пустоте и в конечном счете иллюзорности.

Например, если поставить рядом два пальца и скосить глаза, то получится третий палец. Косоглазый человек может быть убежден в достоверности третьего пальца. Однако при наблюдении возникновения этой иллюзии она рассеивается.

В том, что касается обсуждаемой темы, в иллюзорности обозначения как результата апперцепции убеждаешься тогда, когда наблюдаешь его возникновение и исчезновение.

Ассаджи

(Ответвление по поводу термина "сання" перенесено в тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=942.0 )