Здравствуйте, у меня вопрос. Если понятия души в буддизме не существует то что тогда уходит в нирвану?
В тибетском буддизме это объясняется очень просто. Заблуждаясь, мы полагаем (верим, думаем), что душа существует. Прозрев (освободившись, достигнув ниббаны), мы видим, что души нет, она не существует. Т.е. мы отрицаем то, чего на самом деле и не было, как рога у зайца. Дальше идут еще всякие нюансы...
---------------
Но Нагарджуна рассмеялся и сказал:
"Так же, как ты стал несчастен всего лишь вообразив рога на голове, точно так же все живые существа теряют свое счастье, цепляясь за ложные воображаемые предметы и считая их реальными.
Все формы жизни и все объекты страсти подобны облакам. Но даже рождение, жизнь и смерть не властны над теми, чье сердце чисто и свободно от заблуждений. Если ты можешь смотреть на все богатство в мире, как на нереальное, и нежеланное, и обременительное – точно так же, как на воображаемые рога на своей голове, то тогда ты освободишься от круговорота смерти и перерождения".
И тогда пелена спала с глаз ученика, и так как он увидел "пустоту" всех вещей, его страсти и миражи исчезли, а вместе с ними и рога на его голове. Он достиг сиддхи – совершенства святого, и впоследствии его стали называть Гуру Нагабодхи – преемник Нагарджуны.
-----------------
Но в тхераваде еще проще:
Тханиссаро Бхиккху
Глагол для слова "нирвана"
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html