Соблюдение Шилы на практике

Автор kalimantan, 16:29 01 августа 2011

« назад - далее »

kalimantan

Возник практический вопрос. Я хочу заняться пчеловодством; в процессе изучения этого дела узнал,
что при некоторых болезнях пчел их надо убить и улей сжечь. Это закон (человеческого общества) дабы
предотвратить распространение губительных болезней пчел.

Panatipa veramani sikkhapadam samadiyami.

Что делать в таком случае? Не заниматься пчеловодством так как это может поставить меня перед необходимостью убивать?
Получается что пчеловодство не является 'right livelihood'? Думая глубже, болезнь вызыватся бактериями, и, если моё намерение -
сохранить жизнь здоровым пчелам, то в уравнение попадают и бактерии.

All tremble at violence; all fear death. Putting oneself in the place of another, one should not kill nor cause another to kill.
Dhp.129.

Каковы последствия таких действий? И каковы последстсвия если я кого-то попрошу это сделать?
... one should not kill nor cause another to kill.

Я теперь понимаю, что мирскому человеку едва ли можно соблюсти шилу полностью. Наверное это одна из причин, почему арахант
не может оставаться мирским.

Может стоит рассматривать это проблему под другим углом, смириться, что некоторые действия неизбежны и накапливать благую камму в ожидании, что она компенсирует неблагие действия? http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html

И где здоровые усилия в соблюдении шилы переходят в нездоровый фанатизм?

Кусярон

Может, вариант - вывезти улей в пустынное место, - в лес какой-нибудь, где рядом нет пасек?

novice

Здравствуйте.

ЦитироватьЧто делать в таком случае? Не заниматься пчеловодством так как это может поставить меня перед необходимостью убивать?
Получается что пчеловодство не является 'right livelihood'? Думая глубже, болезнь вызыватся бактериями, и, если моё намерение -
сохранить жизнь здоровым пчелам, то в уравнение попадают и бактерии.

Лично я бы не стал заниматься пчеловодством. А по поводу бактерий, то в процитированной Вами заповеди говорится о живых существах. Являются ли бактерии живыми существами?

ЦитироватьКаковы последствия таких действий? И каковы последстсвия если я кого-то попрошу это сделать?
Для Вас последствия от убийства пчёл Вами, (или кем-то по Вашей просьбе) на мой взгляд, будут неблагими -- а вот насколько неблагими и какие именно -- этого я не знаю. Тем не менее, фактор болезни пчёл и их опасности для других, являющийся причиной для нарушения заповеди с Вашей стороны, всё же, думается, вступит в игру. Однако, спекулировать на эту тему не стоит.

ЦитироватьЯ теперь понимаю, что мирскому человеку едва ли можно соблюсти шилу полностью.

Почему Вы так решили. Мирскому человеку можно соблюсти предписания для мирян(и даже больше). Возможно, есть какие-то люди, которые просто должны убивать животных. (В силу обстоятельств.) Это, конечно, несовместимо с предписанием не убивать.


ЦитироватьМожет стоит рассматривать это проблему под другим углом, смириться, что некоторые действия неизбежны и накапливать благую камму в ожидании, что она компенсирует неблагие действия? http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.099.than.html

Какие "некоторые"? Убийство пчёл?
Вы уверены, что правильно поняли сутту?

ЦитироватьИ где здоровые усилия в соблюдении шилы переходят в нездоровый фанатизм?
Дайте определение "нездоровому фанатизму" и будет понятнее.

Ассаджи

К бактериям правило о воздержании от убийства не относится, они не относятся к живым существам.

novice

Уважаемый Ассаджи, а есть ли в Каноне какой-то критерий или даже определение живого существа? Ведь, как мы знаем, во времена Будды бактерии были ещё не открыты. Мне казалось я вроде читал какую-то сутту где Будда говорит, что живое существо это суть пять совокупностей. Но я могу ошибаться. Вчера правда нашёл вот эту сутту:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn05/sn05.010.bodh.html


И оттуда можно привести цитату:

ЦитироватьWhy now do you assume 'a being'?
Mara, have you grasped a view?
This is a heap of sheer constructions:
Here no being is found.

Just as, with an assemblage of parts,
The word 'chariot' is used,
So, when the aggregates are present,
There's the convention 'a being.'

Ассаджи

#5
По Винае, то, что не видно глазом, не подпадает под правило о воздержании от убийства:

  62. Should any bhikkhu knowingly make use of water with living beings in it, it is to be confessed.

This rule is similar to Pacittiya 20, differing only in the factor of effort and the way the non-offenses are defined. Here, as under that rule, the factors for the full offense are four:

Object: water containing living creatures. This includes things like mosquito larvae, but not beings too small to be seen.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/bmc1.ch08-7.html

novice

Ссылка не работает.
Я, конечно, не пытаюсь организовать движение за защиту прав бактерий. Просто есть вещи, в которых сразу не разберешься. Например, является ли дерево живым существом(по буддийскому определению)?
А какое-нибудь диковинное полурастение-полуживотное в океане?
Если, например, знать точно, что у живого существа обязательно есть сознание, (наряду с оставшимися четырьмя совокупностями) то тогда ряд вопросов отпадёт. Правда тогда нужно будет как-то узнать есть ли у дерева или бактерий сознание )

Ассаджи

Исправил ссылку.

Растения тоже не относятся к живым существам.

См. http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/bmc1.ch08-2.html

Я не встречал в суттах определения живого существа.