Интеллект как основа - Mind-base

Автор Viveka, 12:47 10 ноября 2011

« назад - далее »

Viveka

Уважаемый Ассаджи, хотелось бы прояснить один момент из книги Махаси Саядо "Медитация Сатипаттхана Випассана" :

"На основе интеллекта возникает последовательность психических процессов, таких как мышление, воображение и т. п., или, если обобщить, на основе тела последовательность психических процессов. В действительности каждое из действий – это сочетание психики и материи, где интеллект как основа – это материя, а мышление, воображение и так далее – это психика. Чтобы научиться отчетливо отслеживать материю и психику, нужно каждый раз отслеживать "думаю", "воображаю", и т. д."

"...где интеллект как основа – это материя..." Можно уточнить этот момент? Почему интеллект относится к материи?

Ассаджи

В оригинале:

Then what is that which knows the objects now? It is the element of mind which comes into being depending on matter. It is called Mind (nama) because it inclines to an object. Mind is also spoken of as "thought" or "consciousness." Mind arises depending on matter as will be described hereafter. Depending on eye, eye-consciousness (seeing) arises; depending on ear, ear-consciousness (hearing) arises; depending on nose, nose-consciousness (smelling) arises; depending on tongue, tongue-consciousness (taste) arises; depending on body, body-consciousness (sense of touch) arises. There are many kinds, either good or bad, of the sense of touch. While it has a wide field of action by running throughout the whole length of body, inside and outside, the sense of sight, hearing, smell, or taste can on the other hand come into being respectively in its own particular sphere, such as eye, ear, nose, and tongue, which occupies a very small and limited space of the body. These senses of touch, sight, etc. are nothing but the elements of mind. Also there comes into being the mind-consciousness (i.e., thoughts, ideas, imaginations, etc.) depending on mind-base. All of these are elements of mind. Mind as a rule knows an object while matter does not know.

...

As regards "thoughts, imaginations, etc." it may be mentioned that depending on mind-base there arise a series of mental activities, such as thinking, imagining, etc., or to speak in a general sense, a series of mental activities arise depending on this body. In reality each case is a composition of matter and mind; mind-base or body is matter, while thinking, imagining, etc. are mind. In order to be able to notice matter and mind clearly, it should be noted as "thinking, imagining, etc." in each case.

...

In this respect the exercise is simply to note or observe the existing elements in every act of seeing. It should be noted as "seeing, seeing," on every act of seeing. (By the terms of note or observe or contemplate it means the act of keeping the mind fixedly on the object with a view to knowing clearly.) Because of this fact of keeping the mind fixedly by noting as "seeing, seeing," at times a visual object is noticed, at times consciousness of seeing is noticed, or at times it is noticed as eye-base or as a place from which it sees. It will serve the purpose if one can notice distinctly any one of the three.

...

Because this mind usually comes into existence depending on mindbase and other sense doors situated in the body, it is said that it stays in the cave.

http://www.thisismyanmar.com/nibbana/mahasisa.htm

Ассаджи

Наверное, имеется в виду manāyatana

http://www.palikanon.com/english/wtb/a/aayatana.htm

Не знаю, почему она в этой книге отнесена к "рупа".

Сергей О.

Может быть речь у Махаси Саядо идет о "сердечной основе" ума (хадайя ваттху), понятие, которое встречается, как пишут - в комментариях, например в Висуддхимагге:
http://www.dhammatalks.net/Articles/Hadaya_Vathu_Heart_Base.htm

Из словаря буддийских понятий:
http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/hadaya_vatthu.htm
Это понятие, как пишут в словарной статье, не встречается в канонических текстах, в книге Абхидхамма питаки "Паттхана", есть только такой отрывок, где просто говорится о рупе, благодаря которой функционирует ум:
In the Patth. we find repeatedly only the passage: "That material thing based on which mind-element and mind-consciousness element function" (yam rūpam nissāya manodhātu ca mano-viññāna-dhātu ca vattanti, tam rūpam).

Viveka

Возможно, под "ментальной основой умственных процессов" (mind-base) подразумевается нервная система во главе с мозгом (и все это дело состоит из 4-х элементов, если речь идет о рупа)? Прямо об этом нигде не упоминается, я так поняла...

'Mind-object-base' (dhammāyatana) is identical with 'mind-object-element' (dhamma-dhātu; s. dhātu II) and dhammārammana (s. ārammana). It may be physical or mental, past, present or future, real or imaginary.'

"It may be physical or mental, past, present or future, real or imaginary." Почему такое разнообразие и от чего оно зависит? ))

Viveka

Насчет "сердечной основы" ума... Да, я читала об этом раньше.

В этой связи вспоминается тот факт, что сердечно-сосудистая система плода формируется первой из всех его систем. Может это и не имеет отношения к теме, но просто, мне показалось, что это интересная параллель )

"...С каждым последующим часом клеток становится все больше. Они соединяются и складываются в определенные формы, образуя вначале две трубки, потом, сливаясь, одну. Эта трубка, складываясь и опускаясь вниз из первичного диска, образует петлю, которая называется «первичной сердечной петлей». Петля быстро удлиняется, значительно опережая рост и увеличение числа окружающих ее клеток, ложится вправо, в виде такого кольца, как кольцо швартового каната, которое забрасывают на кнехт при причаливании катера или судна. Эта петля ложится в норме только справа, в противном случае будущее сердце будет лежать не слева, а справа от грудины. И вот на 22-й день после зачатия в утолщенном нижнем отделе петли происходит первое сокращение. Сердце начало биться."



Сергей О.

Цитата: Viveka от 22:54 10 ноября 2011
'Mind-object-base' (dhammāyatana) is identical with 'mind-object-element' (dhamma-dhātu; s. dhātu II) and dhammārammana (s. ārammana). It may be physical or mental, past, present or future, real or imaginary.'

"It may be physical or mental, past, present or future, real or imaginary." Почему такое разнообразие и от чего оно зависит? ))
Это - то, что воспринимается умом. Есть деление на 12 аятана: глаз и видимое, ухо и звуки, ... тело и осязаемое, ум и дхаммы (dhammāyatana). Вот здесь написано про дхаммаятана.
Непосредственно умом мы воспринимаем то, что относится к "нама" - чувства, распознавания, санкхары. Это могут быть настоящие, прошедшие или будущие дхаммы.
Также прошлые (и наверное будущие) формы мы тоже воспринимаем умом. Т.е. когда мы вспоминаем например что-то увиденное, мы видим это не глазами, а умом. Глаза можно даже закрыть.)) Так же мы можем воспринимать умом воображаемое. Т.е всё перечисленное (physical or mental, past, present or future, real or imaginary) входит в понятие дхаммаятана и воспринимается умом.

А вот, в отличие от ума, глаз, например, видит только настоящие (те, что сейчас) формы, но не прошлые или будущие. Также и остальные 4 из пяти органов восприятия.

Viveka

#7
Спасибо!

...Закрою глаза и впаду в размышления :)