Мысли

Автор Лариса, 16:01 17 июля 2012

« назад - далее »

Лариса

что такое мысли? как они возникают? что является их источником?

Ассаджи

Я бы сказал, что мысли - это цепочки понятий. Предпосылкой их возникновения служит процесс распознавания.
Например, человек распознает по звуку: "телефон", и думает: "пришло сообщение".

В целом ум устроен весьма сложно, и даже Будда не описывал подробно его устройства.
Для цели прекращения страданий важны лишь некоторые свойства мыслей.
Их можно исследовать на опыте в медитативной практике.

novice

ЦитироватьПредпосылкой их возникновения служит процесс распознавания.
Вы имеете в виду sanna?
А разве мысли это не то же самое, что идеи, представления (dhamma) из внешней сферы восприятия (bahira ayatana).
Извините, если я что-то путаю, просто я раньше когда встречал в суттах перечисление "формы, звуки, ... , идеи", то думал, что идеи и мысли это то же самое.

Ассаджи

Цитата: novice от 19:34 23 июля 2012
ЦитироватьПредпосылкой их возникновения служит процесс распознавания.
Вы имеете в виду sanna?

Да.

ЦитироватьА разве мысли это не то же самое, что идеи, представления (dhamma) из внешней сферы восприятия (bahira ayatana).
Извините, если я что-то путаю, просто я раньше когда встречал в суттах перечисление "формы, звуки, ... , идеи", то думал, что идеи и мысли это то же самое.

Это родственные, но отличающиеся вещи.

"Дхаммаа" можно перевести как "понятия", которыми оперирует рассудок (мано):
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,273.0.html

"РАССУДОК — тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения предмета мышлением. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, Р. осуществляет, прежде всего, упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности."

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=273.msg11048#msg11048

А мысли - это уже структуры из многих понятий.

kito

Простите за возможный офтоп, но мне показалось эта тема подходящей для такого вопроса.  :)
Скажите пожалуйста, уместно ли для буддизма Тхеравады такое понятие как "подсознание" или "бессозна́тельное"?
Я имею в виду тот процесс который происходит в уме на таком глубоком уровне, который практически не различим.
Приведу простой пример: человек пытается вспомнить какое-то событие, и у него не получается. После нескольких минут напряженного вспоминания, он оставляет сознательные попытки. Но, этот процесс уходит вглубь и продолжается там. Через какое-то время, вдруг, в области сознания всплывает, то самое воспоминание. Оно появляется как-будто из неоткуда.
Различные практики из психоанализа воздействуют на это самое подсознание/бессознательное (например всем известный гипноз). С чем они работают, в терминах буддизма?
Как можно определить этот фрейдовский термин согласно буддийской концепции?

Ассаджи

Цитата: kito от 13:43 27 июля 2012
Скажите пожалуйста, уместно ли для буддизма Тхеравады такое понятие как "подсознание" или "бессозна́тельное"?

Пожалуй, что нет.

подсознание
(подсознательное) — собирательное понятие, которым обозначают различные неосознаваемые системы психики (например, предсознательное и бессознательное) или их совокупность. Понятие введено Э. Плятнером во второй половине XVIII в. и уточнено на уровне представлений о «душе-айсберге» Г. Фехнером в середине XIX в. Вопреки широко распространенному заблуждению, в учении З.Фрейда понятие «подсознание» практически не употреблялось, хотя именно психоанализ непреднамеренно содействовал популяризации этого понятия и его внедрению в общественное сознание и язык обыденной жизни.

Краткий психологический словарь.
http://psychology.academic.ru/1674/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

подсозна́ние
ср.
Мысли, чувства, представления, не вполне осознанные; область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений.

Толковый словарь Ефремовой.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/218711/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

подсознание
то, что ранее осознавалось или может быть осознаваемым в определенных условиях. К подсознательным явлениям относятся речевые навыки, поскольку они формируются на основе добытых знаний.

Толковый переводоведческий словарь.
http://perevodovedcheskiy.academic.ru/1200/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе — знании как припоминании. Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют желание. И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т.е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.
Немалый вклад в разработку понятия Б. внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается жизнь. Едва дух оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная воля лишают жизнь ее корней и питательной почвы. А. Шопенгауэр рассматривал Б. как стихийное жизненное начало, многоликое проявление воли в мире. Мировая воля у него — это бессознательное иррациональное начало. Феномен Б. в человеческой душе описан, по сути дела, и Ф. Ницше в его рассуждениях о двух мощных первоначалах антич. культуры — аполлоническом и дионисийском. Последнее и есть символ Б. Экстаз Диониса — это полное погружение в поток мировой жизни. Человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.
В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного». Автор, ссылаясь на Ф.В.Й. Шеллинга и Шопенгауэра, рассматривал Б. как абсолютное начало жизни во всех ее обнаружениях. Т.о., открытие Б. подготовлено длительным развитием философии. Заслуга же австр. психолога и философа 3. Фрейда состоит в том, что ему удалось дать развернутую картину этого феномена, раскрыть противоречие и конфликт Б. с волей человека и с окружающей его реальностью.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/141/%D0%91%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%9E%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95

С практикой неведение уменьшается, и все больше умственных процессов становится доступным для осознавания. В этом смысле фиксированного "подсознания" у практикующего нет.

ЦитироватьЯ имею в виду тот процесс который происходит в уме на таком глубоком уровне, который практически не различим.
Приведу простой пример: человек пытается вспомнить какое-то событие, и у него не получается. После нескольких минут напряженного вспоминания, он оставляет сознательные попытки. Но, этот процесс уходит вглубь и продолжается там. Через какое-то время, вдруг, в области сознания всплывает, то самое воспоминание. Оно появляется как-будто из неоткуда.

Неочищенный ум можно сравнить с домом, в котором остались более-менее свободны от мусора всего несколько комнат, или с государством, погрязшим в коррупции, бюрократии и беззаконии. Для того, чтобы добыть что-то в таком доме, или в таком государстве, нужно много времени.

Когда ум очищается, и собирается воедино, то при направлении внимания на какой-либо вопрос быстро появляется ответ.

ЦитироватьРазличные практики из психоанализа воздействуют на это самое подсознание/бессознательное (например всем известный гипноз). С чем они работают, в терминах буддизма?

Гипноз не относится к психоанализу.

В завалах неочищенного ума много всего. С помощью некоторых ухищрений порой удается добывать что-то из этих завалов или добавлять туда что-то. Здоровья при этом у человека не прибавляется.

Психоанализ бывает очень разный, и лучше говорить конкретно о тех или иных его формах.

ЦитироватьКак можно определить этот фрейдовский термин согласно буддийской концепции?

Это не фрейдовский термин.

А Будда не учил концепциям.

На мой взгляд, для практики прекращения страданий этот термин не нужен, тем более что он может уводить в сторону психоаналитической мифологии, вместо изучения того, что происходит в опыте.

kito

Ассаджи, большое спасибо за ответ!
Вы помогли мне разгрести часть горы мусора у меня в "доме".  :)