Аффекты и мягкий / срединный путь

Автор Константин, 15:21 20 марта 2004

« назад - далее »

Константин

Хотелось бы услышать мнения форумчан по следующим темам.

Практическое и «бытовое» приложение Тхеравады.

Обычная ситуация. Если есть аффект (страсть, волнение чувств), не убираемый сию секунду, то как с ним бороться? Надо ли аффект подавлять (а монашеская, «радикальная» тхеравада, кажется, к этому тяготеет) или возможен некий мягкий путь естественного преодоления, но не лобового пресечения, которое может а) вызвать новый аффект; б) само быть мотивированно неким мощным скрытым аффектом.
В даосизме «мягкий путь» - это целая философия, а также практика.
Есть ли такое в тхераваде?

Может быть мягкость, естественность – просто другое понимание срединности?

Ассаджи

#1
ЦитироватьМожет быть мягкость, естественность – просто другое понимание срединности?

Срединность относится к избеганию крайностей умерщвления плоти и потворствования желаниям.

Цитата: КонстантинОбычная ситуация. Если есть аффект (страсть, волнение чувств), не убираемый сию секунду, то как с ним бороться?
Надо ли аффект подавлять (а монашеская, «радикальная» тхеравада, кажется, к этому тяготеет) или возможен некий мягкий путь естественного преодоления, но не лобового пресечения, которое может а) вызвать новый аффект; б) само быть мотивированно неким мощным скрытым аффектом.

Вот для четкости мотивации нужно осознавать имеющуюся в данный момент задачу, выполнению которой, возможно, препятствует какой-то умственный фактор. Соответственно в Тхераваде речь идет о "помехах" (практике).

"Волнение чувств" само по себе не является чем-то предосудительным, и в Тхераваде с ним не борются. А, например, с чувственным желанием или злостью бывает нужно справляться.

Для того, чтобы справляться с этими помехами, есть масса разных способов --
http://dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm
http://dhamma.ru/canon/mn20.htm

и чем лучше разбираешься во взаимообусловленном возникновении и чем больше наработано умений, тем больше в распоряжении способов -- от "мягкого" переключения внимания до "жесткого" подавления, в зависимости от ситуации. В принципе по ходу дела осваиваются более тонкие способы, но это не самоцель.

Скорее бывают трудности не с нахождением способа, а с осознанностью, регулярной рефлексией неумелых поступков и выработкой каждый раз намерения поступать умело в подобных ситуациях.

Да и практика должна постепенно воплощаться в повседневной жизни, предотвращая помехи.