Трудности в практике

Автор Хельга, 11:48 15 июня 2011

« назад - далее »

Хельга

Я пробовала сосредотачиваться на дыхании. Но при этом у меня возникало головокружение и неприятные ощущения в теле. Тогда я стала направлять более мягкое внимание на дыхание, пытаясь заметить оттенки. Но и это дало мне нечто противоположное удовольствию. Я могла бы предположить, что мне просто нужен другой метод медитации. Но я подумала, что либо я что-то делаю не так, либо я вообще какая-то неправильная - раз такая прекрасная вещь, как памятование о дыхании, вызывает во мне что-то не совсем желательное. Может быть, я просто мнительная, но с тех пор мне вообще тяжело медитировать и все время всплывет обида за то, что с дыханием не получилось.

Уважаемые практики, не могли бы вы прокомментировать такую ситуацию? Мне так хочется быть "стандартной" и "правильной". При каких-то проявлениях индивидуальности я начинаю думать, что у меня вообще не получится продвигаться в медитации.

ae

Были подобные проблемы.
Короткий ответ: нужно дышать иначе.
Ответ подлиннее: в ситуации наблюдения дыхания есть возможность создания дискомфорта поскольку дыхание - это единственная из вегетативных функций тела, допускающая сознательное управление. В норме тело прекрасно умеет дышать самостоятельно, и руководствуется при этом более "объективными" критериями, чем ум, пытающийся управлять дыханием. Задача может быть определена как "сближение представлений ума о дыхании с нуждами тела" и далее как "отделение осознания от контроля". Можно начать с наставлений, которые дост. Тханиссаро бхиккху даёт в "указаниях к медитации" и "рас-распознавании".

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm

Хельга

Спасибо, уважаемый ae!

Действительно, в моей медитации невольно присутствовали контроль и напряжение. Это одна из самых утонченных практик, с которыми я встречалась.

Что ж, буду совершенствовать мастерство -)

Alexei

Когда есть напряжение, можно делать медитацию лёжа, например что-нибудь похожее на практику отдыха Роджера Уэллса.

ЦитироватьКогда вы научитесь это делать, испытываемое ощущение окажется очень радостным. Я называю это периферийным вниманием: когда позволяешь сосредоточению ослабнуть, и позволяешь всему на окружающей периферии нахлынуть внутрь. Это помогает развить необусловленное осознание и расслабляет привычку навязчивого сосредоточения на том, что воспринимаешь. Мы настолько натренированы на всем сосредотачиваться, что трудно освободиться от такого навязчивого сосредоточения, но это придет с практикой, и вы научитесь легко это делать.

На такой безвыборочный отказ от контроля ум и тело откликаются расслаблением. Вы заметите, что определенные мускулы в районе затылка и висков расслабляются каждый раз, когда вы это делаете, и поймете, сколько усилий вы вкладывали в постоянное навязчивое сосредоточение на том, чтобы что-то "получить", будь то образ или звук, мысль или фантазия.

Хельга

Цитата: Alexei от 08:30 18 июня 2011
Когда есть напряжение, можно делать медитацию лёжа, например что-нибудь похожее на практику отдыха Роджера Уэллса.

ЦитироватьКогда вы научитесь это делать, испытываемое ощущение окажется очень радостным. Я называю это периферийным вниманием: когда позволяешь сосредоточению ослабнуть, и позволяешь всему на окружающей периферии нахлынуть внутрь. Это помогает развить необусловленное осознание и расслабляет привычку навязчивого сосредоточения на том, что воспринимаешь. Мы настолько натренированы на всем сосредотачиваться, что трудно освободиться от такого навязчивого сосредоточения, но это придет с практикой, и вы научитесь легко это делать.

На такой безвыборочный отказ от контроля ум и тело откликаются расслаблением. Вы заметите, что определенные мускулы в районе затылка и висков расслабляются каждый раз, когда вы это делаете, и поймете, сколько усилий вы вкладывали в постоянное навязчивое сосредоточение на том, чтобы что-то "получить", будь то образ или звук, мысль или фантазия.

Спасибо, Alexei. Когда-то я делала такое. Пожалуй, стоит опять заняться.

Хельга

Заметила, что те опыты в медитации, которые я когда-то давно пережила, до сих пор остаются для меня потрясением. У меня тогда не было учителя, и делала я что-то весьма неумело. Не раз "влипала".

Есть ли у кого-то методы проработки вот таких ситуаций? Можно подробнее: я делала медитацию (наверное, еще не буддийскую) и пережила разотождествление. Делала с усилием, результат - потрясение и даже немного (или много?) ужаса.

Собственно, медитировать более умело я научилась, но беспокоят именно те неприятные состояния и переживания, которые у меня были в связи с теми опытами. Их остатки.

ae

А теперь у меня вопрос. Замечаю, что левая половина тела в любом статичном положении воспринимается по размерам раза в полтора-два больше правой. При ходьбе, например, такого нет. Соответственно, при медитации сидя всё время хочется отклонить ось тела вправо, но если так сделать - это не даёт ничего кроме напряжения справа. Есть версия, что положение тела изначально как-то перекошено, но визуально ничего такого не заметно, к тому же я долгое время считал, что закончил поиски равновесного положения для медитации. Почему вообще могут возникать такие ощущения? Как это исправляется? Может быть это просто пустое беспокойство?

Ассаджи

По ходу практики порой бывают необычные ощущения, - они со временем проходят.

merceray

вопрос к ае
Скажите пожалуйста, Вы левша или правша?

ae

правша в чистом виде.
Думаете, функциональная ассиметрия как-то влияет на восприятие схемы тела?

Carver

Всем здравствуйте!У меня были такие ощущения,как "расширение" тела,чувство "парения",единственный выход на мой взляд это отметить про себя эти явления и продолжать практику - осознание дыхания или что вы начали практиковать в данном случае!Как только вы отвлечётесь на эти "ощущения" практика собьётся.

ae

Здравствуйте!
Да, единственное верное решение - не отвлекаться на спецэффекты. Хотя, конечно, всё новое и удивительное хочется исследовать поглубже.  :)

Carver

как уже сказали выше,такие спецэффекты со временем проходят,и если вы начинаете их "исследовать" вы просто тормозите дальнейшее продвижение...По крайней мере в моей практике при попытке снова и снова испытать состояние невесомости тела произошла остановка - в течении нескольких недель я не мог сконцентрироваться на дыхании!Пока не сказал сам себе что мне вс равно и как бы перестал обращать внимание на возникающие состояния во время медитации.По моему как раз это и называется "цепляние" к ощущениям во время практике которое очень рекомендуют избегать!

ae

Конечно, всему этому не место во время занятий медитацией. Но к счастью ли или к сожалению, жизнь состоит не из одной только медитации дыхания, а люди состоят не из одного только ума. Поэтому я считаю, что приписывать всем необычным явлениям, наблюдаемым во время медитации, только умственную природу - это перекос. Согласитесь, ощущения тела в медитации - это целая вселенная. И рефлексируя их, можно извлечь массу полезной информации в первую очередь о теле. И что важно, проверить и исправить какие-то беспокоящие моменты в теле гораздо легче, чем если бы речь шла об уме. Достаточно показать это тело сведущему человеку и следовать его указаниям. С умом это гораздо проблематичней, если вообще возможно.  :)

Ассаджи

При памятовании о дыхании может естественно возникать представление о "воздушности".
В Вимуттимагге рекомендуют распространить это представление о "воздушности" на всё тело (стр. 158-159).
Благодаря этому возрастает восторг и блаженство.
Расширение представлений (нимитта) описано и в книге ачана Ли Дхаммадхаро.

Цигун, с его благотворным влиянием на здоровье, отчасти основан на традициях буддийской медитации.

Carver

 "Поэтому я считаю, что приписывать всем необычным явлениям, наблюдаемым во время медитации, только умственную природу - это перекос. "

Если вы считаете что такие явления,как чувство расширения правой части тела,не имеют умственную природу то мне действительно нечего сказать.

Carver

"
Цитата: ae от 19:06 18 октября 2013
Конечно, всему этому не место во время занятий медитацией. Но к счастью ли или к сожалению, жизнь состоит не из одной только медитации дыхания, а люди состоят не из одного только ума."

Тема вроде как называется "трудности в практике" и вы поделились своими ощущениями во время медитации..При чём здесь в таком случае что жизнь состоит не только из медитации?Извините,я не вижу последовательности в вашем сообщении.

Carver

Спасибо Ассаджи,уже начал читать! Я остановился как раз на этом месте,чувстве невесомости тела в своей практике.В январе еду на ритрит випассаны по Гоенко,думал там проконсультироваться с учителем по этому поводу! Хотя могу себе представить что он скажет -"продолжайте медитировать..."

ae

Цитата: Carver...мне действительно нечего сказать.
Цитата: CarverИзвините,я не вижу последовательности в вашем сообщении.
О, ничего страшного.  Не берите в голову  :)

Carver

Всем доброго времени суток!В последнее время у меня после медитации появляются странные говоные боли,такое ощущение что вбивают гвоздь в районе темени и макушки.Боль терпимая,но резкая.Думал что совпадение,но слишком уж частое совпадение,практически каждый день.Особенно вчера,когда медитировал в три подхода - час анапана,час метта,час випассана делая перерывы в пять минут.Может быть я зря беспокоюсь,но интересно знать мнение практикующих по этому поводу!

Ассаджи

Доброго времени!

Такое бывает. У каждого всплывают свои ощущения. Это пройдет.

Желательно нарабатывать неплотские радость и счастье, - с их помощью боль легче преобразуется.
И сохранять просторность ума, с осознаванием всего тела, чтобы ум не сужался и не "схлопывался" в боль.

Carver

Спасибо Ассаджи!Вы дали направление!Для начала хочу попробывать заканчивать медитацию патнадцатью минутами метты.На уровне интуиции мне давно уже кажется что резкое окончание часа медитации как то не правильно.Были мысли выходить плавно,но не знал как.

syugyosya

Цитата: Carver от 12:14 17 ноября 2013
Всем доброго времени суток!В последнее время у меня после медитации появляются странные говоные боли,такое ощущение что вбивают гвоздь в районе темени и макушки.Боль терпимая,но резкая.Думал что совпадение,но слишком уж частое совпадение,практически каждый день.Особенно вчера,когда медитировал в три подхода - час анапана,час метта,час випассана делая перерывы в пять минут.Может быть я зря беспокоюсь,но интересно знать мнение практикующих по этому поводу!
А Вы не пробовали сосредоточиться на какой-то одной практике?

Carver

#23
Цитировать
А Вы не пробовали сосредоточиться на какой-то одной практике?
Обычно я делаю так - 10 минут анапана что бы успокоить ум после будничного дня и потом,когда вижу что легко концентрируюсь на дыхании,начинаю "сканировать тело" по Гоенко в течении оставшихся 50 минут.В дни,когда могу себе позволить практиковать больше времени,уделяю анапане час...На сколько мне известно,эта практика ни как не противоречит випассане.Может я ошибаюсь?

syugyosya


Нет не ошибаетесь.. похоже Вы делаете саматху и випассану в связке..здесь на форуме есть тема об этом

Carver

Я начал так поступать после ритрита випассаны в одном из центров Гоенко.В своих лекциях по дальнейшей практике дома он советует уделять анапане некоторое время перед началом практики випассаны в случае если ум взбудоражен.А в будничные дни после работы действительно тяжело сразу успокоить волнения в уме.В своей каждодневной практике я убедился что осознание дыхания очень помогает,особенно после "бурных" дней.Иногда это занимает до 20-30 минут перед тем,как начать випассану.В однодневных ретритах по Гоенко применяется то же самое - первый час практикуется анапана,последующие три часа - випассана.

maria

В Бирме после того, как мне побрили голову, у меня тоже началась головная боль во время Анапанасати. У меня было такое ощущение, что голова просто однажды лопнет. Учитель мне сначала говорил, что я слишком много усилий прикладываю, отсюда мол и напряжение. Но через месяц мучений я все-таки попросила его подобрать мне другой объект для медитации. И Учитель посоветовал практиковать Будданусати. О, какое же это было счастье не чувствовать больше никакого напряжения и боли ;))) мне оооочень подошла эта практика. Быть может и вам стоит попробовать поменять объект на время? Сейчас я снова делаю анапанасати и подобные трудности пока не наблюдаются.
Всех благ ;)

Sergei

Будданусати

Что это и как это практикуется?
Спасибо