Принятие прибежища

Автор Константин, 21:54 26 февраля 2004

« назад - далее »

Кусярон

Кстати, не стоит забывать о том, что в Индии времен Будды была устная культура. И научиться чему-либо можно было только при непосредственном общении с носителем знания. Варианта "нашел в интернете текст, прочел, и решил этим заняться" не было. Был только вариант "встретил человека, поговорил с ним, решил этим заняться, - о чем ему и сказал".

karuna

Кстати Аджан Джаясаро, когда был в Дальма-се сказал, что  можно принимать Прибежище и без монахов. Я не помню дословно, но примерно это звучало так : "Это же ваше искреннее желание принять Прибежище?"

К примеру, в Амаравати принимают прибежище и 8 обетов 2 раза в месяц, на полнолуние и новолуние. Для мирян, которые приносят Дану, принятие Прибежища и пяти обетов.Желающие просят об этом, перед едой. Чаще всего это бывает раз в неделю,  по субботам. Причем миряне не просят об этом какого-то конкретного монаха. Иногда и Ланг По Сумедхо и старший монах отсутствуют.

А вот в Читхурсте  порядок принятия Прибежища для мирян, которые приходят с Даной такой же. Но просят об этом редко. А  вот если ты живешь в монастыре и должен соблюдать 8 обетов, то принимаешь их самостоятельно или на церемонии принятия Анагарика, которая  бывает не часто :(
Нет никаких обязательств. Это зависит от Аббата монастыря.   

Делаем вывод. Для кого-то важно принять Прибежище от монаха. Для кого-то важно принять Прибежище!!!. И то и другое - правильно.
Самое важное, чтобы Прибежище было в твоем сердце  и мы старались не нарушать обеты.   

Ассаджи

Доброго времени!

Цитата: Топпер от 01:51 16 августа 2009
С Арьями - разговор особый. Они могут самопосвящатся.

Как я понимаю, тут Вы опираетесь на Абхидхармакошу Васубандху.

В Тхераваде такого нет, традиционные виды принятия прибежища описаны в работе досточтимого Ньянапоники:

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanaponika/wheel076.html

syugyosya

Как я понял в Тхераваде нарушением Прибежища является отказ хотя бы от одной из его составляющих. Интересно как в Тхераваде смотрят на то,что многие западные практикующие принимают Прибежище,но от веры в Христа не отказываются.. ?

Ассаджи

Как я понял, вы опираетесь на статью Бхиккху Бодхи "Принятие прибежища".

Тхеравада - это название, которым в двадцатом веке начали называть буддизм Юго-Восточной Азии, в котором высшим авторитетом являются слова Будды, сохраненные в Палийском каноне, а также западный буддизм, опирающийся на Палийский канон.

Соответственно в Тхераваде нет единого руководства наподобие патриархата, и нет единственно правильных взглядов на современные явления.

В Тхераваде (в описанном выше смысле) многие люди сочетают принятие Прибежища с самыми разными верованиями. В зависимости от страны и буддийского течения, отношение к этому бывает разное.

syugyosya

  Спасибо. Да я опирался на текст Бхикху Бодхи потому что там тема отказа от Прибежища созвучна с Махаяной(Ваджраяной) где поиск Прибежища в мирских богах также является отказом.. Вот только не помню точно возможно ли после отказа снова принять Прибежище.. Судя по тому что пишет Бхикху Бодхи,то в Тхераваде это более мягко..

Ассаджи

Да, в Тхераваде к этому мягче относятся.

Можно принимать Прибежище снова и снова.

Dhammanu

Цитата: syugyosya от 11:17 15 сентября 2010
...но от веры в Христа не отказываются.. ?
Принимающие прибежище в Трех Драгоценностях из стран, например, юго-восточной азии, также вряд ли отказываются от местных верований в духов, нагов и прочего.
Ведь нельзя же сказать "Я верю в Будду". Ведь Будда это же прилагательное.
И вообще, как я понял, последователи Великой Дхаммы не верят. Они принимают все как есть.

ну в моём случае, ни с какими монахами, не доводилось пообщаться.
Принял прибежище, соблюдаю 5 правил, иногда 8 правил.
Также занимаюсь Даной по мелочи.

Bahupada

Сутта о беседе правителя Авантипутты с достопочтенным Махакаччаной:

Madhura Sutta

На английском
http://dhammaweb.net/Tipitaka/read.php?id=118

На Пали:
http://studies.worldtipitaka.org/tipitaka/10M/4/4.4

Сутта примечательна тем, что в конце беседы правитель в стандартной для сутт форме высказывает свое желание принять прибежище в Махакаччане, в Учении, и в Общине монахов:
Цитировать"Esāhaṃ bhavantaṃ kaccānaṃ saraṇaṃ gacchāmi dhammañca bhikkhusaṅghañca. Upāsakaṃ maṃ bhavaṃ kaccāno dhāretu ajjatagge pāṇupetaṃ saraṇaṃ gata''nti.

На что монах отвечает ему, что принять прибежище следует не в нем, а в Будде, как это сделал сам Махакаччана. На вопрос о том, где найти Благословенного, он отвечает, что  уже свершилась париниббана Татхагаты:
Цитировать"Parinibbuto kho, mahārāja, etarahi so bhagavā arahaṃ sammāsambuddho''ti

В итоге правитель провозглашает, что прибегает как к прибежищу к ушедшему в париниббану Будде, а так же к Учению и к Общине монахов:
Цитировать"Yato ca, bho kaccāna, parinibbuto so bhagavā, parinibbutampi mayaṃ bhagavantaṃ saraṇaṃ gacchāma dhammañca bhikkhusaṅghañca"

Таким образом, уже вскоре после Будды миряне могли проходить "официальную" процедуру принятия прибежища в трех драгоценностях. Можно смело предположить, что такие случаи были далеко не единичными, что привело в итоге, к возникновению стандартной для мирян формы принятия прибежищ.

Elex

#29
Может не совсем в тему, но близко. :)
Школы "Малой колесницы" (тут не совсем понятно, но все же часто, может и ошибочно, Тхеравада причисляется к таковым), "обвиняют" в устремленности к личному освобождению. Тогда какой-бы смысл имело принятие прибежища в Сангхе?
По книге "Принятие Прибежища" получается, что истинная Сангха состоит из Архатов и очень "продвинутых практиков".
ЦитироватьСангха, являющаяся прибежищем – это не общественный институт, а неформализованное множество последователей, объединяющее всех тех, кто постиг глубинную сущность учения Будды. Сангха как прибежище – это замечательная община, состоящая только из благородных личностей, то есть из людей, обладающих высоким духовным уровнем. Входящие в неё люди связаны друг с другом не формальным членством, а невидимой нитью внутренней самореализации. Для автоматического вступления в эту общину нужно лишь достичь той самой реализации.
...в Сангху благородных личностей могут входить и миряне. Членство в ней зависит сугубо от достижений в духовной практике, а не от получения монашеского посвящения.
Принятие Прибежища
Значит продвигаясь по этапам БВП, это продвижение происходит на благо всех ЖС.

Александр

Цитата: Elex от 20:18 09 февраля 2011
Может не совсем в тему, но близко. :)
Школы "Малой колесницы" (тут не совсем понятно, но все же часто, может и ошибочно, Тхеравада причисляется к таковым), "обвиняют" в устремленности к личному освобождению. Тогда какой-бы смысл имело принятие прибежища в Сангхе?
По книге "Принятие Прибежища" получается, что истинная Сангха состоит из Архатов и очень "продвинутых практиков".
Значит продвигаясь по этапам БВП, это продвижение происходит на благо всех ЖС.

нам, непродвинутым шравакам, путь Махаяны не понять))

Elex

#31
Да, наверно обеты Бодхисатвы - это отдельная тема. Но вот, все-таки, если Сангха состоит из тех последователей, что "были и есть", тогда личное продвижение, становится продвижением общим. Разве нет?
(а если еще не разделять личное - общее...)

Александр

Цитата: Elex от 21:50 09 февраля 2011
Да, наверно обеты Бодхисатвы - это отдельная тема. Но вот, все-таки, если Сангха состоит из тех последователей, что "были и есть", тогда личное продвижение, становится продвижением общим. Разве нет?
(а если еще не разделять личное - общее...)

личное, безличное... как говорил аджан Ча, ум любит всё разграничивать

Bahupada

Кхуддакапатха, первая из книг Кхуддаканикаи, начинается со строф тройственного принятия прибежища в Будде, Дхамме, Сангхе:

ЦитироватьBuddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi.

Dutiyampi buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Dutiyampi dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Dutiyampi saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi.

Tatiyampi buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Tatiyampi dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi;
Tatiyampi saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi.


Традиционный комментария уточняет, что согласно Махавагге, такой тройственный порядок был заложен не послушниками Будды, не какими-то мудрецами-риши, не божеством, а самим Буддой. И уточняет где именно и по какому поводу: в Баранаси, в роще Исипатана, после того, как множество людей достигли плода архатства вскоре после Ясы.

И действительно, в Махавагге Будда устанавливает определенный порядок получения монашеского посвящения от монахов (а не только от Будды) через определенную процедуру, включающую и тройственную формулу прибежища:

Цитировать
Mahāvagga, Pabbajjūpasampadā kathā
Paṭhamaṃ kesamassuṃ ohārāpetvā [ohāretvā (ka.)], kāsāyāni vatthāni acchādāpetvā, ekaṃsaṃ uttarāsaṅgaṃ kārāpetvā, bhikkhūnaṃ pāde vandāpetvā, ukkuṭikaṃ nisīdāpetvā, añjaliṃ paggaṇhāpetvā, evaṃ vadehīti vattabbo – buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi, dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi, saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi; dutiyampi buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi, dutiyampi dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi, dutiyampi saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi; tatiyampi buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi, tatiyampi dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi, tatiyampi saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmī''ti. ''Anujānāmi, bhikkhave, imehi tīhi saraṇagamanehi pabbajjaṃ upasampada''nti.

Bahupada

Если следовать традиционному комментарию Аттхакатха, то можно провести определенное соответствие между троичной формулой принятия прибежища в Будде, Дхамме и Сангхе и знаменитой трех-строчной гаятри-мантрой брахманской ведийской традиции. Эта мантра, весьма древняя по происхождению и входящая в состав Риг-Веды, на санскрите иначе еще называется Савитри или Савитти на пали (sāvittī).

В одном месте Сутта Нипаты, увещевая отшельника Кению (keṇiya), который был приверженцем брахманского ритуала, Будда проводит ряд сопоставлений в свете понятий, знакомых Кении по брахманскому ритуалу, и среди прочего называет ведийский стих Савитти первейшим из ведийских стихов (chanda):

573. Aggihuttamukhā yaññā, sāvittī chandaso mukhaṃ;
Rājā mukhaṃ manussānaṃ, nadīnaṃ sāgaro mukhaṃ.

Комментарий объясняет это в том смысле, что стих Савитти декламируется прежде, чем декламируются прочие ведические стихи.

Вот этот стих:
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

Мантра состоит из 23 или 24 слогов или из 3 строк по примерно 8 слогов в каждой строке.

В другом месте из Сутта Нипаты Будда беседует с брахманов Сундарикой Бхарадваджой и в ходе беседы произносит такие слова:

Brāhmaṇo hi ce tvaṃ brūsi, mañca brūsi abrāhmaṇaṃ;
Taṃ taṃ sāvittiṃ pucchāmi, tipadaṃ catuvīsatakkharaṃ.

– Если ты говоришь, я брахман, и не называешь меня брахманом, то я спрошу тебя о гимне Савитри, составленном из трех стихов и двадцати четырех слогов.
Сутта Нипата

Как поясняет комментарий, Будда упомянул Савитти, подразумевая трехчастную формулу прибежища: "buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi, dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi, saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmī". Именно это и есть, по комментарию, "благородное Савитти" (ariyasāvittī).
Таким образом своим вопросом Будда не спрашивал у брахмана о ведийской мантре, а подготавливал его к восприятию последующей своей проповеди. В комментарии утверждается, что если брахман стал бы говорить о другой (ведийской) Савитти, то Будда уж точно сказал бы ему в ответ: "nāyaṃ, brāhmaṇa, ariyassa vinaye sāvittīti vuccatī", то есть "не это, брахман, в Учении и Дисциплине благородных называется 'sāvittī'".

Формулу принятия тройного прибежища можно сопоставить с мантрой Савитри структурно: в ней тоже 3 строки по 8 слогов в каждой; и функционально: ее декламация зачастую предваряет буддийскую проповедь или прочие буддийские декламации, подобно тому, как ведийская мантра Савитри предваряла, согласно комментарию, декламацию прочих ведийских стихов.

snegovik

Если буддист Ваджраяны, не отказываясь от своей традиции, верит в тхеравадинский путь Бодхисаттвы, и желает учиться медитации у монаха Kammathana forest tradition, осваивая и  тхеравадинский путь Бодхисаттвы - запрещено ли принимать Прибежище перед монахом Kammathana forest tradition?

С уважением.

Ассаджи

Насколько мне известно, такого запрета нет.

С уважением.

Ассаджи

Цитата: snegovik от 23:38 13 января 2017
Тхеравада в стиле (вероятно) Махаси Саядо. Прибежище как посвящение.
http://www.forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=17&t=2969&start=280

Тхеравада в стиле Ачана Мана. Прибежище как декларация уже имеющегося доверия.
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=115.20

Да везде в Тхераваде принятие Прибежища не является некой "инициацией".
Например, во время Весака в Таиланде монахи просто зачитывают строфы, миряне (около тысячи) повторяют. Вот и все, никаких сложностей, требований и мистики.

raudex

Цитата: Ассаджи от 18:26 17 января 2017
Например, во время Весака в Таиланде монахи просто зачитывают строфы, миряне (около тысячи) повторяют.
Да не только на Весак, любое мероприятие где происходит хоть какое то ритуальное взаимоотношение мирян и сангхи начинается с антифона Прибежищ и Правил. Мирян может быть сколь угодно много, разумеется никто и не думает выяснять истинные взгляды декламирующих. Все понимают так как могут. Некоторые вообще не в курсе что происходит и повторяют бездумно  :).

Акхандха

Бханте, мое почтение  ^-^

Цитата: Ассаджи от 11:16 23 декабря 2008
Никаких ритуалов здесь не требуется.  Как говорил Будда, очищают не ритуалы, а нравственное поведение.
Поддерживаю.

Цитата: Zom от 11:42 23 декабря 2008
С этой же целью они дают монахам деньги, строят храмы, покупают оборудование, создают центры медитаций и прочее прочее. Если монахи не будут над всем этим проводить пышные церемонии,

Насколько мне известно, деньги монахам давать запрещено.
И еще зададимся вопросом: А сам Будда проводил "пышные церемонии"? ... Откуда они вообще взялись, интересно. И зачем нужны. По-моему, к практике они отношения не имеют.