Первое правило буддиста

Автор Gadavre, 13:44 22 сентября 2011

« назад - далее »

Gadavre

Приветствую всех искренних форумчан сайта!Очень хочется разобраться в этом правиле,ведь оно очень важно для достижения состояния святости.Понятно,что грехом является убийство людей,птиц,рыб,животных,насекомых а также нанесенные им увечья.При этом убийство микробов и вирусов и растений грехом не является.Нарушение правила происходит только ,если действию в результате которого была отобрана жизнь предшествовало намерение убить. Возникают вопросы:
1.Почему само одно только намерение убить не является грехом?Ведь как известно мысль материальна(Йоги мистики и колдуны согласятся со мной )и пожелание смерти усиленное собственной энергией может вызвать смерть человека...
2.Почему призванный на службу буддист обязан убивать на войне?Неужели глубоко верующий буддист не способный даже наступить у себя дома на таракана воьмет в руки оружие и будет стрелять в себе подобного? А этот подобный тоже может быть буддистом и ему в результате смерти заново придется испытать муки рождения.Тем более врагу можно противостоять без насилия,на практике это отлично показал Махатма Ганди.Православный святой Серафим Саровский кормил хищных зверей и они его не трогали.Не хочу думать,что буддизм тхеравады должен подстраиваться под интересы государства,но если это так ,то прошу знающих людей написать об этом в теме честно и без страха!Прошу ответить на этот вопрос как можно профессионально, так как встретиться со святым не имею материальной возможности потому и спрашиваю здесь.
3.Будет ли нарушением правила убийство виртуального противника в игре?Вроде бы не должно, ибо программа не относиться к живому существу.

Ассаджи

Здравствуйте!

Цитата: Gadavre от 13:44 22 сентября 2011
1.Почему само одно только намерение убить не является грехом?

Хотя бы потому, что в буддизме нет понятия греха.

Цитировать2.Почему призванный на службу буддист обязан убивать на войне?

Не слышал о таком.

Цитировать
3.Будет ли нарушением правила убийство виртуального противника в игре?Вроде бы не должно, ибо программа не относиться к живому существу.

Действительно, не будет.

Gadavre

1.Я имел ввиду под грехом нарушение правила.Вопрос до сих пор ждет ответа.
2.Есть буддисты коим позволено применение силы,напр. Дзен-буддисты.Позволено ли это тхеравадинам?Где-то можно прочитать об этом?

kito

Цитировать1.Почему само одно только намерение убить не является грехом?
По моему это все же является, определенного рода, дурным деянием ума.
Где-то в суттах есть спор Будды с учеником брахмана, и Будда как раз доказывал что само намерение совершить что-либо неблагое (в т.ч. и убийство) рождает очень дурную камму.
Может с суттой я что-то напутал, но однозначно мысли о причинении вреда - это действия умом порождающие неблагую камму.

Ассаджи

Цитата: Gadavre от 12:24 23 сентября 2011
1.Я имел ввиду под грехом нарушение правила.

Пять правил для мирян предписывают воздерживаться от наиболее существенных и отягощающих судьбу проступков.

Рефлексия умственных поступков, в том числе намерений, предписывается тем, кто всерьез практикует, а именно для монахов.

Вопросы такого плана затрагиваются в сутте "Советы Рахуле в Амбалаттхике"
http://dhamma.ru/canon/mn/mn61.htm

Цитировать2.Есть буддисты коим позволено применение силы,напр. Дзен-буддисты.Позволено ли это тхеравадинам?Где-то можно прочитать об этом?

Насколько мне известно, у Дзен-буддистов с этим не все так просто. Впрочем, это выходит за рамки тематики этого форума.

Gadavre

#5
ЦитироватьВопросы такого плана затрагиваются в сутте "Советы Рахуле в Амбалаттхике"
http://dhamma.ru/canon/mn/mn61.htm

Уважаемый Ассаджи, а что Вы сами понимаете под термином Рефлексия? Мне кажется, это размышление.Что ознчает выражение "выполнить действие интеллекта"?

Dhammanu

Цитировать2.Есть буддисты коим позволено применение силы,напр. Дзен-буддисты.Позволено ли это тхеравадинам?Где-то можно прочитать об этом?
http://dhamma.ru/lib/authors/misc/soldier.html
Ананда Верасекера - Буддизм и воинский долг. Например.
Нет никого кто бы мог позволить применять или не применять силу. А всякие восстания боксеров и битье палками по головам нарушают Восьмеричный Благородный Путь (Правильное действие), а там где нарушается Восьмеричный Благородный Путь - не найти Дхаммы не найти Винаи.

Ассаджи

Цитата: Gadavre от 23:13 23 сентября 2011
Уважаемый Ассаджи, а что Вы сами понимаете под термином Рефлексия?

Этот вопрос подробно разбирается в теме:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=170.0

ЦитироватьЧто ознчает выражение "выполнить действие интеллекта"?

Речь идет о действиях, совершаемых "в уме". Например, выработать намерение.

Gadavre

Dhammanu
Спасибо за текст.Но этот вопрос ,считаю, должен освещаться шире.Означает ли это что домохозяин нашей действительности обязан в случае войны вступить в армию и сражаться с врагом?или каждое сословие каждая каста должны заниматься своим делом:рабочий работать,торговец торговать,монах молиться?В древней Индии кажется было так.Хочу также заметить ,что Будда положительно отзывался об армии возглавляемым добродетельным правителем.В российской же армии могут заставить соблюдать православные традиции,заниматься распутством и совершать другие непотребные дела.По приказу вышестоящего Вы обязаны стрелять в женщину или ребенка.Армия президента защищает прежде всего свой режим,а не народ,режим, от которого многие в России не в восторге.
P.S.Интересно а ,Вы,как Буддист возьмете в руки оружие в случае войны(подразумеваю, что Вы гражданин России)?

Ассаджи

ЦитироватьЕсли вы являетесь гражданином Российской Федерации, то вправе заменить военную службу, альтернативной гражданской, в следующих случаях:

    Ваши убеждения и вероисповедания не позволяют вам держать в руках оружие, и соответственно проходить военную службу.

http://disite.net/pages/armiya/kak-gramotno-otkosit-ot-armii/alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-armii.html

Dhammanu

Цитата: Gadavre от 13:29 25 сентября 2011
P.S.Интересно а ,Вы,как Буддист возьмете в руки оружие в случае войны(подразумеваю, что Вы гражданин России)?
Это не слишком относится к теме: но я отвечу.
Если понадобиться царю - возьму оружие. Ведь пока мои родители и близкие люди живы, я как мирянин должен защищать их и поддерживать. В Сигаловада Сутте (http://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm) хорошо описан путь мирянина.
Если к тому времени приму монашество - то не возьму.
Да и вообще, считаю что если развить в достаточной степени парами, и вести нравственную жизнь - ни в кого стрелять и никого убивать не придется. Просто не сложатся обстоятельства к этому. Например, есть советские солдаты, прошедшие всю Великую Отечественную Войну, которые ни разу никого не убили, хотя война была самая кровопролитная в современной истории.
Такие вот дела.

kito


kito

Нашел про деяния ума и тела:
В «Сутре об Упалии» (см. «Буддизм России» № 34, 2001), где ключевым моментом спора между индуистами (ниргрантахами) и Буддой было: что важнее — деяния тела или деяния ума. Будда блестяще доказывает приоритет ума, позволяющий в отдельных случаях даже нарушать заповеди (внешние): «Как ты полагаешь, домохозяин: вот есть ниргрантха ... Ходит он туда и сюда и давит ногами множество мелких живых существ. Какое, домохозяин, определяет последствие этого ниргрантха, сын Джняти?» — «Если это ненамеренно, почтенный, то он не определяет это как особо зазорное». — «А если с намерением, домохазяин?» — «Весьма зазорным будет, почтенный». — «А намерение ниргрантха, сын Джняти, к чему относит?» — «К «стволу» ума».

Ассаджи

Цитата: kito от 22:23 27 октября 2011
Нашел про деяния ума и тела:
В «Сутре об Упалии» (см. «Буддизм России» № 34, 2001), где ключевым моментом спора между индуистами (ниргрантахами) и Буддой было: что важнее — деяния тела или деяния ума. Будда блестяще доказывает приоритет ума, позволяющий в отдельных случаях даже нарушать заповеди (внешние):

Феликс Шведовский здесь, очевидно, ошибается - никакое "нарушение телом заповеди неубиения живых существ (при должном состоянии ума)" в Тхераваде не допускается.

В Махаяне, как он и пишет в своей статье http://buddas.narod.ru/maha.html , есть нечто подобное, но не стоит путать Тхераваду с Махаяной.

kito

#14
Цитата: Ассаджи от 11:41 28 октября 2011
Цитата: kito от 22:23 27 октября 2011
Нашел про деяния ума и тела:
В «Сутре об Упалии» (см. «Буддизм России» № 34, 2001), где ключевым моментом спора между индуистами (ниргрантахами) и Буддой было: что важнее — деяния тела или деяния ума. Будда блестяще доказывает приоритет ума, позволяющий в отдельных случаях даже нарушать заповеди (внешние):

Феликс Шведовский здесь, очевидно, ошибается - никакое "нарушение телом заповеди неубиения живых существ (при должном состоянии ума)" в Тхераваде не допускается.

В Махаяне, как он и пишет в своей статье http://buddas.narod.ru/maha.html , есть нечто подобное, но не стоит путать Тхераваду с Махаяной.

Вопрос в том что состояние ума при убиении являеться более важным нежели чем сам факт убиения, насколько я понял:
Вот отрывок:

Ассаджи

Цитата: kito от 19:58 28 октября 2011
Вопрос в том что состояние ума при убиении являеться более важным нежели чем сам факт убиения, насколько я понял:

О состоянии ума здесь не говорится - речь о том, что ненамеренные проступки имеют более легкие последствия, и менее зазорны, чем намеренные.

http://www.buddhismofrussia.ru/HTML/br2Upalii.php?title=%D1%EB%EE%E2%EE%20%C1%F3%E4%E4%FB

'Householder, there is a niganta observing all the restraints, and experiencing the results of those restraints. When walking to and fro he kills many instects What, are the results that Niganthanataputta declares to him?' 'When unintentional, venerable sir, Niganthanataputta says it is not so blameworthy.' 'Householder if it is intentional? 'Then it is the most blameworthy.'

http://www.dhammaweb.net/Tipitaka/read.php?id=90

kito

Спасибо за разъяснение.

Вот человек идет под открытым небом, и прекрасно осознает, что под подошвами его обуви погибает множество живых существ.
Более-менее крупных, которых он способен увидеть глазом (жуков, пауков, гусениц и проч), он обходит и переступает.
Но те, кого он не может увидеть, гибнут под его ногами.
Намерения давить их, у этого человека нет, напротив есть сострадание и понимание того факта что он является причиной их смерти.
Получается он зарабатывает себе камму убийства, но как бы в более "лекгой" форме?

Dhammanu

Цитата: kito от 07:36 30 октября 2011
Получается он зарабатывает себе камму убийства, но как бы в более "лекгой" форме?
Интересна АН 3.99 Лонапхала сутта
«Когда человек творит камму, что будет ощущаться таким-то и таким-то образом, то так и будет ощущаться её результат»
'When a person makes kamma to be felt in such & such a way, that is how its result is experienced,'
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html
На последствия совершенных действий сильно влияет состояние человека (развивает благие качества или не развивает и т.п.)

Ассаджи

Цитата: Dhammanu от 11:08 30 октября 2011
Интересна АН 3.99 Лонапхала сутта
«Когда человек творит камму, что будет ощущаться таким-то и таким-то образом, то так и будет ощущаться её результат»
'When a person makes kamma to be felt in such & such a way, that is how its result is experienced,'
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html
На последствия совершенных действий сильно влияет состояние человека (развивает благие качества или не развивает и т.п.)

В этой сутте речь идет о личных качествах человека, а не о его состоянии в момент совершения поступка.

Dhammanu

Цитата: Ассаджи от 14:45 30 октября 2011
В этой сутте речь идет о личных качествах человека, а не о его состоянии в момент совершения поступка.
Я неправильно выразился насчет "состояния" (точнее, под состоянием человека имел ввиду именно личные качества, благие и неблагие).