Выбор другой касины

Автор novice, 23:42 31 марта 2013

« назад - далее »

novice

Здравствуйте!

Некоторое время назад я начал практиковать касину белого цвета. (Практиковать, возможно, слишком пафосное слово в моей ситуации, но, во всяком случае, немного попробовал.) Где-то с первого января практикую на ежедневном базисе, увеличивая число минут. С первого апреля по плану должно быть четыре минуты в день. Я знаю, что о касине белого цвета было сказано: "The four colour kasinas are the most excellent, because through them one attains to the emancipations and the positions of mastery. The white kasina is excellent, because it illumines and because through it an unobstructed state of mind is attained." Но, тем не менее, мне хотелось бы попробовать не касину цвета, а касину земли. И хотелось бы задать несколько вопросов, на которые у меня в данный момент ответов нет:

1) Смена объекта сосредоточения (в данном контексте, касины) -- это вообще положительная вещь для практики или нет? Возможно, у кого-то есть опыт с другими объектами сосредоточения. К примеру, вы практиковали метту регулярно, а затем начали практиковать кладбищенские медитации.

2) Что насчет варианта совмещения практики двух касин? К примеру, утром касина белого цвета, вечером касина земли. Честно говоря, мне так делать не хочется, но если в ходе обсуждения выяснится, что этот вариант очень выгоден и полезен для практикующего, то почему бы и нет.

3) Уместна ли смена касины в принципе? Есть некоторые наработки, и, вероятно, мне стоит продолжать и продолжать изо дня в день, регулярно, практиковать касину белого цвета. И когда я мирянин. И потом, когда стану монахом. Всю жизнь. И, быть может, в таком случае чего-нибудь и достигну. А может, смена касины только добавит новых граней и улучшит мою практику? Что можете посоветовать? И не потеряются ли наработки, если я перейду на практику касины земли? Позвольте мне прибегнуть к примитивной аналогии, чтобы было понятно о чем речь.
Представьте, что вы занимаетесь обработкой данных в MS Excel. Вы можете так и работать там, и стать настоящим профи Excel. А можете (первый вариант) начать обрабатывать данные в другой программе. Но теперь представьте, что в первом случае вы перейдете в программу, которая похожа на Excel. (Пусть это будет OpenOffice Table или как она там называется) Очень сильных и радикальных отличий от Икселя в этой программе нет, и ваш опыт и наработки будут вполне релевантными. Конечно, вы должны понимать, что, тем не менее, это две разные программы, и оупен оффис не то же самое, что Иксель. А теперь представьте себе второй вариант. Вы переходите на нечто совершенно иное, например, IBM SPSS или Wolfram Mathematica. Всё, надо начинать всё заново. Прошлые наработки не подойдут, это абсолютно другие программы. если в Икселе вам нужно пару-тройку минут, чтобы вбить данные и составить модель, то в математике вам нужно будет сперва несколько часов провести перед книжками и справкой, чтобы разобраться что там к чему. Но зато ваше понимание обработки данных обогатится.
Или возьмем другой пример. Вы изучаете английский язык. Вы можете так и изучать его, и стать настоящим профи английского языка. А можете (первый вариант) начать учить французский. В этом случае ваши наработки вполне подойдут -- достаточно много слов из английского есть также и во французском. (конечно, в несколько иной форме, но не будем сейчас вдаваться в лингвистику) Или, второй вариант, вы начинаете изучать китайский. Всё надо начинать сначала, ибо язык уже совсем другой. Зато ваши познания в языках обогатятся.  Так что выберете вы?

Также, прошу вас, не стесняйтесь задавать вопросы, которые вы считаете уместными. Возможно, вам нужны какие-то дополнительные данные, или вам нужно что-то уточнить. Ещё можно в личку писать )

Ассаджи

#1
Здравствуйте!

Судя по цитате, Вы ориентируетесь на Вимуттимаггу. 
Все же я не понимаю, что именно Вы делаете.
Если Вы просто экспериментируете в свободном режиме, то это Ваше право.
Однако должен Вас предупредить, что в силу ряда причин в практике касин трудно достичь чего-то стоящего без указаний опытного наставника. И возможно множество ошибок, которые не стоит повторять.

Начинающие порой в ожидании чуда пытаются загипнотизировать предмет (или себя?) взглядом, вместо того, чтобы работать с качествами ума, как описано, в Вимуттимагге на странице 77, или в Патисамбхидамагге. Дело ведь не в предмете сосредоточения, а в работе с умом. Джхана при практике Анапанасати - вариант касины воздуха. Важно именно нарабатывать навыки, независимо от предмета.

Я бы Вам посоветовал съездить, например, на ритрит в Чехию:
https://web.archive.org/web/20160711032626/http://dhammarama.eu/buddhism/meditation-retreat-dibba-vihara.html

novice

Спасибо за ответ, Ассаджи!

     Узнать, что такое ритрит было бы здорово, но вот именно сейчас это не представляется осуществимым. Возможно, через несколько лет. Тем не менее, хотелось бы грамотно распорядиться тем временем, что есть сейчас. Вообще, я мог бы выделить и два, и три часа  в день на медитацию. Другой вопрос, что я сам вряд ли потяну такой режим, с касиной или без.
Вы, Ассаджи, верно подметили, что цитата из Пути Свободы, или, как говорят, Вимуттимагги. Одна из лучших книг для меня (наряду с каноническими  суттами). Именно на неё я и ориентируюсь (в данном случае). Хотя я также читал про практику касины и в других источниках, среди которых есть и Висуддхимагга.

     В принципе, основная цель такой практики для меня -- это развитие сосредоточения, но в масштабах куда более скромных, чем кто-то, возможно, мог подумать. Вы можете удивиться, если я скажу, что на данный момент не ставлю себе цели достичь джханы. Чтобы было легче понять, представьте, к примеру, что некий человек любит плавание. Он плавает, но не для того, чтобы выиграть чемпионат мира. И даже не для того, чтобы сделать своё тело здоровее и крепче. Он плавает, потому что любит это делать. Даже в том случае, когда у него ничего не получается, и он просто барахтается. Также и я не ставлю особо больших задач. Зато мне нравится эта практика. К тому же после её выполнения может возникнуть чувство, ощущение того, что сделал что-то правильное, полезное. (Обратное чувству стыда, сожаления, когда сделал что-то плохое.) Плюс есть некая внутренняя тяга работать с касиной. К тому же, если совсем ничего не практиковать, то самсара может засосать так, что мало не покажется. А так, при практике, хоть какой-то уровень концентрации будет поддерживаться.

     Очень интересно было бы узнать, почему без наставника трудно добиться результатов в этой практике. Даже если бы наставник и был, то он всё равно вряд ли мог бы увидеть,что твориться в моей голове. Загипнотизировал ли я себя или нет ) Это если мы рассматриваем случай, когда наставник не обладает сверхспособностями. А так, всё что может быть сказано, в общем и целом, может быть и написано через интернет.

novice

ЦитироватьНачинающие порой в ожидании чуда пытаются загипнотизировать предмет (или себя?) взглядом, вместо того, чтобы работать с качествами ума, как описано, в Вимуттимагге на странице 77, или в Патисамбхидамагге. Дело ведь не в предмете сосредоточения, а в работе с умом. Джхана при практике Анапанасати - вариант касины воздуха. Важно именно нарабатывать навыки, независимо от предмета.

Вполне возможно, что я делаю что-то не так. Кстати, в той Вимуттимагге, что у меня(Скачивал вроде бы по ссылке с форума, хотя точно не помню.) на 77 странице другое. Там неудачи и их преодоление в практике, потом ухватывание знака,  потом внизу страницы начинается про послеобраз. А Патисамбхидамаггу я не читал.  Пока не читал )
     
Кстати, объект сосредоточения, насколько я понял, играет очень большую роль, если даже как минимум судить по тому, что разным типам людей могут быть рекомендованы разные объекты медитации и тому, что могут возникать разные следствия.

Ассаджи

На странице 77 речь идет о преодолении помех. Именно благодаря преодолению помех становится возможным уловить представление (нимитта, sign) опоры сосредоточения, и затем работать с ним.

Яснее это объяснено на странице 158, в разделе по Анапанасати:

"To the yogin who attends to the incoming breath with mind that is cleansed of the nine defilements the image (nimitta) arises."

Аналогичное описание есть и в Висуддхимагге, а первоисточник - в Патисамбхидамагге.

Устранение помех - обязательное начало работы с любым предметом сосредоточения.

ЦитироватьКстати, объект сосредоточения, насколько я понял, играет очень большую роль, если даже как минимум судить по тому, что разным типам людей могут быть рекомендованы разные объекты медитации и тому, что могут возникать разные следствия.

Конечно, предмет сосредоточения играет определенную роль. Обратите внимание на то, что это именно предмет, а не некий внешний объект. То есть улавливается умственное представление (нимитта), и оно (а не внешний объект) служит опорой сосредоточения (араммана). До этого сосредоточения (самадхи) еще нет.

ЦитироватьВ принципе, основная цель такой практики для меня -- это развитие сосредоточения, но в масштабах куда более скромных, чем кто-то, возможно, мог подумать. Вы можете удивиться, если я скажу, что на данный момент не ставлю себе цели достичь джханы. Чтобы было легче понять, представьте, к примеру, что некий человек любит плавание. Он плавает, но не для того, чтобы выиграть чемпионат мира. И даже не для того, чтобы сделать своё тело здоровее и крепче. Он плавает, потому что любит это делать. Даже в том случае, когда у него ничего не получается, и он просто барахтается. Также и я не ставлю особо больших задач. Зато мне нравится эта практика. К тому же после её выполнения может возникнуть чувство, ощущение того, что сделал что-то правильное, полезное. (Обратное чувству стыда, сожаления, когда сделал что-то плохое.) Плюс есть некая внутренняя тяга работать с касиной. К тому же, если совсем ничего не практиковать, то самсара может засосать так, что мало не покажется. А так, при практике, хоть какой-то уровень концентрации будет поддерживаться.

Лично мне импонирует Ваша мотивация. Вспоминается Дана сутта.

ЦитироватьОчень интересно было бы узнать, почему без наставника трудно добиться результатов в этой практике. Даже если бы наставник и был, то он всё равно вряд ли мог бы увидеть,что твориться в моей голове. Загипнотизировал ли я себя или нет ) Это если мы рассматриваем случай, когда наставник не обладает сверхспособностями. А так, всё что может быть сказано, в общем и целом, может быть и написано через интернет.

Наставник при очном общении, как минимум, видит, слышит, и главное - чувствует состояние ученика. А в условиях монастыря или медитационного центра ученика можно оградить от проявления чувственной страсти, злости и других пороков, которые будут всплывать по ходу практики.

Если говорить о разных предметах сосредоточения, то развитие дружелюбия можно проверить по отношениям с другими людьми. Состояние ума при памятовании о дыхании отражается на дыхании, и его волей-неволей замечаешь. А при практике касин нужно сознательно и качественно отслеживать состояние ума, чтобы он действительно очищался, а не впадал в транс. То есть нужно параллельно использовать какой-то из способов установления памятования (сатипаттхана) - например, отслеживать чувства, или, скажем, просторность ума.

Еще практика касин связана с развитием сверхспособностей - и значит, накладывает особые требования на нравственность, которую и так трудно поддерживать в наше время. Сверхспособности представляют собой сильнейшие соблазны, и их безнравственное применение серьезно портит судьбу.

Практика касин связана со зрительным восприятием - и в этой области возможны всякие фокусы, от пятен в поле зрения до галлюцинаций. С памятованием о дыхании в этом смысле проще - представление (нимитта) там улавливается через осязание воздуха, "галлюцинации" получаются разве что тактильные, и они меньше сбивают с толку.

novice

Ассаджи, напишите, пожалуйста, как Вы понимаете следующий отрывок из Вимуттимагги со страницы 78:
ЦитироватьTHE SIGN
What is the meaning of sign?
The meaning of (conditioning) cause is the meaning of sign. It is even
as the Buddha taught the bhikkhus: [414] "All evil demeritorious states occur
depending on a sign".1 This is the meaning of conditioning cause. And
again, it is said that the meaning of wisdom is the meaning of the sign. The
Buddha has declared: "With trained perception one should forsake".2 This
is called wisdom. And again, it is said that the meaning of image is the meaning
of the sign. It is like the thought a man has on seeing the reflection of his
own face and image. The after-image is obvious.

Непонятно, причем здесь "злые, заслуживающие порицания состояния" и их зависимость от знака. Вообще, больше половины абзаца как-то не очень понятно.

Ассаджи

Тут приводятся несколько значений слова "нимитта":
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1208.msg3764#msg3764

ЦитироватьWhat is the meaning of sign?
The meaning of (conditioning) cause is the meaning of sign. It is even as the Buddha taught the bhikkhus: [414] "All evil demeritorious states occur depending on a sign". This is the meaning of conditioning cause.

Значение "причина".

ЦитироватьAnd again, it is said that the meaning of wisdom is the meaning of the sign. The Buddha has declared: "With trained perception one should forsake". This is called wisdom.

Значение "сання" - определенное избирательное распознавания, с настройкой на соответствующе представление, как например "асубха-сання" - избирательное распознавание непривлекательности.

ЦитироватьAnd again, it is said that the meaning of image is the meaning of the sign. It is like the thought a man has on seeing the reflection of his own face and image. The after-image is obvious.

Значение "представление", "умственный образ", которое и относится к контексту самадхи.

novice

Теперь стало яснее. Как же я сам не додумался, что здесь дело в разных значениях слова.

Кстати, было бы здорово, если бы отписался кто-то из практиковавших (практикующих) касину.

Ассаджи

Описание практики касины огня монахом двадцатого века:

Theravada Monk as a Buddhist Mystic: Mystical Attainments of a Twentieth-century Sri Lankan Monk
by Mahinda Deegalle

http://www.academia.edu/Documents/in/Yogavacaras_Manual

novice

       Спасибо большое за ссылку. Такой материал кажется интересным и уникальным, хотя меня несколько смущает то, что описывается в конце, а именно мистические видения. Как-то очень странно это. Возможно, я чего-то не понимаю; в конце концов, у меня очень мало знаний и опыта в этой области. Неужели и другие практикующие (и не только касину) зачастую сталкиваются с этим?..

Ассаджи

При практиках с улавливанием зрительного представления (нимитта) бывают зрительные галлюцинации.
Если улавливается тактильное представление - то галлюцинации тактильные.
Дело житейское :)
Многие из этих представлений и раньше присутствовали в восприятии человека, но в скрытой форме, - а при практике они становятся заметны.

Ачан Ли Дхаммадхаро пишет о том, что делать с появляющимися нимиттами:
http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Ассаджи

Досточтимый Хенепола Гунаратана отвечает на вопрос о практике касин:


Dajmon

Цитата: Ассаджи от 18:41 02 декабря 2013
При практиках с улавливанием зрительного представления (нимитта) бывают зрительные галлюцинации.

Насколько я понимаю некоторые авторы утверждают, что сии галлюцинации могут тс стать основой для реального ясновидения, но думаю, что в рамках буддийского Пути на этом не стоит особо останавливаться, конечно.

Вирагананда (Virāgānanda)

Цитата: novice от 23:42 31 марта 2013
Некоторое время назад я начал практиковать касину белого цвета. (Практиковать, возможно, слишком пафосное слово в моей ситуации, но, во всяком случае, немного попробовал.) Где-то с первого января практикую на ежедневном базисе, увеличивая число минут. С первого апреля по плану должно быть четыре минуты в день. Я знаю, что о касине белого цвета было сказано: "The four colour kasinas are the most excellent, because through them one attains to the emancipations and the positions of mastery. The white kasina is excellent, because it illumines and because through it an unobstructed state of mind is attained."
Как я понял, Вы читали описание работы с белой касиной в Висуддхимагге. Возможно Вам будет интересно прочитать описание данной практики Достопочтенным ПаАук Саядо - лично мне данная техника оказалась ближе. Вот мой быстрый и вольный перевод из книги "Knowing and Seeing":
БЕЛАЯ КАСИНА
В суттах говорится, что белая касина — лучший объект из четырех цветных касин, потому что она делает ум ясным и ярким. По этой причине мы сначала обсудим, как развить белую касину.
Вы должны сначала восстановить четвертую ānāpāna джхану, так что свет концентрации станет яркий, блестящий и сияющий. Затем вы должны различить тридцать две части тела внутри себя, а затем - у существа поблизости. Затем разберите только скелет. Если вы хотите, то воспринимайте его как отталкивающий, или же просто различайте внешний скелет.
Затем возьмите либо самое белое место в этом скелете, либо, если весь скелет белый, то весь скелет или заднюю сторону черепа, и сосредоточьтесь на нем как «белое - белое».
Если вы хотите и ваша концентрация очень высокая и вы достигли первой джханы на внутреннем отвратительном скелете, то возьмите скелет как белый, и используйте его как ваш предварительный объект.
Вы также можете сначала выделить отвратительность во внешнем скелете, и сделать это восприятие стабильным и устойчивым, делая таким образом белый цвет скелета более очевидным. Затем вы можете перейти к восприятию его как «белый-белый" и развивать белую касину.
Взяв белое во внешнем скелете в качестве объекта сосредоточения вы должны практиковать, чтобы держать ум спокойным и сконцентрированным в течение одного-двух часов.
Из-за силы и импульса концентрации четвертой джханы, основанной на ānāpāna sati (осознанность дыхания), вы обнаружите, что ваш ум будет спокойно сосредоточен на объекте белого. Когда вы можете сосредоточиться на белом в течение одного или двух часов, вы
увидите, что скелет исчезает, и остается только белый круг.
Когда белый круг является таким же белым, как вата, это uggaha-nimitta (Принятый знак). Когда он яркий и ясный, как утренняя звезда, это Paibhāga-nimitta (знак противоположной стороны).
Прежде чем появляется uggaha-nimitta на основе скелета, из которого он возникает, появляется parikamma-нимитта (пред-Знак признака).
Продолжайте отмечать касину как «белый-белый», пока она не станет Paibhāga-нимиттой. Продолжайте концентрироваться на paibhāga-nimitta, пока вы входите в первую джхану. Однако вы обнаружите, что эта концентрация не очень стабильна и длится недолго. Чтобы сделать концентрацию стабильной на долгое время, вам нужно расширить нимитту.
Для этого вам следует сконцентрироваться на белой paibhāga-nimitta в течение одного-двух часов. Затем решите расширить белый круг на один, два, три или четыре дюйма, в зависимости от того, насколько вы думаете, что можете развернуть его. Посмотрите, удастся ли вам, но не пытайтесь расширить нимитту не определив предварительно предел: обязательно определите предел в 1, 2, 3 или 4 дюйма.
Расширяя белый круг, вы можете обнаружить, что он становится неустойчивым. Тогда вернитесь к тому, чтобы отметить его как «белое-белое», чтобы сделать его стабильным. Когда ваша концентрация увеличится, нимитта станет стабильной и спокойной.
Когда первая расширенная нимитта стабилизируется, вы должны повторить процесс, то есть снова определить, на сколько вы хотите расширить его. Эта способ, которым вы можете расширить нимиту поэтапно, пока она не достигнет размера одного ярда. Тогда
расширьте ей на два ярда и так далее. Сделайте это, пока оно не распространится по всем десяти направлениям вокруг без ограничений - так, что везде, куда вы смотрите, вы видите только белый. Делайте это, пока вы не увидите даже следа материальности - внутренней или внешней.
Если вы разработали белую касина в прошлой жизни, во время этого или предыдущего
прихода Будды, то есть, если у вас есть белая касина-парами, тогда вам не нужно расширять paibhāga-nimitta, потому что, когда вы концентрируетесь на неё, она будет автоматически расширяться во всех десяти направлениях.
Вы должны в любом случае теперь держать свой ум спокойно сконцентрированным на
расширенной белой касина. И когда она стабильна так, как если бы вы повесили шляпу на крючок в стене, сосредоточьте свое внимание на одном месте в этой белой касине. Держите свой ум там и продолжайте отмечать «белый-белый».
Когда ваш ум спокойный и стабильный, белая касина также будет спокойной и стабильной, и будет чрезвычайно белой, яркой и ясной. Это тоже является paibhāga-nimitta, произведенной путем расширения белизны paibhāga-nimitta.
Вы должны продолжать медитировать, пока не сможете сконцентрироваться на этой белой
касине paibhāga-nimitta непрерывно в течение одного или двух часов. Тогда факторы джханы станут очень заметными, ясными и сильными в вашем уме и вы достигнете первой джханы. Пять факторов джханы:
1) Применение (vitakka): направление и помещение ума на paibhāga-нимитту белой касины
2) Устойчивость (вичара): поддержание разума на уровне paibhāga-nimitta белой касины.
3) Радость (pīti): радость в paibhāga-nimitta белой касины.
4) Блаженство (сукха): блаженство в отношении paibhāga-nimitta белой касины.
5) Однонаправленность (ekaggatā): однонаправленность разума на белую нимитту
Факторы джханы вместе называются джхана. Способом, описанном в «Беседе об ānāpānasati» (осознанность дыхания), разработайте пять факторов из первой джханы белой касины, а затем нужно развить вторую, третью и четвертую джханы, и достигнуть в них мастерства.
Вот ссылка на оригинал: http://www.dhammatalks.net/Books13/Pa-Auk-Sayadaw_Knowing-and-Seeing-4th-Ed-2010.pdf
Угасание, Прекращение, Ниббана

Вирагананда (Virāgānanda)

Цитировать1) Смена объекта сосредоточения (в данном контексте, касины) -- это вообще положительная вещь для практики или нет? Возможно, у кого-то есть опыт с другими объектами сосредоточения. К примеру, вы практиковали метту регулярно, а затем начали практиковать кладбищенские медитации.

По личному опыту - смена основного объекта медитации, с которым работал постоянно на протяжении нескольких лет дается очень сложно. Ум привыкает к одному объекту медитации.
Но я говорю об объекте, с которым я работал несколько лет. При этом я работал с ним по несколько часов в день во время формальных медитаций, плюс старался поддерживать на этом объекте внимание все остальное время. Если вы практикуете не так интенсивно, то при смене объекта не должно возникнуть таких сложностей.
Есть понятие основной объект медитации - это один объект, с которым вы работаете продолжительное время. Но, при необходимости, вы можете работать с другими объектами. Например, вы постоянно практикуете анапанасати, но при возникновении ненависти вы можете начать практиковать метту.
Кроме того, есть так называемые четыре защитных медитации, которые практикуются один-два раза в день дополнительно к основному объекту медитации.
Угасание, Прекращение, Ниббана

Вирагананда (Virāgānanda)

#15
Цитировать2) Что насчет варианта совмещения практики двух касин? К примеру, утром касина белого цвета, вечером касина земли. Честно говоря, мне так делать не хочется, но если в ходе обсуждения выяснится, что этот вариант очень выгоден и полезен для практикующего, то почему бы и нет.
Не думаю, что это может быть полезным - лучше остановиться на варианте работы с одним основным объектом медитации.  Но, при необходимости, вы можете работать и с другими объектами, как о описывал в предыдущем посте.
По личному опыту -работа с белой касиной даёт ощущение светлого и ясного ума. Через некоторое время практики, ум, даже не во время формальной медитации, настроен на тотальность белого - куда бы ты не посмотрел, ты отмечаешь даже малейшие частицы белого цвета и этот белый цвет становится очень яркий, а на остальные цвета ты практически не обращаешь внимания. Например, глядя на песок, твое внимание выхватывает песчинки именно белого цвета, а раньше ты бы их вообще не заметил. Работа с касиной земли делает ум очень стабильным, основательным, устойчивым, широким, а её цвет - коричневый. При смешивании этих двух практик и внимание между этими смешается и получится, как в поговорке о том, кто погонится за двумя зайцами.
Угасание, Прекращение, Ниббана