Исторический контекст - Книги, статьи и материалы - Постижение

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Имя пользователя: Пароль:

Автор Тема: Исторический контекст  (Прочитано 2144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ostrbor

  • Содружество
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39
Исторический контекст
« : 10 Октябрь 2010 00:34 »

Здравствуйте.

Читая сутты, хотелось бы яснее и лучше представлять те или иные описываемые в них действия и их смысл. Например:

1.Что за обычай обходить собеседника с правой стороны и садиться по правую сторону?
2.Как Будда давал молчаливо согласие? Кивок или другой жест?
3.Действительно ли при общении использовались так часто повторы или это по причине пересказа?
4.Что такое брахманическая жизнь?
5.Деление ночи на стражи - как перевести на часы? И почему именно так, а не иначе? Известна ли предыстория деления суток на эти периоды?
6.Вопрос по одежде. Откуда монахи брали свою одежду (например, только что принявший прибежище монах)? Сильно ли выделяла эта одежда монахов в обществе? Если сейчас по улице пройдет человек в такой одежде - это будет так же разительно отличатся от общепринятых норм, либо тогда различие не было таким сильным?
7.Как бы правильно спросить... вобщем, монахи во время Будды много "путешествовали" или жили на одном месте? Какие опасности подстерегали странствующих монахов? Обучались ли они основам выживания в дикой местности?
8.Есть другие жизнеописания монахов раннего буддизма помимо сутт?
9.Вообще, насколько была популярна Дхамма при жизни Будды?

PS Есть ли научно-популярная литература по истории буддизма того времени и места?

С уважением.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #1 : 10 Октябрь 2010 16:35 »

Здравствуйте!

1.Что за обычай обходить собеседника с правой стороны и садиться по правую сторону?

В древней Индии в знак уважения почитаемого человека или предмет почитания обходили по часовой стрелке (то есть по ходу солнца), таким образом, что человек или предмет находились по правую руку.

На языке пали это называется "падаккхина", что можно перевести как "по правую руку". В современном индуизме ритуалы такого рода называются "прадакшина".

Цитировать
2.Как Будда давал молчаливо согласие? Кивок или другой жест?

Как я понимаю, просто молчал.

Цитировать
3.Действительно ли при общении использовались так часто повторы или это по причине пересказа?

В общении не использовались повторы, они встречаются в указаниях по практике. По поводу того, зачем нужны эти повторы, есть тема:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=64.0

Цитировать
4.Что такое брахманическая жизнь?

Видимо, это неважный русский перевод палийского словосочетания "брахма-чарья" - "праведная жизнь" (в соответствии с монашескими правилами).

Цитировать
5.Деление ночи на стражи - как перевести на часы?

В Индии солнце круглый год заходит около шести вечера и восходит около шести утра. Ночь делится на три равных стражи - с шести до десяти, с десяти до двух, и с двух до шести утра.

Цитировать
6.Вопрос по одежде. Откуда монахи брали свою одежду (например, только что принявший прибежище монах)?

В основном одеяния монахам жертвовали миряне.

Цитировать
Сильно ли выделяла эта одежда монахов в обществе? Если сейчас по улице пройдет человек в такой одежде - это будет так же разительно отличатся от общепринятых норм, либо тогда различие не было таким сильным?

В Индии до сих пор много странствующих аскетов, и к ним хорошо относятся.
Так что такая одежда была в порядке вещей.

Цитировать
7.Как бы правильно спросить... вобщем, монахи во время Будды много "путешествовали" или жили на одном месте?

Довольно много путешествовали. Разве что в сезон дождей, когда перемещение и без того было затруднено, они должны были оставаться в одном месте.

Цитировать
Какие опасности подстерегали странствующих монахов? Обучались ли они основам выживания в дикой местности?

Некоторые опасности упоминаются, например, в Саббасава сутте:

"И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью избегания? При этом монах, основательно рефлексируя, избегает вспыльчивых слонов, вспыльчивых лошадей, вспыльчивых быков, вспыльчивых собак, змей, пеньков, колючих зарослей, ям, пропастей, отстойников и помойных ям."

http://dhamma.ru/canon/mn/mn02.htm

Люди в то время были ближе к природе, и практически вся местность была дикой.

Цитировать
8.Есть другие жизнеописания монахов раннего буддизма помимо сутт?

Жизнеописаниям посвящена отдельная тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=536.0

Цитировать
9.Вообще, насколько была популярна Дхамма при жизни Будды?

Она постепенно завоевала большую популярность в тех царствах, где он проповедовал. Его поддерживали цари и аристократическая молодежь массово шла в монахи.

Цитировать
PS Есть ли научно-популярная литература по истории буддизма того времени и места?

Такой литературе посвящена тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=380.0

Среди прочего, там есть ссылка на книгу Рис-Девидса "Буддийская Индия".

С уважением.
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #2 : 02 Июль 2014 08:17 »

События жизни Будды Готамы расписаны по годам в статье "Словаря палийских личных имен":

http://www.aimwell.org/DPPN/gotama_buddha.html

Указаны места, которые Будда посещал, или в которых пребывал, в те или иные годы. Благодаря этому можно датировать сутты, в которых определено место действия.
« Последнее редактирование: 24 Январь 2016 18:00 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #3 : 24 Январь 2016 17:36 »

События жизни Будды Готамы расписаны по годам в статье "Словаря палийских личных имен":

http://www.aimwell.org/DPPN/gotama_buddha.html

Указаны места, которые Будда посещал, или в которых пребывал, в те или иные годы. Благодаря этому можно датировать сутты, в которых определено место действия.

Карта мест прочтения сутт Мадджхима Никаи:

https://www.google.com/maps/d/edit?mid=z8q5yjqPBbwM.kIgSpFZrNIWQ&usp=sharing
« Последнее редактирование: 24 Январь 2016 18:00 от Ассаджи »
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #4 : 25 Февраль 2016 23:26 »

События жизни Будды Готамы расписаны по годам в статье "Словаря палийских личных имен":

http://www.aimwell.org/DPPN/gotama_buddha.html

Указаны места, которые Будда посещал, или в которых пребывал, в те или иные годы. Благодаря этому можно датировать сутты, в которых определено место действия.

Краткий список мест, где Будда проводил сезоны дождей:
http://www.buddhanet.net/bud_lt17.htm

Статья со статистикой указанных в суттах мест действия:

Balkrishna Govind Gokhale
"Early Buddhism and the Urban Revolution"
https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/jiabs/article/viewFile/8574/2481#page=8
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #5 : 26 Февраль 2016 07:39 »

Карта мест, где Будда проводил сезоны дождей, с палийским первоисточником:

http://www.ancient-buddhist-texts.net/Maps/Map-08-Vassa.htm
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #6 : 24 Март 2016 16:21 »

Карта Индии времен Будды:

https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=z1fKgOqM_IYc.k-W6AbJIxLu8
Записан

Ассаджи

  • Администратор
  • Участник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6513
Re: Исторический контекст
« Ответ #7 : 29 Май 2017 14:38 »

Досточтимый Дхамманандо написал по поводу датировки отдельных сутт:

If we confine ourselves to the self-referential content of the suttas themselves, then I believe it is only a very tiny number of them whose approximate time of delivery can be ascertained (assuming of course that one accepts the self-referential content as trustworthy). These would comprise a handful delivered in the earliest period of the Buddha's teaching career and whose order can be found in the Vinaya's Mahāvagga; a couple relating to the time of the Parinibbāna; and a few given by disciples after the Parinibbāna. Besides these there are also some suttas where one can make reasonable inferences from what one knows about the characters in them. For example, if Devadatta puts in an appearance and is represented as a monk in good standing, then one can take it that it pertains to a time before the errant disciple's schism.

For those who trust them, the commentaries to the suttas occasionally contain statements to the effect that "this was taught in such and such year after the Buddha's awakening" or "... in the first/middle/last period after the Buddha's awakening", but such statements are rather infrequent and certainly not sufficient to permit a chronology of the suttas as a whole.

...

Below are some of the key terms. You might find more if you check out the entry for Gotama Buddha in the Dictionary of Proper Names and chase up the references.

Three divisions of the Buddha’s post-awakening life

paṭhamabodhi
majjhimabodhi
pacchimabodhi

(Several Vinaya ṭīkās report a difference of opinion over how the years of these periods are to be counted. One opinion was that they were  three periods of fifteen years each. Another was that the paṭhamabodhi was twenty years, the pacchimabodhi just the months leading up to the Parinibbāna, and everything in between was the majjhimabodhi. In ṭīkās (occasionally) and in SE Asian Buddha biographies (very frequently) one also meets with paṭhamabodhikāla, majjhimabodhikāla, and pacchimabodhikāla).

Ten divisions of the Buddha’s whole life

gabbhokkanti-samaya
jāti-samaya
saṃvega-samaya
abhinikkhamana-samaya
dukkarakārika-samaya
māravijaya-samaya
abhisambodhi-samaya
diṭṭhadhammasukhavihāra-samaya
desanā-samaya
parinibbāna-samaya

Where the Buddha spent his forty-five rains residences

Kadā desito ti bhagavā hi paṭhamabodhiyaṃ vīsativassāni anibaddhavāso hutvā yattha yattha phāsukaṃ hoti, tattha tattheva gantvā vasi. Kathaṃ?
Paṭhamaṃ vassaṃ isipatane dhammacakkaṃ pavattetvā aṭṭhārasa brahmakoṭiyo amatapānaṃ pāyetvā bārāṇasiṃ upanissāya isipatane migadāye vasi.
Dutiyaṃ vassaṃ rājagahaṃ upanissāya veḷuvane mahāvihāre.
Tatiyacatutthāni pi tattheva.
Pañcamaṃ vesāliṃ upanissāya mahāvane kūṭāgārasālāyaṃ.
Chaṭṭhaṃ makulapabbate.
Sattamaṃ tāvatiṃsabhavane.
Aṭṭhamaṃ bhaggesu saṃsumāragiriṃ upanissāya bhesakaḷāvane.
Navamaṃ kosambiyaṃ.
Dasamaṃ pālileyyakavanasaṇḍe.
Ekādasamaṃ nāḷāyaṃ brāhmaṇagāme.
Dvādasamaṃ verañjāyaṃ.
Terasamaṃ cāliyapabbate.
Cuddasamaṃ jetavanamahāvihāre.
Pañcadasamaṃ kapilavatthumahānagare.
Soḷasamaṃ āḷavakaṃ dametvā caturāsītipāṇasahassāni amatapānaṃ pāyetvā āḷaviyaṃ.
Sattarasamaṃ rājagaheyeva.
Aṭṭhārasamaṃ cāliyapabbateyeva.
Tathā, ekūnavīsatimaṃ vīsatimaṃ pana vassaṃ rājagaheyeva vasi.

Tena vuttaṃ: “bhagavā hi paṭhamabodhiyaṃ vīsativassāni anibaddhavāso hutvā yattha yattha phāsukaṃ hoti, tattha tattheva gantvā vasī” ti. Tato paṭṭhāya pana sāvatthiṃyeva upanissāya jetavanamahāvihāre ca pubbārāme ca dhuvaparibhogavasena vasi.
(Bv-a. 3-4)

Other terms

ordinal number in the masc. sg. loc. case + saṃvacchare
abhisambodhiṃ patvā/patto/pāpuṇitvā: “after attaining supreme awakening...”
abhisambodhito...: “from [the time of] supreme awakening...”
abhisambodhito paṭṭhāya...: “reckoning from [the time of] supreme awakening...”

https://discourse.suttacentral.net/t/suttas-in-a-chronological-order/5454/15
Записан
Теги: