Осознанность в обычной жизни

Автор yuri2006, 20:51 06 апреля 2012

« назад - далее »

yuri2006

Уважаемый Ассаджи

Какие техники рекомендуются для поддержания осознанности в обычной жизни?

То, что я читал, - фокусируйтесь на том, что вы делаете. Но что-то плохо получается, внимание ускользает и с концами. Пытался напоминалки на компьютер ставить, но не всегда же за компьютером сидишь. Надо видимо за что-то зацепиться, за ощущения какие-нибудь, но не сильно, иначе решать задачи становится сложно. Я пробовал за дыхание зацепиться, но как-то не очень.

Заранее спасибо

Ассаджи

Здравствуйте, Юрий!

Когда практика хорошо поставлена, то в её ходе что-то узнаешь, открываешь новые глубины, - развиваешь "прозрение". Это очень интересно, и увлекательно.

Во-первых, стоит определиться со способом установления памятования (сатипаттхана) - в какой сфере вы отслеживаете явления (тело, чувства, состояние ума, динамика состояний), и во-вторых, как именно (см. Сатипаттхана сутту).

Если обращать внимание на реку в целом, то можно потеряться в деталях, но если отслеживать определенный показатель - уровень воды или скорость течения, - то появляется возможность в чем-то разобраться. Или, например, когда учишься стрелять из лука, то если просто стрелять как получится, то обучение будет медленным. А если отслеживаешь, как влияет на результат определенный параметр, - сила натяжения или способ захвата, - то появляется возможность найти оптимальный вариант.

Один из вариантов из Сатипаттхана сутты описывает досточтимый Гунаратана:

"За один лишь день ваше тело подвергается всевозможным искривлениям. Вы сидите и стоите; вы ходите и лежите; вы нагибаетесь, бегаете, ползаете, валяетесь. Учителя медитации побуждают вас осознавать этот постоянно продолжающийся процесс. В течение всего дня каждые несколько минут производите кратковременную проверку своей позы. Это упражнение не предназначено для исправления положения тела или улучшения внешнего вида. Пройдитесь своим вниманием по всему телу и прочувствуйте, как вы его держите. Сделайте в уме безмолвную отметку: "ходьба", "сиденье", "лежанье" или "стоянье". Все это звучит до нелепого просто; но не относитесь к этой процедуре с пренебрежением. Это – мощное упражнение. Если вы выполняете его основательно, если вы действительно глубоко внедряете эту умственную привычку, она сможет революционизировать ваше переживание; она проталкивает вас в совершенно новое измерение ощущений, и вы чувствуете себя подобно слепому, который вновь обрел зрение."

http://dhamma.ru/lib/authors/gunaratana/gunaratana.htm#mozTocId157961

Аналогично и с чувствами - отслеживание видов чувств раскрывает целую сферу жизни.

Я уже не говорю о том, что дает отслеживание состояний ума (читта), например, степени просторности, как это упоминается в Сатипаттхана сутте:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=426.0

См. также темы: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1093.0
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,333.0.html

yuri2006

Уважаемый Ассаджи

Статья Thanissaro Bhikkhu "The Skill of Restraint" - супер!! Я ее уже читал по ссылке с Вашего форума, как и ветку http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1093.0. Спасибо, что напомнили еще раз.

Попробую конкретизировать свой вопрос. В этих ветках обсуждаются 2 вида техник развития осознанности:

1. Когда мы периодически вспоминаем о чем-либо (напр., проверка позы, опиываемая Гунаратаной)
2. Постоянное фиксирование части осознания на конкретном ощущении, напр. дыхании.

Разумеется, они взаимосвязаны, так 1ая техника может напоминать о 2й.

Мой вопрос был о 2м виде техник, т.е. какие есть рекомендации по постоянному фиксированию части осознания. И не только о классических текстах, но и том, что рекомендуют современные практики. К классическим текстам ИМХО надо относиться осторожно, многие техники подходят только для монахов.

Когда-то, прочитав книги Мантека Чиа, я фиксировался на нижнем дань-тяне в течение дня. Эффект для осознанности был неплохим, но в результате возник перегрев живота - к-е я так и не смог убрать его методами (т.е. не смог отправить жар по орбите). В рез-те я эту практику бросил.

Thanissaro Bhikkhu рекомендует привязываться к дыханию. Я пробовал (к дыханию в районе ноздрей), не очень получается. Для монахов, возможно, практика идеальная. Когда я веду машину, или работаю за компьютером, это несложно; но вот уже решить сложную математическую задачу получается плохо (т.е. или за дыханием не слежу, или задачу не решаю (или решаю очень медленно)). Еще хуже в ситуациях, требующих активных действий и размышлений.

Отслеживание состояний ума (что мне представляется наиболее интересным) - возникает другая проблема - перегрузка. Иными словами, это отслеживание оказывается энергетически затратным. А цель - чтобы было наоборот, практика дожна давать энергию, а не отбирать ее. Так пока не получается.

Иногда небольшие тезнические уловки могут сильно помочь. Я немного занимаюсь хатха-йогой. Прочел книгу Десикачара, он рекомендует для лучшей концентрации не привязвать движение к дыханию (как я всегда делал), а сначала начать дыхание, а потом движение. Идея в том, что при привязке движение становится автоматическим, отвязка помогает сделать его осознанным. Я попробовал - разница чувствуется.

Вот я и ищу какие-то простые технические приемы, к-е бы помогли выполнять то же наблюдение за умом. Вы участвуете в англоязычном форуме, наверняка эта тема обсуждалась, возможно Вы могли бы что-то подсказать (или дать ссылку) или из форума, или из личного опыта.

Ассаджи

Цитировать1. Когда мы периодически вспоминаем о чем-либо (напр., проверка позы, опиываемая Гунаратаной)

Тут взаимосвязаны две способности: памятование (сати) об определенной сфере, и осознавание (сампджання) того, что в ней происходит.

Цитировать2. Постоянное фиксирование части осознания на конкретном ощущении

Постоянно фиксировать внимание на конкретном ощущении не нужно. Это вопрос основательного внимания (йонисо манасикара).

Внимание действует как усилитель, поэтому это ощущение усилится. Но для чего?
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=23.0

Внимание на что-либо стоит обращать тогда, когда это способствует умелым способам поведения:

Цитироватьнет неизменной определенности в самих вещах относительно того, пригодны они или нет для внимания. Различие заключается скорее в разновидности внимания. Необходимо воздерживаться от той разновидности внимания, которая является причинным основанием для неумелых способов поведения, тогда как та разновидность внимания, которая является причинным основанием для умелых способов поведения – должна быть развита.

Это можно сравнить с вопросом: "Куда нужно постоянно поворачивать руль при вождении автомобиля?". Поворачивать руль нужно в зависимости от ситуации, так, чтобы достичь цели.

Есть специальные опоры для развития сосредоточения, на которые в ходе практики нужно постоянно обращать внимание. Для развития джханы при памятовании о дыхании (анапанасати) такой опорой служит элемент воздуха (улавливаемый через соприкосновение), а никак не ощущение соприкосновения. При этом важно отслеживать наличие помех и факторов джханы, чтобы получилось просторное состояние ума, а не суженный транс.

ЦитироватьОтслеживание состояний ума (что мне представляется наиболее интересным) - возникает другая проблема - перегрузка. Иными словами, это отслеживание оказывается энергетически затратным. А цель - чтобы было наоборот, практика дожна давать энергию, а не отбирать ее. Так пока не получается.

А как Вы это делаете? За чем именно следите? Если различать умелые и неумелые способы умственного поведения по тем или иным показателям, и направлять внимание таким образом, чтобы способствовать умелым, то со временем умелых будет становиться больше. Это не энергетическая практика, но в качестве дополнительного результата она оптимизирует расходы энергии, и со временем даже дает её.

http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

ЦитироватьИдея в том, что при привязке движение становится автоматическим, отвязка помогает сделать его осознанным.

Автоматизмы бывают полезны для повторяющихся бытовых действий. А тут мы не нарабатываем автоматизмы, а наоборот, избавляемся от них, учась действовать целесообразно.

yuri2006

Уважаемый Ассаджи

Вы привели очень хороший пример с водителем и рулем, к-й как раз показывает необходимость постоянной фиксации внимания. Руль водитель поворачивает в зависимости от ситуации, но ощущение контакта с рулем сохраняется все время, и все время находится в поле внимания. Водитель об этом не думает, но если вдруг он потеряет контакт с рулем, он сразу это обнаружит. Я имею ввиду такое постоянное внимание "на заднем фоне". В данном случае оно настолько на заднем фоне, что ощущение контакта с рулем не усиливается. Я и хочу найти что-то наподобие руля :)

Я понял статью Thanissaro Bhikkhu "The Skill of Restraint" именно так. Он пишет

ЦитироватьYou want to be able to stay in the body as you look, as you listen, to maintain your sense of the breath energy throughout the body.

и далее

ЦитироватьThe basic skill in learning new ways to cook this food is to focus on the breath and get the mind centered inside.

Я понял эти слова, как наставление о постоянной поддержке ощущения (sense) дыхания.

Ассаджи

Водитель с помощью наблюдений отслеживает свое положение, и в соответствии с этим поворачивает руль.

Аналогично практикующий отслеживает состояние, и в соответствии с этим перенаправляет внимание.

В статье досточтимого Тханиссаро описывается способ отслеживания состояния через чувства в теле, связанные с дыханием. При этом отслеживается не какое-то одно ощущение дыхания (ощущения меняются), а то, что происходит в данный момент. Чувства, связанные с дыханием, дают возможность ориентироваться в пространстве состояний.

См. также тему: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=322.0

Ассаджи

ЦитироватьYou want to be able to stay in the body as you look, as you listen, to maintain your sense of the breath energy throughout the body.

Русский перевода абзаца:

"Старайтесь замечать, когда вы смотрите на что-либо, — тратится ли на это много внимания? Теряете ли вы ощущение тела? Если да, то это признак того, что вы смотрите неумело. Нужно уметь пребывать в теле, когда вы смотрите и слушаете, и сохранять чувство энергии дыхания во всем теле. Если у вас не получается, — это признак того, что либо вы смотрите с целью забыть о теле, то есть стремитесь жадничать, злиться или заблуждаться. Либо вы просто небрежны — и любой образ, звук, запах, вкус, что угодно, застаёт вас врасплох."

Таким образом можно различать основательное и неосновательное внимание.

ЦитироватьThe basic skill in learning new ways to cook this food is to focus on the breath and get the mind centered inside.

"Ключевой навык при обучении новым способам готовить эту пищу состоит в том, чтобы обратить внимание на дыхание, и перенести основной фокус внимания вовнутрь."

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/restraint.html

yuri2006

Уважаемый Ассаджи

ЦитироватьПостоянно фиксировать внимание на конкретном ощущении не нужно. Это вопрос основательного внимания (йонисо манасикара).

Внимание действует как усилитель, поэтому это ощущение усилится. Но для чего?

Действительно, если мы фокусируем существенную часть внимания на ощущении, то оно усиливается. Однако, если мы фокусируем лишь небольшую часть внимания, то ощущение не усиливается.

По моему мнению, осознанность - это фокусировка такой части внимания, при к-м ощущение не услиливается. Умение быть осознанным - это умение фокусировать такую небольшую часть внимания, к-е не усиливает ощущения, т.е. внимание является фоновым.

Соответственно, перегрузка возникает из-за того, что я уделяю слишком большую долю внимания для фокусировки, слишком стараюсь. Это ясно, но непонятно как достичь фоновой фокусировки.

В системе Саядо У Теджании это объясняется так:

ЦитироватьThe object is not important; don't look at it directly. Although you look at the body you don't see the body; you only look at the object; that is the sensations that you want to focus on. If you look at an object directly, the mind in order to know has to visualize the object and in visualizing, form always comes in.

И еще

ЦитироватьAs the watching mind 'looks' directly at the noting mind, passing by objects are
seen as if they are being looked by the corner of the eye — not directly. What it
seems like is seeing it from the corner of your eye. Don't look at it forcefully with
open eyes!

и (говоря о том, как на практике реализовывать Cittanupassana)

ЦитироватьSo it is not so much to look but feel it and observe it like this. Pay attention to the feeling rather and not the place (where one imagines the mind to be).

Я снова понимаю это как призыв сосредоточиться на ощущении (sensation). Но вот выражение from the corner of your eye (углоком глаза) мне непонятно. Как это сделать без перегрузки?

Собственно мой вопрос состоял в поиске технических "приемов", к-е помогли бы реализовать эту идею.

P.S. В примере из йоги, к-й я привел, - там как раз технический прием отвязки дыхания помогает уйти от автоматизма и повысить осознанность, возможно я неясно выразился

Ассаджи

Юрий, Вы вводите собственные определения понятий и стараетесь развить свою авторскую практику, основываясь, в частности, на своем понимании пути Раманы Махарши ( http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1118.msg9250#msg9250 ), через "ощущение".

Этот форум предназначен совсем для других целей, поэтому тема закрывается.