Помогите выбрать медитационный центр в Тайланде

Автор skam_bshad, 08:44 01 ноября 2011

« назад - далее »

Ostrbor

Я был 2 последних месяца в Ват Па Наначат. Многое в моей жизни изменилось к лучшему. Я очень рад, что смог вырваться и побывать там. У меня появилось много друзей, и среди мирян, и среди тех, кто скоро станет монахом и среди самих монахов. Конечно, не все было гладко. Были проблемы в практике; чего-то не понимал, да и сейчас не все ясно по дхамме; не все устраивало в окружении. Но все это мелочи. Достаточно было пытаться и кое-что получалось. И это кое-что делало жизнь проще и понятнее.

Много я провел незабываемых вечеров в душевных беседах с друзьями. Мы делились опытом, старались быть чуткими друг к другу. Было немного тоскливо, когда я с ними прощался.

В этом монастыре принято что-то делать по хозяйству. Не скажу, что это мешает практиковать. Скорее даже наоборот. Конечно, работа не принудительная, а добровольная. Я много чего там переделал - посадил десяток деревьев (деревья бодхи и лианы), распрыскивал удобрения в лесу, ремонтировал бетонную дорожку, устраивал защиту от муравьев в кути и многое многое другое.

А последнюю неделю я провел с другом из монастыря в путешествии по тайланду. После монастыря мы чувствовали себя очень расслабленно и дружелюбно. Наверное, все встречные думали, что эти неряшливые бродяги, которые всему улыбаются, что-то очень крепкое курят.)) Иногда медитировали вечерами на пляже. Иногда просто сидели на улице и смотрели как мимо проходят люди, как пролетают байки. Никуда не спеша, ни о чем не заботясь, мы жили тем, что день принесет. Обычно, вселенная была к нам очень благосклонна.

Баир

Доброго времени! Да , и у меня было похожее настроение ,хотя я ни с кем вообще не разговаривал ,так как по тайски не умею разговаривать .Сама атмосфера в Таиланде очень дружелюбная и умиротворяющая особенно в провинции ,где нет вообще иностранцев ,меня вообще принимали за китайца,корейца,японца  и то когда что-то пытался спросить.Ни разу не  видел озлобленных ,недовольных выражений на лицах тайцев, вот где буддийское отношение к  миру работает.

karuna

Цитата: Ostrbor от 11:47 13 февраля 2012
Я был 2 последних месяца в Ват Па Наначат. ..

У меня мечта поехать в Ват Па Наначат. Может выберусь. Но я плохо жару переношу и у меня аллергия на комариков :(
А вы с монахом Ньянадассано познакомились? Он ведь по- русски говорит.

Ostrbor

ЦитироватьА вы с монахом Ньянадассано познакомились?
Да, я с ним подружился. Частенько рано утром перед пиндабатом, когда шли на точку сбора, мы говорили о практике, о жизни. Он мне очень помог советами. Например, мне не давалась анапанасати и он предложил медитацию попроще - на положении и движении тела. По анапанасати у меня возникало масса вопросов - что именно отслеживать, ведь дыхание - это сложный процесс, которому сопутствуют масса ощущений (и трение воздуха о внутреннюю поверхность носа, и ощущение холода и тепла вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, и звуки вдоха и выдоха, и движение мышц живота, и подъем/спад груди и т.д.). По сути все дыхание наблюдать невозможно - как вы увидите насыщение кислородом крови в легких? А как быть при паузах после вдоха/выдоха? Когда этих ощущений нет, на чем сосредоточиться?

Было полезно отвлечься от сомнений и беспокойства и попробовать объект для медитации полегче.

Этот аджан мне понравился тем, что он не важничал, не строил из себя учителя. В нем есть простота. А если его слушать внимательно, то можно кое-чему научиться. Все таки он много лет живет простой жизнью монаха.

skam_bshad

Цитата: Баир от 04:02 05 февраля 2012
Добрый день!Очень рад ,что у  вас все сложилось!Хорошо было-бы  ,если  вы еще поделились впечатлениями.

Я бы и рад, но вербализовать все ощущения довольно сложно.
Внешне-то пребывание в монастыре довольно малоинтересно, расписывать тут особо нечего; а что при этом происходит внутри, тоже не особо расскажешь - слишком уж мало эти ощущения пересекаются с повседневным опытом. Причём не потому, что прут какие-то запредельные состояния - состояния самые обычные, меняется только способ их отслеживания и восприятия.
Вообще говоря, я ехал с конкретной целью. От меня за три месяца до того ушла девушка, с которой мы провели вместе шесть с лишним лет, и эта, в общем, довольно дурацкая история меня до такой степени выбила из колеи, что варианта оставалось два - или в окно, или в медитацию. Имея такую мотивацию, я и дома довольно интенсивно практиковал - на одну неделю каждый месяц принимал восемь предписаний, в дни упосатхи старался посвящать медитации не менее 8 часов, а в остальное время от часа до трёх. И, в общем, к моменту отъезда я уже довольно-таки привёл себя в порядок - ну а в монастыре пришёл в него окончательно.
На самом деле, трудно себе представить более эффективное средство для избавления от изживших себя привязанностей. Но, думаю, тут это ни у кого и не вызовет возражений :)

Привыкание к монастырскому режиму прошло легко, я и дома почти так же жил во время практики, только тут ещё и работать не надо было и ели два раза в день, а не один. Кормят, кстати, как на убой, приходилось жестами показывать - "поменьше, поменьше". А вот практика неожиданно с самого начала пошла туго, особенно при ходьбе - такое ощущение, что ум воспринимал периоды ходьбы как отдых и сразу принимался за своё любимое занятие - болтовню. Собственное тугоумие в какой-то момент начало очень сильно утомлять. День на седьмой я вообще едва не пришёл в отчаяние - мол, торчу тут уже неделю, а прогресса ноль! А потом как-то взглянул со стороны - елки, я сплю три часа в день, практикую по 12 часов и не испытываю ни усталости, ни сонливости - и это называется "ноль прогресса"? :) После этого уже полегче пошло.
Ну, и консультации с ачааном очень помогали. В том смысле, что на всё ответ у него был один - это, мол, преходящие явления ума, мы не можем их контролировать, продолжай отслеживать их, пока они не исчезнут. Ну, я и отслеживал. И, что характерно, они помаленьку исчезали.
День на десятый мне стало казаться, что у меня уже что-то получается - и тут попёрли эмоции. Я и так в общем-то с детства был согласен с тем, что существование есть страдание, а тут это стало до того очевидно, что хоть плачь. Ну, я и плакал, собственно, целый день почти. Но даже в самые тяжёлые моменты в сознании ощущалась некая точка неподвижности, которая выступала в роли наблюдателя и никак не была затронута бушевавшими страстями. В общем, то, что должно было выйти - всё вышло )
Постепенно эмоции утихли, как и всё остальное. Удерживать ум в состоянии ненапряжённого сосредоточения становилось всё проще.  К концу пребывания в Ват Рам Пынге я находился в беспримерном для меня покое и временами даже переживал весьма интенсивное счастье. При этом было совершенно понятно, что это временное состояние, и стоит прекратить практику, как оно исчезнет :) Но было также понятно и то, что депрессия моя не вернётся, а если и вернётся, то никакой власти надо мной иметь не будет. Так оно, в общем, и оказалось. Случались и иные своего рода "прозрения" - не в буддийском смысле, наверное, а скорее как инсайты в гештальт-психотерапии - относительно тех или иных аспектов жизни, но их я никак пересказать не смогу - и смысла нет, и долго получится.

Три последних  дня в монастыре - отдельный разговор. Полный курс длится 26 дней, у меня был только 21, но мне тем не менее разрешили пройти determination - период особо интенсивной практики. То бишь трое суток практики без сна, не покидая своей комнаты - кроме как для отчёта.
Состояния при этом возникали довольно интересные, вплоть до галлюцинаций, но, думаю, всё-таки из-за депривации сна, а не из-за самой по себе практики. Особого значения я этому периоду не придаю, хотя чисто как символическое завершение пребывания в монастыре он подходит очень хорошо. Любопытное ощущение - осознавать, что от того, насколько спокоен будет твой ум, будет зависеть, сможешь ли ты комфортно провести без сна ещё день :) стимулирует сильно.

Как мне показалось, монахи относятся к иностранным практикующим не слишком серьёзно. Оно и правильно, учитывая, что большинство знакомы с буддизмом только понаслышке и сваливают на 10-й день, а некоторые и раньше. Но кто захочет практиковать с усердием - у того такая возможность всё равно будет.

К сожалению, вернувшись, я как-то сходу окунулся в социальную жизнь, и практика моя стала гораздо менее глубокой и регулярной, чем даже до отъезда. Оно и понятно - раньше, как только я чуть ослаблял усилие, становилось очень плохо, а теперь уже не становится. Впрочем, как я понимаю, это обычная история. Теперь я спокойно жду, пока схлынет эта волна впечатлений от повседневности - надеюсь, после этого получится вернуться к режиму, который стал уже привычен.

Не уверен, что рассказал о том, что хотелось услышать уважаемым участникам форума - я всё больше о себе, а не о монастыре :) Если что, извините, и, конечно, задавайте вопросы, буде таковые имеются.

Zheka

Спасибо Вам за отчет. Желаю продолжить практику и разрушить дукху навсегда!

syugyosya

Спасибо за отчёт. Ещё раз убеждаюсь что Ват Рам Пёнг один из строгих медитативных центров. Три дня практики без сна в конце ритрита это серьёзно...Я вот тоже заметил что к иностранным практикующим отношение у тайских учителей не слишком серьёзное..почему-то многие думают что мы посещаем монастыри типа для ознакомления с практикой..когда я был в Ват Па Там Вуа, то на третий день практики ко мне подошёл монах который проводил коллективную практику и поинтересовался практиковал ли я раньше..)))

skam_bshad

Цитата: Zheka от 17:11 16 февраля 2012
Спасибо Вам за отчет. Желаю продолжить практику и разрушить дукху навсегда!
Премного благодарен )

Цитата: syugyosya от 17:19 16 февраля 2012
Спасибо за отчёт. Ещё раз убеждаюсь что Ват Рам Пёнг один из строгих медитативных центров. Три дня практики без сна в конце ритрита это серьёзно...Я вот тоже заметил что к иностранным практикующим отношение у тайских учителей не слишком серьёзное..почему-то многие думают что мы посещаем монастыри типа для ознакомления с практикой..когда я был в Ват Па Там Вуа, то на третий день практики ко мне подошёл монах который проводил коллективную практику и поинтересовался практиковал ли я раньше..)))
Ну, фактически-то они правы, в основном именно познакомиться приезжают. В Ват Рам Пынге много было путешественников-бэкпэкеров, для которых ретрит в монастыре - это скажем так, часть программы.
Нас, правда, сразу спрашивали, у кого есть опыт практики )
Что касается строгости - то это сугубо вопрос личного отношения. Особо никто ни за кем не следит, determination - тоже дело добровольное.

syugyosya

Конечно всё зависит от индивидуального отношения. Но вот например в Ват Па Там Вуа тайским мирянам на время пребывания в монастыре давались Прибежище и 8 правил, а остальным как я понял по желанию..когда я подошёл и спросил насчёт этого то тайцы удивились. А насколько я знаю в Ват Рам Пёнге перед ритритом обязательно принимаешь 8 правил и перед отъездом снова 5..или это не обязательно?

Limemill

Большое спасибо Вам за отчет - очень живо, интересно и познавательно. Скажите, а вы положение и перемещения тела отслеживали весь день? Я так понял, вы использовали эту медитацию вместо апанасати, поэтому вопрос - предполагалась ли 'режимом' монастыря обязательная сидячая медитация и если да, то что вы делали в таких случаях? Cидели продолжительное время, отслеживая не меняющееся положение тела или что-то еще?

skam_bshad

Цитата: syugyosya от 08:40 17 февраля 2012
Конечно всё зависит от индивидуального отношения. Но вот например в Ват Па Там Вуа тайским мирянам на время пребывания в монастыре давались Прибежище и 8 правил, а остальным как я понял по желанию..когда я подошёл и спросил насчёт этого то тайцы удивились. А насколько я знаю в Ват Рам Пёнге перед ритритом обязательно принимаешь 8 правил и перед отъездом снова 5..или это не обязательно?
8 прибежищ принимаются в обязательном порядке, но за практикующими никто особо не следит и на мелкие нарушения внимания не обращает. В монастырском магазинчике вполне можно купить какой-нибудь перекус даже после полудня, например.

Цитата: Limemill от 07:21 18 февраля 2012
Большое спасибо Вам за отчет - очень живо, интересно и познавательно. Скажите, а вы положение и перемещения тела отслеживали весь день? Я так понял, вы использовали эту медитацию вместо апанасати, поэтому вопрос - предполагалась ли 'режимом' монастыря обязательная сидячая медитация и если да, то что вы делали в таких случаях? Cидели продолжительное время, отслеживая не меняющееся положение тела или что-то еще?
Иностранцам в Ват Рам Пынге даётся некий вариант техники достопочтенного Махаси Саядо, то есть внимание при дыхании фокусируется на стенке живота, при этом необходимо отмечать: "поднимается - опускается". Затем добавляется осознавание положения тела: "поднимается-опускается-сидит". На пятый примерно день начинается движение внимания по точкам на теле - "поднимается-опускается-сидит-касается". Постепенно добавляются новые точки, к концу практики их становится 28 (на самом деле меньше, но некоторые проходятся по два раза).
Достопочтенный Ачаан Супхан, следуя упомянутой выше технике, не рекомендует сидеть дольше часа. Новички начинают с 15 минут ходьбы и затем 15 минут сидения. Постепенно продолжительность этих периодов доводится до часа, и после этого уже не увеличивается. После полного цикла - часа ходьбы и часа сидения - можно взять короткий, минут пять-десять, перерыв, затем всё повторяется.

Limemill

Спасибо за подробный ответ! Отслеживаются только точки контакта (то есть ног и бедер с землей, друг с другом, ладоней и пальцев рук друг с другом и с ногами и предплечий с ногами) или какие-либо другие? Внимание переносится на них во время паузы после выдоха и до начала вдоха или параллельно с процесом дыхания? В этих точках отслеживается ощущение дыхания или же необходимо просто переместить внимание безотносительно дыхания?

skam_bshad

Цитата: Limemill от 08:55 19 февраля 2012
Спасибо за подробный ответ! Отслеживаются только точки контакта (то есть ног и бедер с землей, друг с другом, ладоней и пальцев рук друг с другом и с ногами и предплечий с ногами) или какие-либо другие? Внимание переносится на них во время паузы после выдоха и до начала вдоха или параллельно с процесом дыхания? В этих точках отслеживается ощущение дыхания или же необходимо просто переместить внимание безотносительно дыхания?

Отслеживаются симметрично расположенные точки по всему телу, как я понял (из собственных наблюдений), именно те, на которых естественно легче фокусировать внимание. При этом реально в этих точках может и не наблюдаться собственно тактильных ощущений - как мне объяснили, под "касается" подразумевается скорее прикосновение ума к выбранному месту.
Внимание переносится безотносительно дыхания и именно в указанной последовательности - поднимается-опускается-сидит-касается. То есть на стадиях "сидит" и "касается" тело продолжает дышать, но внимание уже сосредоточено на другом.

Limemill

Цитата: skam_bshad от 16:27 19 февраля 2012
Отслеживаются симметрично расположенные точки по всему телу, как я понял (из собственных наблюдений), именно те, на которых естественно легче фокусировать внимание. При этом реально в этих точках может и не наблюдаться собственно тактильных ощущений - как мне объяснили, под "касается" подразумевается скорее прикосновение ума к выбранному месту.
Внимание переносится безотносительно дыхания и именно в указанной последовательности - поднимается-опускается-сидит-касается. То есть на стадиях "сидит" и "касается" тело продолжает дышать, но внимание уже сосредоточено на другом.
Но при этом не требуется, допустим, осуществлять по одному "контакту" вниманием на каждый вдох и выдох? Условно говоря, возвращая внимание из последней точки на теле, на которой осуществлялась концентрация, к подъему/опусканию стенки живота, можно попасть на середину вдоха или выдоха. Так?

skam_bshad

Ну вообще, я так понял, да, такое возможно. Но самому мне было проще и естественней держаться в ритме дыхания, за редким исключением.

karuna

Цитата: Ostrbor от 12:09 14 февраля 2012
ЦитироватьА вы с монахом Ньянадассано познакомились?
Да, я с ним подружился...
Этот аджан мне понравился тем, что он не важничал, не строил из себя учителя. В нем есть простота. А если его слушать внимательно, то можно кое-чему научиться. Все таки он много лет живет простой жизнью монаха.

Для нас  с мужем А. Ньянадассано как брат. Нам нравиться его скромность и простота, при этом он практикует и может поделиться своим опытом. Возможно пригласим его в Москву еще раз.

А скажите пожалуйста, мне как мирянке, можно находиться в монастыре долгое время? Такое практикуется?
Я ничего не имею против работы в монастыре. Обычно это занимает всего несколько часов, но продолжается практика осознанности и польза для монастыря. Иногда, в Англии  мне приходилось готовить на 70 человек. Ничего, выжила :)  Иногда это бывает даже полезней, чем формальная медитация. Эмоции всякие вылазят, отношения с людьми. Вот и отпускаешь, отпускаешь, отпускаешь...:) 

Ostrbor

ЦитироватьА скажите пожалуйста, мне как мирянке, можно находиться в монастыре долгое время? Такое практикуется?
Да. В монастыре есть кути для женщин. Я там познакомился с мирянкой из Германии. Ее зовут Петра. Она долго живет в этом монастыре и все еще серьезно практикует. :)

ЦитироватьЯ ничего не имею против работы в монастыре.
Мне и еще одному везунчику досталась самая аццкая работенка - мы чистили туалеты. Наверное это самая наидуккхейшая работа. :)

karuna

Спасибо
Вот, немного об уборке туалетов из книги "Семь упражнений для здоровья сознания"
Достопочтенного Ачан Митсуе Гавесако
   
Клуб уборки туалетов

Во время одной поездки в Японию я встретил управляющего одной известной компании состоящего в клубе уборки туалетов. Клуб основан несколько десятилетий тому назад. Члены этого клуба - все сплошь аристократы, видные люди и занимающие высокие должности сотрудники больших корпораций. Деятельность участников заключается в ежемесячной уборке общественных и школьных туалетов.
Идея клуба заключается в совершенствовании себя посредством развития скромности.
Когда-то участники просили разрешения убрать ванные комнаты и туалеты в частных домах. Но в настоящее время, они выбирают только общественные туалеты, например, в школах или городских парках. Обычно у участников уходит два часа, на то, чтобы отмыть каждый угол. Часто им приходится терпеть издевательства от местных бездомных.
Конструктивная деятельность такого рода помогает нам быть менее эгоистичными, более трудолюбивыми и приверженными чистоте. И что самое главное, она способствует развитию скромности так, что мы можем оставить свое «я» (atta)  и пороки сознания (kilesa). Это так же полезно для очищения нашего ума, как и практика медитации. Для кого-то быть может это даже более эффективно, чем медитация.

Zheka

Цитата: karuna от 20:36 13 февраля 2012
Цитата: Ostrbor от 11:47 13 февраля 2012
Я был 2 последних месяца в Ват Па Наначат. ..

У меня мечта поехать в Ват Па Наначат. Может выберусь. Но я плохо жару переношу и у меня аллергия на комариков :(
А вы с монахом Ньянадассано познакомились? Он ведь по- русски говорит.
Чанг Май (сам город, в смысле) - это горы, горы, и там можно найти прохладное место. Насчет комаров тоже не помню, чтобы особо беспокоили.
Ну, или приезжайте в Шри-Ланку, в чудесный горно-лесной монастырь Ниламбе. Тут, правда, больше самостоятельная практика, и такая тишина и красота. Никакой жары!

karuna

А как долго вы собираетесь пробыть на Шри-Ланке?