Вопросы по теме развития брахма-вихар

Автор novice, 23:47 05 марта 2011

« назад - далее »

novice

Здравствуйте, уважаемые участники!

С некоторых пор меня очень интересует практика четырёх брахма-вихар. Есть ли в интернете какие-либо книги, статьи по этой теме? Я знаю, что есть (1 и 2 источники исключительно по теме метты) здесь:

http://www.dhamma.ru/lib/authors/vimalaramsi/vimetta.htm
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/buddharakkhita/wheel365.html
http://www.dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/sublime.htm

Неплохо было бы ещё что-нибудь прочесть.

Хотелось бы также задать несколько вопросов. Если с меттой и каруной ещё хоть как-то что-то кажется понятным, то с мудитой и упеккхой у меня не получается и вовсе. Не совсем понятно чему именно следует сорадоваться. Радость очень многих живых существ зависит  и основывается на пяти совокупностях. Поэтому, поскольку Татхагатой была указана неприемлемость вовлечения в пять совокупностей, сорадование (на такой основе) становится невозможным. Я думаю, что здесь всё понятно и дальше развивать эту мысль не стоит. Помимо этого, брахма-вихары, насколько я понимаю, распространяются на все миры без ограничений. То есть и на адские миры, включая Avichi. Сорадование снова невозможно. Поэтому логично будет попробовать найти "общий знаменатель" для всех существ.
Если упрощённо, то этим знаменателем может быть:
1) Возможность для каждого живого существа через время=n стать Архатом.
2) Факт существования живого существа. И тем не менее, это опять сведётся к первому пункту, хотя вектор сорадования всё же будет несколько иным.
Возможны и другие варианты.
Всё же, если говорить о этих двух, будет ли развитие сорадования на такой основе правильным? Как мне кажется, недостатком в данном случае будет слишком высокий уровень неопределённости наступления момента достижения Освобождения и (не всегда) огромное количество страдания, лежащее между этим моментом и моментом текущим.

Можно попробовать иначе. Развить сорадование к идущим Благородным восьмеричным путём и искусственно перенести, распространить его на всех остальных живых существ. Но не будет ли искусственность минусом?

В суттах можно увидеть в какой последовательности развиваются эти состояния:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.063.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.125.than.html

Развитие метты может привести к первой джхане, каруны ко второй, мудиты к третьей, и упеккхи к четвертой.
Обязательно ли развитие брахма-вихар именно в таком порядке?
Просто до джханы мне всё равно ещё далеко )

Мне кажется, что развитие брахма-вихар на высоком уровне сделает человека способным при наличии соответствующих условий приносить всё больше пользы окружающим. Очевидно, что меняется не только поведение. Однако влияет ли именно сама медитация на окружающих? Можно ли, например, просто практикуя метту на уровне первой джханы за счёт этого приносить всем живым существам добро?

Теперь по поводу невозмутимости. Пока что хотелось бы просто побольше информации ) Причём необязательно буддийской.

В этой теме также приветствуется изложение собственного опыта практики.


Ассаджи

Цитата: novice от 23:47 05 марта 2011
Хотелось бы также задать несколько вопросов. Если с меттой и каруной ещё хоть как-то что-то кажется понятным, то с мудитой и упеккхой у меня не получается и вовсе. Не совсем понятно чему именно следует сорадоваться. Радость очень многих живых существ зависит  и основывается на пяти совокупностях. Поэтому, поскольку Татхагатой была указана неприемлемость вовлечения в пять совокупностей, сорадование (на такой основе) становится невозможным. Я думаю, что здесь всё понятно и дальше развивать эту мысль не стоит.

Страдание очень многих существ тоже связано с пятью совокупностями, но это ведь не повод не сострадать.

Брахма-вихары потому и называются "безоговорочными" (аппамана), что в них не ставится условий для сопереживания.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=992.0

По поводу мудиты есть глава книги досточтимого Махаси Саядо:

http://www.buddhanet.net/brahmaviharas/bvd087.htm

ЦитироватьПомимо этого, брахма-вихары, насколько я понимаю, распространяются на все миры без ограничений. То есть и на адские миры, включая Avichi. Сорадование снова невозможно. Поэтому логично будет попробовать найти "общий знаменатель" для всех существ.

Брахма-вихары распространяются на существ во всех мирах. В принципе и в аду кто-то может порой радоваться.

ЦитироватьЕсли упрощённо, то этим знаменателем может быть:
1) Возможность для каждого живого существа через время=n стать Архатом.
2) Факт существования живого существа. И тем не менее, это опять сведётся к первому пункту, хотя вектор сорадования всё же будет несколько иным.
Возможны и другие варианты.
Всё же, если говорить о этих двух, будет ли развитие сорадования на такой основе правильным? Как мне кажется, недостатком в данном случае будет слишком высокий уровень неопределённости наступления момента достижения Освобождения и (не всегда) огромное количество страдания, лежащее между этим моментом и моментом текущим.

Главное, чтобы сорадование действительно развивалось.
Результаты можно отслеживать в повседневной жизни.

ЦитироватьМожно попробовать иначе. Развить сорадование к идущим Благородным восьмеричным путём и искусственно перенести, распространить его на всех остальных живых существ. Но не будет ли искусственность минусом?

Можно начать с тех, к кому проще развить сорадование, а потом перейти к остальным.

ЦитироватьВ суттах можно увидеть в какой последовательности развиваются эти состояния:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.063.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.125.than.html

Хорошие сутты.

ЦитироватьРазвитие метты может привести к первой джхане, каруны ко второй, мудиты к третьей, и упеккхи к четвертой.

Метта, каруна и мудита могут привести к третьей джхане, а упеккха - к четвертой.

ЦитироватьОбязательно ли развитие брахма-вихар именно в таком порядке?
Просто до джханы мне всё равно ещё далеко )

Не обязательно.

ЦитироватьМне кажется, что развитие брахма-вихар на высоком уровне сделает человека способным при наличии соответствующих условий приносить всё больше пользы окружающим. Очевидно, что меняется не только поведение. Однако влияет ли именно сама медитация на окружающих? Можно ли, например, просто практикуя метту на уровне первой джханы за счёт этого приносить всем живым существам добро?

В принципе да, но действия приносят еще больше добра.

ЦитироватьТеперь по поводу невозмутимости. Пока что хотелось бы просто побольше информации ) Причём необязательно буддийской.

Есть пара тем:
http://dhamma.ru/oldforum/viewthread.php-FID=5&TID=1050.htm
http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=23&t=5939

И раздел из книги досточтимого Махаси Саядо:
http://www.buddhanet.net/brahmaviharas/bvihara7.htm

novice