Качества женщин и мужчин

Автор Ассаджи, 11:06 14 марта 2005

« назад - далее »

Ассаджи

Путешествуя по просторам коллективного бессознательного блогов,

http://blogs.yandex.ru
http://www.blogsearchengine.com

я встретил душевную подборку переводов, посвященную 8 марта:

http://www.livejournal.com/users/reiki_home/47888.html

Ассаджи

#1
Страница сохранилась в архиве:

К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ 8-е МАРТА
Среди необозримого массива буддийских текстов, канонических и неканонических, сложных по форме и содержанию, встречаются сутты (беседы) легкие, ритмически и эмоционально подвижные, элегантные. Они, как правило, предназначаются для обычных людей, живущих в миру и не имеющих возможности приобщиться к более тонкой и углубленной философии буддийского учения. Сам Будда различал несколько уровней понимания, и первый и необходимый уровень такого понимания связан с пониманием элементарных социальных обязанностей человека, кодексом его этического поведения. Вместе с тем, оно всегда связано и с фундаментальными понятиями учения, такими как камма (карма), совершаемая существами (не только человеком!) деянием, речью и разумом, магга (путь), кармическое воздаяние (или плод, випака), приводящее человека к дурному или хорошему перерождению, etc. Такова и данная подборка небольших сутт, посвященных женщине, переведенных с английского, которые входят в третий большой раздел Суттапитаки (собрания наставлений Палийского канона буддизма) – Самьютта Никаю.


ПЯТЬ КАЧЕСТВ ЖЕНЩИНЫ
Когда женщина обладает пятью качествами, она очень неприятна мужчине. Каковы эти пять? Она некрасива, она не богата, она не добродетельна, она неискусна и нетрудолюбива, и она не рождает детей. Когда женщина обладает этими пятью качествами, она очень неприятна мужчине.
Когда женщина обладает пятью качествами, она очень приятна мужчине. Каковы эти пять? Она красива, она богата, она добродетельна, она искусна и трудолюбива, и она рождает детей. Когда женщина обладает этими пятью качествами, она очень приятна мужчине.

ПЯТЬ КАЧЕСТВ МУЖЧИНЫ
Когда мужчина обладает пятью качествами, он очень неприятен женщине. Каковы эти пять? Он некрасив, он не богат, он не добродетелен, он неискусен и нетрудолюбив, и он не рождает детей. Когда мужчина обладает этими пятью качествами, он очень неприятен женщине.
Когда мужчина обладает пятью качествами, он очень приятен женщине. Каковы эти пять? Он красив, он богат, он добродетелен, он искусен и трудолюбив, и он рождает детей. Когда мужчина обладает этими пятью качествами, он очень приятен женщине.

ТРИ КАЧЕСТВА, ВЕДУЩИХ В АД
Когда женщина обладает тремя качествами, то с разрушением тела, после смерти, она обычно перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду. Каковы эти три?
Здесь, утром женщина пребывает с сердцем, помраченным эгоизмом; в полдень она пребывает с сердцем, помраченным завистью; вечером она пребывает с сердцем, помраченным чувственным вожделением.
Когда женщина обладает этими тремя качествами, то с разрушением тела, после смерти, она обычно перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду.

ПЯТЬ КАЧЕСТВ, ВЕДУЩИХ В АД
Когда женщина обладает пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду. Каковы эти пять?
В ней отсутствует вера, в ней отсутствует стыд, она не боится дурного поведения, она гневна, она неразумна.
Когда женщина обладает этими пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду.
(Далее по этой же формуле в остальных суттах вместо "гневная" везде подставляется последовательно: "злобная", "завистливая", "скупая" ("жадная"), "распущенная", "безнравственная", "неученая", "ленивая", "бестолковая", "немудрая" – качества, также приводящие в ад).

ДРУГИЕ ПЯТЬ КАЧЕСТВ, ВЕДУЩИЕ В АД
Когда женщина обладает пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду. Каковы эти пять?
Она разрушает жизнь, она присваивает чужое, она имеет неправильное сексуальное поведение, она говорит ложь, она употребляет спиртные напитки и снадобья, которые ведут к небрежности и нерадивости. Когда женщина обладает этими пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в состоянии страдания, в дурном предназначении, в низшем мире, в аду.

ПЯТЬ КАЧЕСТВ, ВЕДУЩИХ В НЕБЕСНЫЙ МИР
Когда женщина обладает пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в добром предназначении, в небесном мире. Каковы эти пять?
Она имеет веру, она имеет чувство стыда, она боится дурного поведения, она лишена гнева, она разумна. Когда женщина обладает этими пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в добром предназначении, в небесном мире.
(Далее по этой же формуле в остальных суттах вместо "лишена гнева" везде подставляется последовательно: "лишена злобы", "зависти", "скупости" ("жадности"), "целомудренная", "добродетельная", "ученая", "энергичная", "внимательная", "мудрая" – качества, также приводящие в небесный мир).

ДРУГИЕ ПЯТЬ КАЧЕСТВ, ВЕДУЩИЕ В НЕБЕСНЫЙ МИР
Когда женщина обладает пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в добром предназначении, в небесном мире. Каковы эти пять?
Она воздерживается от разрушения жизни, она воздерживается от присвоения чужого, она воздерживается от неправильного сексуального поведения, она воздерживается от лжи, она воздерживается от употребления спиртных напитков и снадобий, которые ведут к небрежности и нерадивости. Когда женщина обладает этими пятью качествами, с разрушением тела, после смерти, она перерождается в добром предназначении, в небесном мире.

УВЕРЕННОСТЬ ЖЕНЩИНЫ
Есть пять сил женщины. Каковы эти пять? Сила красоты, сила богатства, сила родственников, сила сыновей, сила добродетели. Таковы эти пять сил женщины. Когда женщина обладает этими пятью силами, она живет уверенной в доме.
Когда женщина обладает другими пятью качествами, она также живет уверенной в доме. Каковы эти пять? Она воздерживается от разрушения жизни, она воздерживается от присвоения чужого, она воздерживается от неправильного сексуального поведения, она воздерживается от лжи, она воздерживается от употребления спиртных напитков и снадобий, которые ведут к небрежности и нерадивости. Когда женщина обладает этими пятью качествами, она живет уверенной в доме.

ВЛАСТЬ ЖЕНЩИНЫ
Есть пять сил женщины. Каковы эти пять? Сила красоты, сила богатства, сила родственников, сила сыновей, сила добродетели. Таковы эти пять сил женщины. Когда женщина обладает этими пятью силами, она приобретает власть над мужем.

ВЛАСТЬ МУЖЧИНЫ
Когда мужчина обладает одной силой, он имеет власть над женщиной. Какова эта одна сила? Сила авторитета. Когда женщина побеждена силой авторитета, то ни сила ее красоты, ни сила ее богатства, ни сила ее родственников, ни сила ее сыновей. ни сила ее добродетели не превозмогают силы мужчины.

ПЯТЬ СИЛ ЖЕНЩИНЫ
Есть пять сил женщины. Каковы эти пять? Сила красоты, сила богатства, сила родственников, сила сыновей, сила добродетели.
Если женщина обладает силой красоты, но не силой добродетели, ее изгоняют из семьи; она не находит прибежища в доме.
Если женщина обладает силой красоты и силой богатства, но не силой добродетели, ее изгоняют из семьи; она не находит прибежища в доме.
Если женщина обладает силой красоты, силой богатства и силой родственников, но не силой добродетели, ее изгоняют из семьи; она не находит прибежища в доме.
Если женщина обладает силой красоты, силой богатства, силой родственников и силой сыновей, но не силой добродетели, ее изгоняют из семьи; она не находит прибежища в доме.
Если женщина обладает силой добродетели, но не силой красоты, ее не изгоняют из семьи; она обретает прибежище в доме.
Если женщина обладает силой добродетели, но не силой богатства, ее не изгоняют из семьи; она обретает прибежище в доме.
Если женщина обладает силой добродетели, но не силой родственников, ее не изгоняют из семьи; она обретает прибежище в доме.
Если женщина обладает силой добродетели, но не силой сыновей, ее не изгоняют из семьи; она обретает прибежище в доме.
Таковы эти пять сил женщины.

СИЛА ДОБРОДЕТЕЛИ
Есть пять сил женщины. Каковы эти пять? Сила красоты, сила богатства, сила родственников, сила сыновей, сила добродетели. Таковы эти пять сил женщины.
Не из-за силы красоты, или силы богатства, или силы родственников, или силы сыновей, с разрушением тела, после смерти, женщина перерождается в добром предназначении, в небесном мире. Но вследствие силы добродетели, женщина перерождается в добром предназначении, в небесном мире.
Такова сила добродетели.

ЛУЧШЕЕ В ЭТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ
Возрастая в пяти качествах роста, женщина возрастает в благородстве и она приобретает сущность, приобретает лучшее в этом телесном существовании. Каковы эти пять? Она возрастает в вере, она возрастает в добродетели, она возрастает в учености, она возрастает в щедрости, она возрастает в мудрости.
Возрастая в этих пяти качествах роста, женщина возрастает в благородстве, она приобретает сущность, она приобретает лучшее в этом телесном существовании.
Таково лучшее в этом телесном существовании.

http://web.archive.org/web/20050126024213/http://www.livejournal.com/users/reiki_home/47888.html

Ассаджи

Из Сигаловада сутты:

"Пятью способами, молодой домохозяин, должен муж служить жене как Западу:

(1) быть вежливым с ней,
(2) не презирать ее,
(3) быть верным ей,
(4) передавать ей полномочия,
(5) обеспечивая ее украшениями.

Жена, которой ее муж так служит как Западу, проявляет состраданию к своему мужу пятью способами:

(1) она хорошо исполняет свои обязанности ,
(2) она гостеприимна к родственникам и окружающим
(3) она верна,
(4) она сберегает то, что он приносит,
(5) она искусна и трудолюбива в исполнении своих обязанностей.

Этими пятью способами жена проявляет сострадание к своему мужу, который служит ей как Западу. Так он охватывает Запад, делая его безопасным и надежным."

http://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm

Ассаджи

 THE SEVEN TYPES OF WIVES
ANGUTTARA NIKAYA 4:91 - SUJATA SUTTA


One day after a meal, as the Buddha was giving a discourse, much shouting and yelling was heard in the house as Sujata was again scolding the servants.


The Enlightened One interrupted his discourse and asked Anathapindika what kind of a commotion this was, that sounded like the noisy shouts of fisher folk.
The householder answered that it was his own daughter-in-law, who did not behave properly towards her husband or his parents, who did not give alms, who was faithless and unbelieving, and who was forever causing conflict.


Then an unusual thing happened: the Buddha asked that she be called. When she appeared before him, he asked her which of the seven types of wives she wanted to be.


She replied that she did not understand the meaning of this, and asked for more explanation. So the Enlightened One described the seven kinds of wives to her in verse:

Who, with mind corrupted, is unfeeling
Loves other men but her husband despises,
He who with wealth has gained her
She even seeks to kill — a Slayer is such a wife.

Whatever her husband gets for her by trade,
By skilled profession or a farmer's work,
She tries to filch a little just for herself.
Such a wife may well be called a Thief.

The slothful glutton, bent on idling,
A woman rude and fierce with coarse speech,
He who supports her, she dominates.
Such a wife a Tyrant must be called.

She who always for her husband cares
With sympathy, like a mother for her son,
Who carefully guards his stored-up wealth,
Such a wife may Motherly be called.

She who holds her husband in the same regard
As younger sister holds the elder born,
Who humbly serves her husband's every wish,
As Sisterly is such a wife known.

She whom her husband's sight will always please,
Like friends who see each other after long a time,
Who nobly bred and virtuous, devoted to her husband,
A Friend is she as well as wife.

From anger free, afraid of punishment,
Who bears with her husband with patient heart,
And without grudge obeys his every wish,
A Handmaid is she and a wife.

Who is called a Slayer, a Tyrant, or a Thief,
Who is rude, unvirtuous, and disrespectful,
Such kinds of wives will on their death
To hellish worlds of misery depart.

But wives like Mother, Sister, Friend and Handmaid,
Firm in virtue, imbued with long termed self-control,
Such kinds of wives will on their death
To happy destinies depart.

"These, Sujata, are the seven kinds of wives a man may have," said the Blessed One, "and which of them are you?"
Deeply moved, Sujata replied that from then on she would strive to be a handmaid to her husband. The words of the Enlightened One had shown her how to conduct herself as a wife.
Later she became a faithful disciple of the Buddha, to whom she was ever grateful for her salvation.

http://buddhaguna-chant.blogspot.com/2011/09/seven-types-of-wives.html

Ассаджи