Почему люди спят?

Автор exbot777, 09:57 24 февраля 2011

« назад - далее »

exbot777

Что такое сон с точки зрения буддизма? Речь не о снах и сновидениях, а о сне, как о временном отключении сознания. Если сон имеет под собой сугубо физиологические причины (человеческий организм устает и отключается вместе с сознанием на некоторое время), то, стало быть, сознание вторично по отношению к телу, не может без него существовать. А раз так, то не значит ли это, что после смерти тела сознание тоже умирает?   

Буду благодарен за ссылки на авторитетные буддийские книги и мнения мастеров, касающиеся данной проблемы.

Ассаджи

Учение Будды не претендует на то, чтобы описывать всё мироустройство.
Будда намеренно ограничивался в своих проповедях лишь тем, что имеет прямое отношение к прекращению страданий, и не объяснял многие явления, в том числе, сон.

По поводу видов сновидений есть тема:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=830.0

Насчет первичности и вторичности - согласно модели "Обусловленного возникновения" сознание и ум-с-телом взаимообусловлены, и оказывают влияние друг на друга. Без сознания тело может продолжать существовать разве что при поддержке медицинской аппаратуры.

Сознание, по учению Будды, это не некая сущность, а возникающий и прекращающийся процесс, происходящий по шести дверям чувств - зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию, и интеллекту.

exbot777

Цитата: Ассаджи от 10:27 24 февраля 2011
Учение Будды не претендует на то, чтобы описывать всё мироустройство.
Будда намеренно ограничивался в своих проповедях лишь тем, что имеет прямое отношение к прекращению страданий, и не объяснял многие явления, в том числе, сон.

По поводу видов сновидений есть тема:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=830.0

Насчет первичности и вторичности - согласно модели "Обусловленного возникновения" сознание и ум-с-телом взаимообусловлены, и оказывают влияние друг на друга. Без сознания тело может продолжать существовать разве что при поддержке медицинской аппаратуры.

Сознание, по учению Будды, это не некая сущность, а возникающий и прекращающийся процесс, происходящий по шести дверям чувств - зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию, и интеллекту.

Прежде чем задать вопрос на форуме, я попытался найти ответ на него с помощью яндекса, но у меня ничего не вышло. Все дело в том, что в русском языке одним и тем же словом "сон" обозначаются два совершенно разных понятия: 1. нечто снящееся спящему, 2. физиологический процесс. По указанной Вами ссылке я, найдя ее на этом форуме, ранее уже проходил, и там речь идет о первом значении (кстати, спасибо за тему). Меня же интересует второе значение слова "сон".

Вопрос мой, на самом деле, не праздный и не пустой. Для меня он очень важный. Если, грубо говоря, буддизм есть приведение ума в надлежащее состояние, то просто невозможно обойти вниманием тот факт, что этот самый ум у живых существ периодически отключается как бы сам по себе, и с этим ничего нельзя поделать.

Не думаю, что мой вопрос относится к числу метафизических вопросов, о которых "молчал" Будда. Вообще довольно забавно иногда наблюдать диалоги между людьми, увлекающимися буддизмом. В некоторых случаях единственным аргументом у них остается ссылка на "благородное молчание Будда". Но в иных случаях, когда кто-то сводит весь буддизм к психотехнике, они говорят: "Да нет, ну что вы. Буддизм - не просто психотехника. Буддизм - это нечто гораздо большее и масштабное". 

Ассаджи

Цитата: exbot777 от 03:31 25 февраля 2011
Не думаю, что мой вопрос относится к числу метафизических вопросов, о которых "молчал" Будда.

Независимо от Вашего и моего мнения, Будда действительно не объяснял природу сна.

Причины, по которым он не раскрывал детали мироустройства, приведены, в частности, в Чула-Малункйовада сутте:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.063.than.html

ЦитироватьВообще довольно забавно иногда наблюдать диалоги между людьми, увлекающимися буддизмом. В некоторых случаях единственным аргументом у них остается ссылка на "благородное молчание Будда". Но в иных случаях, когда кто-то сводит весь буддизм к психотехнике, они говорят: "Да нет, ну что вы. Буддизм - не просто психотехника. Буддизм - это нечто гораздо большее и масштабное".

На мой взгляд, психотехники - это популярный суррогат полноценного Пути, создаваемый под влиянием технократической культуры.

Поскольку исходный вопрос исчерпан, тема закрывается.