Методика джханы Ачана Брахмавамсо

Автор Ассаджи, 10:17 28 января 2006

« назад - далее »

Zom

Ну хорошо, согласен - он пишет, что привязан. Однако:

ЦитироватьНе стоит сочинять.  Можно быть в первой джхане и при этом быть не привязанным к блаженству в ней.

Может и можно. Но можно ли пройти во вторую сразу миновав привязанность к первой? -)



Сергей О.

#21
Мне не очень понравился мой предыдущий ответ в этом сообщении, я его переписал.

ЦитироватьНо можно ли пройти во вторую сразу миновав привязанность к первой?
Ваш вопрос, как я его вижу, можно понимать двумя способами:
1) Можно ли достичь первой джханы, при этом сразу не испытывая привязанности  к восторгу и счастью в ней, и после этого достичь 2 джханы?
2) Можно ли достичь первой джханы, испытывать при этом привязанность к восторгу и счастью в ней и достичь при этом второй джханы?

Я бы ответил так: как сказано в Уддеса-вибханга сутте, "Бывает, что монах, полностью удалившись от чувственности, удалившись от неблагих умственных качеств, ... Его сознание следует за движением радости и счастья, рожденных уединением, привязано, связано, в узах и соединено с привлекательностью радости и счастья, рожденного уединением. Это называется "ум, установившийся внутри".
Бывает, что монах, полностью удалившись от чувственности, удалившись от неблагих умственных качеств, ... Его сознание не следует за движением радости и счастья, рожденных уединением, не привязано, не связано, не в узах и не соединено с привлекательностью радости и счастья, рожденного уединением. Это называется "ум, не установившийся внутри"."
Будда говорит в этой сутте, что монах должен исследовать так, чтобы при исследовании его ум не был рассеян и смешан внешне и не был установлен внутри.
:)

Zom

Я пока что для себя понимаю этот отрывок как то, что естественным образом происходит в джхане,
и далее - что нужно сделать, чтобы продвинуться по пути ещё дальше.

Аджан Брам, как я понимаю, пишет на основе своего опыта так - когда ты ещё не достиг мастерства в 1 джхане,
ты привязан к восторгу и счастью - привязан автоматически. После выхода из 1 джханы каждый раз делается
пересмотр (review), и на основе этого распознаются джхановые факторы и всё прочее, что привело к джхане
и что ощущалось в ней. По мере такого пересмотра достигается мудрость, что и позволяет в конечном счёте
перейти во 2 джхану. А затем после пересмотров второй - продвинуться в 3-юю и так далее.

SilentTruth

#23
Мне думается, что привязаность очень глубока, это не просто чувственая захваченость к какому-либо чувству, а это имено это чувство "я", или это "моё", это тело, распознавание, мысли, сознание или это чувтсва "я", это "моё". Тут возникает другая проблема, так как с такой захваченостью к примеру возникает воспрития постоянство "я", а что постояно не подлежит изменению, тоесть если "я" 1-я джанна, то до 2-й не дойти, так как "я" 1-я джанна не измена.
Образно, как думаю в отнощении "я", то первая джанна должна умереть, дабы родилась вторая джанна.

Тут можно долго говорить по этому поводу, мне вот понравился вопрос Буддадасы - Возможно ли убегать от тигра без страха?
Как кто думает во этому вопросу? :-)

Ассаджи

Я думаю, что по поводу тигра нужно что-то срочно решать, когда он еще далеко:

(v)       By being clearly comprehending about consciousness which is attracted and attacked by greed, one abandons greed.

(vi)      By being clearly comprehending about consciousness which is discontented and attacked by ill will, one abandons ill will.

http://bps.lk/bp_library/bp502s/bp502_part3.html#_Toc166300489

http://www.imsb.org/media/shaila/2000-11-26_ShailaCatherine_3Cravings.mp3

Когда с самого начала сосредоточиваешь ум без страсти и отвращения, то получается гораздо меньше проблем.

Zom

ЦитироватьОбразно, как думаю в отнощении "я", то первая джанна должна умереть, дабы родилась вторая джанна

Аджан Брам так и пишет.
Он говорит о том, что путь по всем джханам - это дорога, по которой вы отбрасываете, отпускаете всё больше и больше и больше. Сутты это прекрасно подтверждают, тут не нужно даже цитировать.

Что касается первой джханы, то он говорит, что витакка и вичара создают мельчайшее "дрожание" джханы, когда ум автоматически ухватывается за блаженство, а потом отпускает его. Так работают витакка и вичара в 1 джхане. После выхода из джханы и её пересмотра (может не один раз, а несколько), приходит прозрение, т.е. понимание того, как в джхане всё происходит, и распознаётся этот феномен "дрожания". Эта полученная мудрость позволяет глубинно не привязываться к этому автоматическому ухватыванию, то есть ещё раз отпустить, отвязаться. За счёт этого возможно достичь 2 джханы. Ну и так далее - вплоть до того, что прктически отбрасывается само восприятие в последнем бесформенном состоянии (" 8 "джханы).

ЦитироватьКогда с самого начала сосредоточиваешь ум без страсти и отвращения, то получается гораздо меньше проблем.

Согласно Аджану, кстати, даже 1 джханы не достичь, если есть хоть тончайшее отвращение, которое выражается в тонкой едва уловимой неудовлетворённости, что нарушает успокоение. Он говорит о том, что практика метты играет здесь большую роль, потому что за счёт неё вы учитесь быть снисходительным, добрым, нетребовательным. Тогда джхана достигается намного легче.

В частности он описывает эпизод с появлением нимитты, когда она предстаёт "грязной и блеклой". На такой нимитте в джхану не войти. Но если сосредотачиваться на самом её центре, который всегда чистый и ясный, она увеличиться и превратиться в новую нимитту, которая менее блеклая и запятнанная. Затем так делается опять и опять, пока нимитта не предстаёт блистающей во всей красе - и такая нимитта уводит в джхану.
Но если есть тонкая недоброжелательность, то ум автоматически будет цепляться за недостатки нимитты - грязыне и мутные части - и не сумеет сосредоточиться на центре. Так он пишет.

SilentTruth

#26
Ассаджи,

Цитировать(v)       By being clearly comprehending about consciousness which is attracted and attacked by greed, one abandons greed.

(vi)      By being clearly comprehending about consciousness which is discontented and attacked by ill will, one abandons ill will.

Интересно,

Что в этом случае "being clearly comprehending"? - Sampajjana?

И как "one abandons"? - Samadhi?

Вопрос не по тексту откуда была взята цитата, а по жизни.

К примеру

- С распознанием сознания с влечением, практик отбрасывает влечением.

- С распознанием сознания с отвращением, практик отбрасывает отвращение.

Какое такое распознания? И как так отбрасывает? - Такие вот вопросы.

SilentTruth

Возращаясь к вопросу с тигром. По моему тут два интересных как по мне предмета.

Один предмет это страх. Простой человек боится, того и убигает. Тоесть убигание обусловлено боязнью, страхом.

Если не страха, то человек вроде как не убигает. Но будет глупо не убигать от тигра, к примеру даже не имея страха человек должен понимать, что это тело лучше сохранить, оно может принести больше пользы если оно остнется не сьеденым.

Тут возникает вопрос Необходисмоти убегания, необходитмости действия. Ранее вопрос возникал по поводу влечения и отвращения, теперь же, когда нет ни того ни другого в этом случае с тигром,  то возникает вопрос необходимости.

Оно так с действиями, к примеру сходить в магазин, ранее человек руководствовался чувством голода, или же влечением к еде, теперь же не имея этого человек должен понимать необходимость питания и делатьь, что-то по этому поводу. Так же как писать на этом форуме, так же как общаться с кем-либо, говорить то или иное, любые действия, так как они ранее были под влиянием влечения, отвращения, и заблуждения, то не имея этого нужно поступать по необходимости, руководствываться необходиостью. Для этого нужно распознавать, и что-то делать по этому поводу, распознавать, что это хорошо, и делать что-то по этому поводу, распознавать, что это плохо и делать что-то по этому поводу.

Тоесть получается два интересных предмета. Один предмет, когда под влиянием влечения, отвращения, заблуждения, другой, когда ни того ни друго. И в том и в том будет действие, и в том и том случае действие должно быть правильное, тогда оно будет соответствовать Пути.

Ассаджи

Цитата: SilentTruth от 03:30 27 декабря 2008
Цитировать(v)       By being clearly comprehending about consciousness which is attracted and attacked by greed, one abandons greed.

(vi)      By being clearly comprehending about consciousness which is discontented and attacked by ill will, one abandons ill will.

Интересно,

Что в этом случае "being clearly comprehending"? - Sampajjana?

Да.

Abhinataṃ cittaṃ rāgānupatitaṃ;
taṃ sampajāno hutvā rāgaṃ pajahati – evampi cittaṃ na vikkhepaṃ gacchati.
Apanataṃ cittaṃ byāpādānupatitaṃ;
taṃ sampajāno hutvā byāpādaṃ pajahati – evampi cittaṃ na vikkhepaṃ gacchati.

ЦитироватьКакое такое распознания? И как так отбрасывает? - Такие вот вопросы.

Как я писал в теме:
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,659.msg4490.html#msg4490

в данном случае ключевой показатель - отношение к вдыхаемому и выдыхаемому воздуху, а ключевой инструмент - правильное усилие, прежде всего перенаправление внимания.


Ассаджи

Цитата: Ассаджи от 20:30 22 декабря 2008
Многие из практикующих, испытывая впервые счастье сосредоточения, и так непроизвольно развивают страсть к этому счастью. А если еще и акцентировать внимание на красоте, привлекательности, то можно подхватить серьезное пристрастие к тонким состояниям (рупа-рага, арупа-рага).

http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/subha_nimitta.htm
http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/samyojana.htm

Из Комментария к Саббасава сутте, в переводе Бхиккху Бодхи:

37. MA illustrates the growth of the taints through unwise attention as follows: When he attends to gratification in the five cords of sensual pleasure, the taint of sensual desire arises and increases; when he attends to gratification in the exalted states (the jhānas), the taint of becoming arises and increases; and when he attends to any mundane things through the four "perversions" (of permanence, etc. - see n.5). the taint of ignorance arises and increases.

manikarnika

Бытовое соображение: лучше испытывать привязанность к джанам и пребывать в них, чем вообще не иметь отношения к этим переживаниям и вести жизнь обычного человека.