С какого момента можно заниматься Брахмавихарами?

Автор Виталий86, 17:26 24 июля 2017

« назад - далее »

Виталий86

Или в любой момент можно? Или может надо сначала както снизить злость, жажду и т.д.? И можно ли какой то текст с подробным описанием как именно надо заниматься Брахмавихарами?

Ассаджи

Цитата: Виталий86 от 17:26 24 июля 2017
Или в любой момент можно?

Да, в любой.

ЦитироватьИли может надо сначала както снизить злость, жажду и т.д.? И можно ли какой то текст с подробным описанием как именно надо заниматься Брахмавихарами?

Для начала есть тексты:
https://dhamma.ru/index-subject.html#brahmavihara
https://dhamma.ru/index-subject.html#metta
https://dhamma.ru/forum/index.php?action=tags;tagid=13

А в дальнейшем, конечно, желательно квалифицированное руководство.

LXNDR

С тех пор, как я узнал о практике брахмавихар, меня всегда интересовал вопрос, насколько последовательно люди их культивируют и не возникает ли у них дихотомии между состоянием ума и намерением во время бхаваны и их реальной жизнью в обществе, не получается ли так, что во время сидения они всем шлют лучи позитива и любви, а в реальной жизни продолжают раздражаться и ненавидеть

Потому что если у человека в жизни существует постоянный неустраняемый источник раздражения, довольно сложно от него отмежеваться или тем более возлюбить, или использовать как объект во время бхаваны, зная, что после завершения сеанса с ним снова придётся иметь дело во всей его неприглядности и гнусности и терпеть причиняемые им как минимум неудобства, таким образом фактически обманывая самого себя

Ассаджи

Цитата: LXNDR от 18:01 24 июля 2017
С тех пор, как я узнал о практике брахмавихар, меня всегда интересовал вопрос, насколько последовательно люди их культивируют и не возникает ли у них дихотомии между состоянием ума и намерением во время бхаваны и их реальной жизнью в обществе, не получается ли так, что во время сидения они всем шлют лучи позитива и любви, а в реальной жизни продолжают раздражаться и ненавидеть

На начальном этапе эта практика относится к "устранению загрязнений через развитие противоположности" (таданга-пахана), и от неё не стоит ожидать полного устранения раздражения и ненависти навсегда.
Всё же эффект есть, - со временем он сглаживается, но отчасти остается.

Если довести брахмавихары до джхан, то конечно, результаты будут масштабнее, но и в этом случае загрязнения могут возникать, поскольку в джхане они "устраняются через приостановку" (виккхамбхана-пахана).

Только развитие мудрости, с "устранением через искоренение" (самуччхеда-пахана), дает возможность полностью и навсегда избавиться от загрязнений. Но для полного развития мудрости нужно как предпосылка развитие джхан, а для джхан - развитие нравственности.

Соответственно, практика начинается с устранения недоброжелательности простейшими средствами, пусть даже эти средства дают не особо сильные и не особо устойчивые результаты.

ЦитироватьПотому что если у человека в жизни существует постоянный неустраняемый источник раздражения, довольно сложно от него отмежеваться или тем более возлюбить, или использовать как объект во время бхаваны, зная, что после завершения сеанса с ним снова придётся иметь дело во всей его неприглядности и гнусности и терпеть причиняемые им как минимум неудобства, таким образом фактически обманывая самого себя

Вот в связи с такими трудностями метта-бхавана начинается с развития доброжелательности к тем, к кому легче всего её развить. Благодаря этому со временем становится проще развить доброжелательность и к трудным людям.