Нимитта - Вопросы практики - Постижение credit

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Нимитта  (Прочитано 3820 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Арта

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 48
Нимитта
« : 06 Декабрь 2010 09:11 »

Добрый день!
В книге Хенелопы Гунаратаны "Простыми словами о внимательности" есть такие строки:
Цитировать
Когда вы удерживаете ум сфокусированным на краях ноздрей, вы сможете отметить появление знака (нимитта), указывающего на то, что медитация идет успешно. Вы почувствуете приятное ощущение, связанное с появлением знака. Разные люди, практикующие медитацию, воспринимают его совершенно по-разному. Знак может быть похож на звезду, или на круглый драгоценный камень, или на круглую жемчужину, или на семя хлопчатника, или на колышек из ядровой древесины, или на длинную струну, на венок из цветов, на клубы дыма, на паутину, на пелену облаков, на цветок лотоса, на диск Луны или Солнца.
Ранее вы использовали в практике в качестве объектов медитации вдохи и выдохи. Теперь же у вас в качестве третьего объекта медитации есть такой знак. Когда вы сосредоточиваете ум на этом третьем объекте, ум достигает той стадии концентрации, которая необходима для практики медитации прозрения. Знак четко ощущается на краях ноздрей.


Действительно ли упоявляется такой знак в медитации? как он выглядит и как ощущается? виден ли он когда глаза открыты или только с закрытыми?
У меня такой знак может и появлялся, но редко  и буквально на несколько секунд, поэтому точно не могу сказать что это было. хотелось бы узнать, бывает ли такое у других и действительно ли помогает сосредоточению?
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2011 10:56 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #1 : 06 Декабрь 2010 21:24 »

Доброго времени!

Досточтимый Хенепола Гунаратана очень лаконично передает то, что описано  более подробно в Вимуттимагге и Висуддхимагге.

Тут речь идет о весьма тонких вещах, которые не встречаются в быту, поэтому   и приходится углубляться в тонкости, используя специальные термины.

Описание Анапанасати в Вимуттимагге и Патисамбхидамагге можно прочитать на английском на странице:

http://www.forum.websangha.org/viewtopic.php?p=10462#10462

Нимитта появляется не случайно, а тогда, когда ум очищен от описанных в соответствующей главе Патисамбхидамагги помех.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4204#msg4204

Благодаря устранению помех снимаются наслоения с восприятия воздуха. О подобном пишет в своей статье Тханиссаро Бхиккху:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm

Нимитта - не некий случайный зрительный образ. Наоборот, в той же Вимуттимагге подчеркивается, что не стоит обращать внимание на разнообразные восприятия, проявляющиеся в ходе практики.

При практике анапанасати, как описывается в Аттхакатхе, опорой сосредоточения служит нимитта (перцептивный образ) вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, индивидуальное внутреннее представление "воздушности", настройка на элемент воздуха.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4218#msg4218

Это трудно передать в бытовых терминах. Каждый воспринимает это по-своему. Вряд ли здесь важны подробности лично моего опыта, - если бы я с самого начала знал, что именно нужно делать, то практика продвигалась бы гораздо быстрее.

Нимитта нужна для вполне определенной цели.
Когда эта настройка уловлена, то при дальнейшем устранении помех можно постепенно распространить восприятие "воздушности" на все тело, как описывается в Вимуттимагге и в книге Ачана Ли Дхаммадхаро:

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

И когда все восприятие полностью окрашено нимиттой (перцептивным образом) опоры сосредоточения, то и достигается однонастроенность ума (экаггата):

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=862.0

поскольку ум при этом настроен только на одну опору (араммана), а именно на опору сосредоточения.

Употребляемое в связи с этим палийское слово "касина" означает полноту (окрашенности восприятия). Как описывается в Косала сутте (четвертый абзац):

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.029.than.html

опора сосредоточения (в случае анапанасати - воздух) воспринимается при этом во всей сфере восприятия.
« Последнее редактирование: 06 Декабрь 2010 21:43 от Ассаджи »
Записан

Арта

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 48
Re: Нимитта
« Ответ #2 : 07 Декабрь 2010 12:20 »

Спасибо, Ассаджи. А может ли быть в практике такое, что нимитта появляется, но из-за того, что точно не знаешь что это, не осознаешь.
или всегда понимаешь, что вот она - нимитта?
Спасибо за ссылки, почитаю. если не трудно - там описывается как отличить этот знак от некой своей "выдумки", результата умственной деятельности?
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #3 : 07 Декабрь 2010 14:37 »

А может ли быть в практике такое, что нимитта появляется, но из-за того, что точно не знаешь что это, не осознаешь.
или всегда понимаешь, что вот она - нимитта?

Если человек вообще не знает, что это такое, то у него в момент ослабления помех может появиться нимитта, и даже джхана, а он так и не поймет, что же это было.

Я уже цитировал на форуме Ирвина Шэттока:

Цитировать
И вот внезапно больше не осталось никакой проблемы. Эта вспышка прозрения произошла в тот момент, когда я только что поставил стакан вина в пятно солнечного света, падавшего на стол. Ощущение, сопровождавшее этот момент, было таким необыкновенным, что оно и поныне остается свежим в моей памяти, а теперь оно стало помощником в решении, которое так долго от меня ускользало. Насыщенно-красный цвет вина также дошел до меня в особой вспышке, которая была совершенно ошеломляющей по своей красоте. Она полностью поглотила меня и завладела всеми моими ощущениями. То было мгновенное проявление чистого, захватывающего дух экстаза, невероятно возбуждающего и приносящего глубокое удовлетворение. Цвет, пропитавший все мое существо, был в огромной степени живой силой, и я изливал сердце в благодарности и в то же самое время содрогался от страха, что это ощущение, возможно, оставит меня.

http://dhamma.ru/lib/authors/misc/shattock/txt06.htm

Цитировать
Спасибо за ссылки, почитаю. если не трудно - там описывается как отличить этот знак от некой своей "выдумки", результата умственной деятельности?

При практике, бывает, проявляются самые разные явления.

Цитировать
Когда вы научитесь приводить в порядок своё дыхание, это как если бы вы привели в порядок всех в своём доме. Побочные эффекты дыхательной медитации подобны людям, находящимся вне вашего дома, т.е. гостям. Если у вас в доме люди ведут себя должным образом, вашим гостям придётся придерживаться той же линии поведения.
Здесь под «гостями» понимаются перцептивные образы (нимитта), и неустойчивое дыхание, время от времени проявляющееся в пределах того дыхательного порядка, который вы установили. Таковы, например, различные перцептивные образы, которые возникают вследствие дыхания и которые могут появиться в виде образов – ярких огоньков, людей, животных, вас самих или в виде других образов; или же в виде звуков – голосов людей, знакомых или нет. В некоторых случаях эти перцептивные образы проявляются в виде запахов – благоуханных, или же подобных трупному смраду. Иногда вдох может вызвать у вас чувство такой сытости во всём теле, что вы не будете чувствовать потребности в еде или питье. Иногда дыхание может вызвать ощущения тепла, жара, холода или же звон во всём теле. Временами, оно может вызвать появление в уме таких явлений, которые никогда у вас не возникали ранее.
Все эти явления относятся к классу «гостей». Прежде чем принимать гостей, вам следует привести в полный порядок дыхание и ум, придать им устойчивость и надёжность. Принимая этих «гостей», вам надо, сначала, поставить их под свой контроль. Если же вы не сможете их контролировать, не связывайтесь с ними, так как они могут отвлечь вас от практики. Но если вы сможете подчинить себе их свойства, позднее они могут оказаться полезными вам.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Во-первых, нимитта, как описывается в Вимуттимагге и Висуддхимагге, появляется при устранении предварительных помех. Опора сосредоточения (в случае анапанасати - воздух) начинает восприниматься более непосредственно.

То есть, как и в целом в практике, устранение неумелого поведения (алчности, отвращения, невежества) и развитие умелого (щедрости, дружелюбия, осознавания и безмятежного наблюдения) служит здесь надежным ориентиром.

Для этого нужно устойчивое памятование о дыхании (сати), хорошее различение умелого и неумелого умственного поведения (дхамма-вичая), и навыки применения правильного усилия (вирья), прежде всего, через основательное внимание (йонисо манасикара). То есть нужно уметь распределять внимание таким образом, чтобы ослаблять и предотвращать неумелое поведение, и вызывать и развивать умелое.

На эту тему есть Ахара сутта:
http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

Во-вторых, нимитта должна быть применима по своему прямому назначению - для развития однонастроенности ума, через окрашивание всего восприятия в целом. Ачан Ли Дхаммадхаро рекомендует постепенно расширить нимитту, шаг за шагом охватив ей всё восприятие (в случае анапанасати - тактильное восприятие тела):

Цитировать
Когда вы заметили появление какой-нибудь нимитты, внимательно сосредоточьте на ней своё осознание, но обязательно сосредотачивайтесь только на одной нимитте за раз, выбирая из них наиболее удобную. Как только вы ухватились за неё, расширьте её до размеров головы. Белая блестящая нимитта полезна для тела и ума – это чистое дыхание, которое способно очистить кровь в теле, снизить или устранить чувство боли.
Когда этот свет станет размером с вашу голову, опустите её к Пятой Основе, к центру грудной клетки. Когда она прочно утвердится там, позвольте ей распространиться и заполнить грудную клетку. Пусть ваше дыхание станет настолько белым и ясным, насколько возможно, затем пусть дыхание и свет распространятся по всему телу, заполняя каждую пору, пока разные части тела не проявятся самопроизвольно в виде картин. Если же вы не хотите этих картин, сделайте два или три долгих вдоха, и они исчезнут. Сохраняйте осознавание неподвижным и пространным. Не позволяйте осознаванию зафиксироваться или подвергаться воздействию какой-нибудь нимитты, которая случайно может появиться в ясности дыхания. Продолжайте тщательно наблюдать за умом; сохраняйте его единство; пусть он всецело будет поглощён единственным предметом – утончённым дыханием, позволяя этому утончённому дыханию охватить всё тело.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Такого рода расширение полезно еще и тем, что способствует просторности ума.

Посторонние явления не пригодны для расширения и придания таким образом уму просторной однонастроенности, с приостановкой умственных загрязнений.

Еще должен сказать, что достижение джханы совсем не дает некий билет в рай.
Наоборот, это начало тонкой и глубокой работы.

Хорошо на эту тему пишет Джейсон Сифф:

Цитировать
One day I was in my hut meditating, my mind drifting, lighting on images of trees, and then I saw the red rocks and clay that made up the path to my hut, and then, a cluster of red rocks suddenly became very bright and vivid, and for a second I saw the delicate lines and textures of three of the rocks, as though I zoomed in on them. Then the image dissolved and my attention rested on my body, and I noticed a tingling in my arms, chest, and legs, and a tremendous feeling of being released from all troubles, pain, and yearning; and I felt refreshed, with my mind clear and serene. Then I drifted off again, lighting on images of clay, of muddy red earth, and I saw the sunlight glaring off of the mud, growing brighter, and for a moment I experienced my mind inside a white sheet of light. Returning to my body, I noticed the same sensations and clarity that I had the first time. Then I decided, "Let my mind be absorbed on the color white," and no sooner had I thought this, I dropped the thought, allowing my mind to drift again, lighting on images of water, seeing the water in the bucket that I had used to bathe myself earlier in the day. I saw the sunlight refracted in the water, reflected by the metal inside of the bucket, and my attention rested on that white light inside of the water, absorbed on that whiteness for a brief moment.

...

This is only one of the areas of skill-building in meditation that I teach: how to recognize, develop, and intentionally produce jhanic experiences. However, this type of learning is not so simple, as I found out for myself early on. It is not because these states are hard to develop, for they far are more accessible than many realize (though they are often cut short by such common practices as "noting"), but that there is a constant churning up of underlying emotional, ideational, and behavioral material that occurs as a by-product of this kind of meditation. From what I can gather out of my own experiences, and those of people I have taught over the last several years, a profound transformational process is initiated by this pursuit.

http://www.skillfulmeditation.org/articles/driftingoffwakingup-1.html
Записан

Alexei

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 68
Re: Нимитта
« Ответ #4 : 07 Декабрь 2010 19:21 »

Добрый день!

В сутте о поваре говорится о необходимости улавливания нимитты для развития сосредоточения.
Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

Цитировать
И далее, монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья).
Точно так же как один человек созерцает другого, или стоящий человек созерцает сидящего, или сидящий созерцает лежащего; так, монахи, и монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья). Это пятый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #5 : 08 Декабрь 2010 00:04 »

Доброго времени!

Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

В сутте описываются пять факторов сосредоточения, - последовательность их описания не означает, что пятый фактор развивается после первых четырех.

Сейчас нашел в Дигха Никае сутту, где настройка созерцания (паччавеккхана-нимитта) тоже упоминается как один из факторов самадхи, и факторы заметно отличаются.

(Kha) ‘‘katame pañca dhammā bhāvetabbā? Pañcaṅgiko sammāsamādhi – pītipharaṇatā, sukhapharaṇatā, cetopharaṇatā, ālokapharaṇatā, paccavekkhaṇanimittaṃ. Ime pañca dhammā bhāvetabbā.

Дасуттара сутта
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #6 : 18 Декабрь 2010 12:51 »

Уточню, что цитаты Ирвина Шэттока и Джейсона Сиффа относятся к сосредоточению на цветах:

http://dhamma.ru/lib/colours.htm
Записан

Alexei

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 68
Re: Нимитта
« Ответ #7 : 20 Январь 2011 19:15 »

Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

Есть такое объяснение:
Цитировать
At this point, or indeed at any point after the stabilization of the first jhana, we can take our stabilized attention and apply it to clear seeing (vipassana) and discernment (panna), according to whichever of the three characteristics we choose to contemplate, and whichever phenomena we choose to focus upon as our frame of reference.
...
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=367.msg2658#msg2658
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #8 : 20 Январь 2011 20:41 »

Еще одна важная особенность Самадханга суты в том, что в ней идет речь о перцептивном образе рефлексии (паччавеккхана-нимитта), который, вероятно, улавливается при рефлексии после достижения джханы.

Как мне представляется, практикующий при этом изучает, каким образом настроен ум в джхане.
Записан

Бхиккху Кхеминда

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 68
Re: Нимитта
« Ответ #9 : 23 Декабрь 2014 02:10 »

Вот любопытную вещь нашел.

Значит у Буддхагоши

215. It appears to some like a star or a cluster of gems or a cluster of pearls, to others with a rough touch like that of silk-cotton seeds or a peg made of heartwood, to others like a long braid string or a wreath of flowers or a puff of smoke, to others like a stretched-out cobweb or a film of cloud or a lotus flower or a chariot wheel or the moon's disk or the sun's disk. [Underlining mine].

У ваджраянцев нимитта в практике Туммо:

Inner heat

(Tib. gtum-mo) Visualizing the channels, Visualizing the mantric syllables and engaging in the vase breathing technique. This gives rise to five signs: like a mirage,  like a wisp of smoke, like the flickering of fireflies, like a glowing butter lamp, and like a sky free of clouds.

МН 80

1) 'Good Gotama, of these two appearances the more excellent appearance would be the worms and fire flies in the darkness of the night. '
2)'Good Gotama, of these two appearances, the more excellent appearance would be the lighted oil lamp.
3)'Good Gotama, of these appearances, the more excellent appearance would be the morning star in the last watch of the night, when the sky is clear. ''
4) 'Good Gotama, of these two appearances, the more excellent appearance would be the full moon at mid night when the sky is clear without clouds
5) 'Good Gotama, of these two appearances, the more excellent would be the sun in the sky at mid day in Summer time. '
http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima2/080-vekhanassa-e1.html
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6564
Re: Нимитта
« Ответ #10 : 23 Декабрь 2014 09:02 »

Светящихся предметов в древности было немного, - Солнце, Луна, звезды, небо, тучки, дымка, лампы, светлячки. Поэтому для зрительных образов остается весьма ограниченный набор метафор. Это сейчас могли бы сказать "нимитта, подобная неоновой рекламе, или экрану мобилки".

"Нимитта" (представление, перцептивный образ) тут перекликается по метафорам с "vaṇṇa" (красота, блеск, сверкание) из МН 80.
"Vaṇṇa" имеет и значение "облик, внешний вид", как и "ākāra", с которым в некоторых контекстах перекликается слово "нимитта":
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1208.20
Записан
Теги: самадхи