Курс "Словами Будды"

Автор Ассаджи, 14:59 25 ноября 2010

« назад - далее »

Ассаджи

Для всех, кто желает изучать учение Будды по первоисточникам.

Начинается курс "Словами Будды", структура которого основана на одноименной книге Бхиккху Бодхи.

Первый раздел посвящен положению человека в мире.

Первая сутта этого курса:

http://dhamma.ru/canon/sn/sn03.003.ivah.html

Предварительные вопросы для обсуждения:

1. Известны ли вам примеры преуспевающих людей, неожиданно для себя столкнувшихся с фактом собственного старения и предстоящей смерти?

2. Известны ли вам примеры людей, которые считали, что никогда не умрут?

3. Казалось ли вам когда-либо, что вы никогда не состаритесь и не умрете?

Обсуждение этих вопросов намечается на встрече в Скайпе в это воскресенье, в шесть часов вечера по Киеву и Минску, семь часов вечера по Москве.
Ник для подключения - "nibbanka".

Арта

#1
Цитата: Ассаджи от 14:59 25 ноября 2010

Предварительные вопросы для обсуждения:

1. Известны ли вам примеры преуспевающих людей, неожиданно для себя столкнувшихся с фактом собственного старения и предстоящей смерти?

2. Известны ли вам примеры людей, которые считали, что никогда не умрут?

3. Казалось ли вам когда-либо, что вы никогда не состаритесь и не умрете?

не знаю точно здесь надо ли отвечать, но на всякий случай)
1. нет
2. нет.
3. нет.

Ассаджи

1. Император Цинь Шихуанди
http://en.wikipedia.org/wiki/Qin_Shi_Huang#Death_and_aftermath

2. Леонард Джонс
http://en.wikipedia.org/wiki/Leonard_Jones_%28politician%29

Верующие в "Око возрождения"
http://bestiarius.hobby.ru/library/oko.htm

См. также http://sekretno.net/blue/5-jeliksir-bessmertija.html

3. В детстве казалось.

Арта

#3
Цитата: Elex от 20:13 27 ноября 2010
Зато вот есть воспоминания о родственнице, уже за 90 ей было, слезно просила Господа забрать её. Просто наблюдение.
Да, тоже были знакомые люди, которые хотели умереть.
Как правило, умереть чтобы уйти от чего-то что им казалось невыносимым

Elex

Не знаю, можно ли и главное, нужно ли, но хотелось бы ссылку разместить, на оглавление книги "Словами Будды".
Я сначала нашел оглавление, а потом заметил, что через ссылку в первом посте темы тоже можно посмотреть некоторые страницы книги на гугл. Но здесь удобнее и спокойно можно сохранить, чтоб посмотреть позже.
http://www.vgweb.org/sutta/bodhi.pdf

Ассаджи

Спасибо!

Так оказывается, у нас в Австралии есть коллеги - "The Sutta Group" http://www.vgweb.org/sutta.aspx

Они тоже обсуждали сутты на тему старения и смерти -
http://www.vgweb.org/sutta/bodhi01.pdf

Ассаджи

Карта Индии времен жизни Будды:

http://www.aimwell.org/Photos/India/india.html

Места, где Будда проводил сезоны дождей:

http://www.buddhanet.net/bud_lt17.htm

Ассаджи

Предлагаю обсудить в воскресенье Девадута сутту:

http://dhamma.ru/canon/mn/mn130.htm

1. Замечали ли вы у себя и у других душевные мучения, связанные с угрызениями совести, и ясность и покой чистой совести?

2. Были ли у вас в жизни события или встречи, которые помогли вам реалистичнее взлянуть на положение дел в жизни?

3. Что, на ваш взгляд, помогает избавиться от безнравственных привычек?

Арта

#8
Цитата: Ассаджи от 22:18 02 декабря 2010
Предлагаю обсудить в воскресенье Девадута сутту:

http://dhamma.ru/canon/mn/mn130.htm

1. Замечали ли вы у себя и у других душевные мучения, связанные с угрызениями совести, и ясность и покой чистой совести?

2. Были ли у вас в жизни события или встречи, которые помогли вам реалистичнее взлянуть на положение дел в жизни?

3. Что, на ваш взгляд, помогает избавиться от безнравственных привычек?
1. Замечали
2. Да.
3. Затрудняюсь ответить

Ассаджи

Спасибо за обратную связь, исправил несколько опечаток:

http://awake.kiev.ua/dhamma/canon/mn/mn130.htm

Автор перевода мне неизвестен.

Ассаджи

Предлагаю обсудить в воскресенье "Сутту о превратностях мира":

http://dhamma.ru/canon/an/an08.006.kual.html

В соседней "Девадатта-випатти сутте" Будда приводит пример  Девадатты, которого увлекли превратности мира, и рекомендует время от времени рефлексировать свои неудачи и неудачи других людей, а также свои успехи и успехи других людей.

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara5/8-atthakanipata/001-mettavaggo-e.html
http://www.vipassana.info/d/devadatta.htm

1. Известны ли вам примеры людей, которые не выдержали тех или иных из восьми превратностей?
2. Известны ли вам примеры людей, которые уверенно прошли по выбранному пути, невзирая на превратности судьбы?
3. Благодаря чему удается сохранить уравновешенность как в черных, так и в белых полосах жизни?

Ассаджи

Стихотворение Редьярда Киплинга на эту тему:

http://air-man1.livejournal.com/161436.html

Арта

Цитата: Ассаджи от 18:38 09 декабря 2010
рекомендует время от времени рефлексировать свои неудачи и неудачи других людей, а также свои успехи и успехи других людей.


что это значит - "рефлексировать свои неудачи" по русски?

Стихотворение очень хорошее! спасибо

Ассаджи

Цитата: арта от 10:20 10 декабря 2010
Цитата: Ассаджи от 18:38 09 декабря 2010
рекомендует время от времени рефлексировать свои неудачи и неудачи других людей, а также свои успехи и успехи других людей.

что это значит - "рефлексировать свои неудачи" по русски?

На мой взгляд, это как раз тот случай, когда язык пали, в описании психологических процессов, выходит за рамки повседневного русского языка, и поэтому приходится прибегать к психологическим терминам.

На языке пали начало Девадатта-випатти сутты звучит так:

Ekaṃ samayaṃ bhagavā rājagahe viharati gijjhakūṭe pabbate acirapakkante devadatte. Tatra bhagavā devadattaṃ ārabbha bhikkhū āmantesi – ''sādhu, bhikkhave, bhikkhu kālena kālaṃ attavipattiṃ paccavekkhitā hoti. Sādhu, bhikkhave, bhikkhu kālena kālaṃ paravipattiṃ paccavekkhitā hoti. Sādhu, bhikkhave, bhikkhu kālena kālaṃ attasampattiṃ paccavekkhitā hoti. Sādhu, bhikkhave, bhikkhu kālena kālaṃ parasampattiṃ paccavekkhitā hoti. Aṭṭhahi, bhikkhave, asaddhammehi abhibhūto pariyādinnacitto devadatto āpāyiko nerayiko kappaṭṭho atekiccho''.

''Katamehi aṭṭhahi? Lābhena hi, bhikkhave, abhibhūto pariyādinnacitto devadatto āpāyiko nerayiko kappaṭṭho atekiccho. Alābhena, bhikkhave...pe... yasena, bhikkhave... ayasena, bhikkhave... sakkārena, bhikkhave... asakkārena, bhikkhave... pāpicchatāya, bhikkhave... pāpamittatāya, bhikkhave, abhibhūto pariyādinnacitto devadatto āpāyiko nerayiko kappaṭṭho atekiccho. Imehi kho, bhikkhave, aṭṭhahi asaddhammehi abhibhūto pariyādinnacitto devadatto āpāyiko nerayiko kappaṭṭho atekiccho.

Слово, которое я здесь перевожу как "рефлексировать" - "paccavekkhati" - раскрывается, например, в Амабалаттхика-раухловада сутте:

http://dhamma.ru/canon/mn/mn61.htm

Смысл этого слова, и смысл развития рефлексии, обсуждался в теме:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=170.0

Рефлексия служит основным способом развития нравственности, и в контексте буддийской практики, ориентирована прежде всего на этические аспекты.

В самой Девадатта-випатти сутте не раскрывается метод рефлексии, но по аналогии с другими суттами можно предположить следующее:

практикующему, видимо, рекомендуется, по возвращении в то место, где он живет, обратить внимание на неудачи, свои и других людей, а также достижения, свои и других людей, и проанализировать их с таких точек зрения:

- Проявлялось ли при этом неумелое умственное поведение - жажда, отвращение, заблуждение, или поведение было умелым?
- Был ли ум охвачен неудачей или успехом, или сохранялась уравновешенность?

Что касается самой Девадатта-випатти сутты, то интересно, что в ней  список вещей, захвативших ум Девадатты, несколько отличается от списка восьми превратностей:

обретение, утрата,
слава, бесславие,
приветливость, неприветливость,
порочные желания и порочные друзья.

Bahupada

Цитата: Elex от 12:31 10 декабря 2010
Осозновать, осмыслять свои и чужие успехи и неудачи.

Мне кажется, что если перевод "paccavekkhana" в отношении себя самого как "рефлексия" можно считать психологически верным, то "рефлексия" по отношению к другим звучит немного странно. Скорре, рассматривать, размышлять над успехами и неудачами других.

Ассаджи

Цитата: Bahupada от 16:10 11 декабря 2010
Мне кажется, что если перевод "paccavekkhana" в отношении себя самого как "рефлексия" можно считать психологически верным, то "рефлексия" по отношению к другим звучит немного странно.

Да, нет даже такого слова, которое бы означало рассмотрение внутреннего мира другого человека при совершении им тех или иных поступков. Разве что "transposing" у Тимоти Голви:

http://scotteblin.typepad.com/blog/2010/09/how-to-coach-a-boss-who-doesnt-want-to-be-coached.html

Ассаджи

В воскресенье в Киеве будет встреча в Чайном клубе с досточтимым Саранасилой, поэтому предлагаю встречу в Скайпе перенести на субботу.

manussa

Привет,
можно и в субботу :)

Ассаджи

Предлагаю обсудить в субботу "Притчу о горах":

http://dhamma.ru/canon/sn/sn03.025.ivah.html

1. Что происходит, когда люди погружаются в сиюминутные дела, забывая о долгосрочной перспективе?

2. Что в жизни подвластно нашей воле, а что - нет?

3. Как отличаются в проявлениях поступки телом, речью и умом?

Ассаджи

Предлагаю обсудить в воскресенье "Притчу о стрелах":

http://dhamma.ru/canon/sn/sn36.006.ivah.html

1. Какими способами люди заглушают свои мучительные чувства?

2. Что дает умение различать чувства телесной и умственной природы?

(см. также тему: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=443.0 )

3. Как меняет ход жизни умение не испытывать раздражения по отношению к чувствам страдания?

Попробуйте, по возможности, отследить:

- Как отличаются чувства телесной природы от чувств умственной природы?

- Каким именно образом тяга к чувственному наслаждению маскирует чувство страдания?