Гора Меру и космология в Тхераваде

Автор Ассаджи, 09:05 20 сентября 2009

« назад - далее »

Ассаджи

Цитата: Zom от 12:15 22 сентября 2009
И значит как правильно понимать это расстояние в таком случае?

Взять, например, другие сопоставимые описания:

If a rock as big as the gable of a house were to be dropped from the lowest Brahma-world it would take four months to reach the earth travelling one hundred thousand leagues (yojana) a day.

http://www.palikanon.com/english/pali_names/b/brahmaloka.htm

В "Вопросах Милинды" приводятся такое описание формы и размеров Земли:

"... земная твердь, простирающаяся на восемьдесят четыре сотни тысяч йоджан в ширину и омываемая со всех сторон океаном..." (стр. 372)

что напоминает описание в Комментарии:

Each Cakkavāla is twelve hundred and three thousand, four hundred and fifty yojanas in extent and consists of the earth, two hundred and four thousand nahutas of yojanas in volume, surrounded by a region of water four hundred and eight thousand nahutas of yojanas in volume.

http://www.palikanon.com/english/pali_names/b/brahmaloka.htm

В начале книги пятой "Вопросов Милинды" говорится о более чем "десяти тысячах миллиардов" мирян.

На мой взгляд, большие числа поздних текстов не имеют буквального значения.

В суттах, когда описывается большая группа людей, приводятся более скромные цифры, 500-1000 человек:

"В то время пятьсот монахов, возглавляемые Сарипуттой и Моггаланой, как раз добрались до Чатумы, чтобы повидать Бхагавана."

http://www.dhamma.ru/canon/mn67.htm

"И в это самое время пятьсот брахманов из разных стран находились в Чампе по некоторому делу."

http://www.dhamma.ru/canon/dn04.htm

"И когда давалось это объяснение, сердца тысячи монахов, через непривязанность, полностью освободились от влечений (асава)."

http://www.dhamma.ru/canon/sn35-28.htm

"Now the lay-follower Dhammika with five hundred other lay-followers approached the Lord."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/snp/snp.2.14.irel.html

В целом речь идет максимум о сотнях тысяч:

Thus the Teacher teaches the Dhamma, and others practice, for Suchness. And there are countless hundreds of them, countless thousands of them, countless hundreds of thousands of them.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.060.than.html


Поздние космологические описания в "Вопросах Милинды" и Комментариях производят впечатления отзвуков знаний ранее живших людей, и лично я не понимаю их буквально.

Кусярон

#21
Цитата: Ассаджи от 09:23 20 сентября 2009Судя по описанию, Джамбудвипа соответствует Индии и окружающей её Евразии, Апарагояна - Африке, Уттаракуру - Америке, а Пуббавидеха - Австралии.

Насколько я понимаю, есть еще одна версия. Гору (Си)неру ассоциируюют с горами то ли в Гималаях, то ли в Кашмире. Например:
http://www.ancient-buddhist-texts.net/Maps/Map-6-Sineru.htm

Страна Куру - это район современного Дели. Уттара-Куру дословно переводится "верхнее/северное/высшее Куру". Вроде как существовало историческое Уттара-Куру то ли в Северной Индии, то ли на север от Индии (в Средней Азии).
http://en.wikipedia.org/wiki/Uttara_Kuru_Kingdom
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/105289/%D0%A3%D1%82%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0

Таким образом получается, что на юг от такой Синеру была Джамбудипа (Индия), на север - Уттара-Куру (Средняя Азия). Тогда восток Евразии - Пуббавидеха, а запад Евразии - Апарагояна.

Ассаджи

Цитата: Oleksandr от 12:53 27 сентября 2009
Насколько я понимаю, есть еще одна версия. Гору (Си)неру ассоциируюют с горами то ли в Гималаях, то ли в Кашмире. Например:
http://www.ancient-buddhist-texts.net/Maps/Map-6-Sineru.htm

Келаса (Кайлас) - это другая гора:
http://www.palikanon.com/english/pali_names/ku/kelaasa.htm

Цитироватьhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/105289/%D0%A3%D1%82%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0

В том, что выходило за рамки Римской империи, Птолемей просто собрал все доступные сведения из разных стран, зачастую непроверенные  и ненадежные.



По ссылкам я нашел еще один комментарий:

Sinerussa hi heṭṭhimatale dasayojanasahassaṃ asurabhavanaṃ, majjhimatale dvisahassaparittadīpaparivārā cattāro mahādīpā, uparimatale dasayojanasahassaṃ tāvatiṃsabhavanaṃ.

SnA ii.485

Получается, что на нижней части горы Меру находится мир асуров, посередине - четыре великих континента, а на верхней части мир тридцати трех богов. Это хорошо согласуется с санскритскими описаниями:

ЦитироватьМудрец Парашара подробно описал мировую гору. Его рассказ в основном сводится к следующему: в сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар - носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На ее верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На ее нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов. Со всех сторон от Меру располагаются острова или континенты, вытянувшиеся подобно лепесткам перевернутого лотоса.

http://nervana.net.ru/india/meru.htm

Ассаджи

#23
Astronomical or geophysical realities are woven like invisible threads throughout the preceding narrative. For example, the cosmic mountain, Mount Meru, is conceived as the axis of the earth. The Khmers knew the earth was a round sphere moving through space because they had inherited that knowledge from India, where it was first recorded in the sixth century CE. The gods reside at the north celestial pole, including the summit of Mount Meru - the location of Indra's royal palace. The summit has been flattened to accommodate the palace. At the south celestial pole, on the opposite end of Mount Meru, are the asuras. When Mount Mandara is used as a churning pivot, the gods pull the pivot to the north and the asuras pull it to the south, creating a north-south oscillation. This accounts for the north-south oscillation of the sun and moon each year, while the axis of the earth, Mount Meru, remains stable (precession notwithstanding, "stable" is a good descriptive word for the axis in comparison to the oscillation of the sun and moon).

https://web.archive.org/web/20110808212916/http://kaladarshan.arts.ohio-state.edu/seasia/angkor.html

Сергей О.

#24
Кое-что о "географии миров" говорится в Атанатия сутте:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.32.0.piya.html
например (это говорит Вессавана, рассказывая защитный текст Атанатия):
Цитировать32. "Where lies delightful Uttarakuru (the Northern continent), where towers beautiful Mount Meru, there are born men who are selfless and unattached
"Где лежит восхитительная страна Уттара Куру, где возвышается прекрасная гора Меру, там рождаются люди без эгоизма и привязанности..."
(Yena uttarakuruvho [uttarakurū rammā (sī. syā. pī.)], mahāneru sudassano.
Manussā tattha jāyanti, amamā apariggahā.)


Кусярон

Более чем космология, для меня непонятна космогония палийского канона (Агання сутта):
http://www.sacred-texts.com/journals/mon/abudgen.htm

саша_р

Некоторое время назад я спрашивал преп. Тханиссаро Бхикху о буддистской космологии. Привожу свой вопрос и его ответ.

Вопрос. Недавно мне попалась на глаза статья о буддистской космологии. Меня озадачило отсутствие очевидного соответствия между известной нам географией земной поверхности и описанием земных миров (Джамбудвипа, Пурвавидеха и т.д.). Как это расхождение интерпретировать?

Ответ. В палийских суттах последовательно сформулированная космология, как таковая, отсутствует. Космологические мотивы присутствуют в некоторых текстах, но они не являются главной целью этих текстов. Таким образом, когда вы видите явно сформулированную буддистскую космологию, нужно помнить, что она появилась в более поздний период истории буддизма. Даже с самим Палийским каноном нет гарантии, что весь Канон является надежным источником учения Будды. Так как всегда возможны неточности при передаче и развитии Учения, не стоит удивляться тому, что, при попытке составить всеобемлющую "буддистскую" космологию, появятся ошибки. Как говорил Будда, предмет Учения -- страдание и его прекращение. Именно это важнейшее обстоятельство нужно понять без ошибок.

На всякий случай привожу вопрос и ответ по-английски.

Q. I recently have seen an article of the Buddhist cosmology. I am
puzzled by the fact that there is no obvious correspondence between
actual geography of the Earth surface and the Earthly realms
(Jambudvipa, Purvavideha, etc.) described in the article. How do I
interpret this thing?

A. There is no fully articulated cosmology, as such, in the Pali suttas. They hint at parts of a cosmology in some passages, but this is not their main thrust. Thus when you see a fully articulated Buddhist cosmology, it comes from a later period in Buddhist history. Even with the Pali Canon, there is no guarantee that the entire Canon is a reliable record of the Buddha's teachings. Thus, because there is room for error in the transmission and elaboration of the Buddha's teachings, there is no need to be surprised that there might be errors in efforts to map out a comprehensive "Buddhist" view of the world. The Buddha said that his teaching focused on suffering and the end of suffering. That's the important point to get right.

Dhammanu

Здравствуйте.
Если мне не изменяет память, то в Абхидхармакоше описывалось, что существует много миров и каждые со своей горой Меру, со своим Брахмой (Brahma).
Вроде бы эта многомерность начинается после Brahma-loka (мира Брахмы), то есть следующий план существования охватывает несколько нижестоящих. И так по нарастающей.
Есть ли в Палийском каноне что либо подобное.

Есть цитата, в китайском каноне (вроде бы сутра "42 глав сказанная Буддой" к нему относится):
"Будда сказал:
Я вижу царей и знать, как пыль, скопившуюся в трещине;
вижу золото и драгоценности, как обломки черепицы;
вижу тонкие шелковые одежды, как рваные лохмотья;
вижу Большую Тысячу Миров, как горчичное зерно;
вижу Великий Океан, как жир, пачкающий ноги;
вижу Врата Искусных Средств, как средоточие разнообразных сокровищ;
вижу Наивысшую Колесницу, как иллюзорное золотое покрывало;
вижу путь Будды, как блеск перед глазами;
вижу покой дхьяны, как столп Сумеру;
вижу Нирвану, как пробуждение утром после сна;
вижу истинное и ложное, как танец шести драконов;
вижу равновеликое, как Землю Одной Истины;
вижу смену настроения, как дерево в четырех временах (года)."

О каких тысячи мирах идет речь? Опять же, есть ли в Палийском каноне что либо подобное?!

Ассаджи

Здравствуйте!

Цитата: Dhammanu от 22:07 09 декабря 2009Если мне не изменяет память, то в Абхидхармакоше описывалось, что существует много миров и каждые со своей горой Меру, со своим Брахмой (Brahma).
Вроде бы эта многомерность начинается после Brahma-loka (мира Брахмы), то есть следующий план существования охватывает несколько нижестоящих. И так по нарастающей.
Есть ли в Палийском каноне что либо подобное.

В Палийском каноне нет, есть в комментариях:

http://www.palikanon.com/english/pali_names/c/cakkavaala.htm

Просто говорится, что есть много миров с горами в центре (они не вложены).

Брахма, насколько я понимаю, не находится в таком мире.

ЦитироватьО каких тысячи мирах идет речь? Опять же, есть ли в Палийском каноне что либо подобное?!

Насколько мне известно, нет.

Сергей О.

#29
Добрый день,
упоминание о десяти тысячах миров (если я правильно понял это место) есть в ачария-абхута дхамма сутте (сутта о чудесных вещах, МН123). Сейчас, на работе, некогда переводить, просто привожу английскую цитату:
Цитировать'Venerable sir I have heard these words from the Blessed One himself and you acknowledged them. "Ananda, when the one aspiring enlightenment, disappeared from the gods of happiness, and descended into the mother's womb, in the world of gods and men, Maras, Brahmas, recluses and brahmins there arose an immeasurable effulgence transcending the splendour of the gods. Even the dark uncovered recesses between the world systems where the resplendent moon and sun do not shine there arose an immeasurable effulgence transcending the splendour of the gods. Beings born there saw each other on account of that effulgence and knew that there were other beings born there. The ten thousandfold world system shivered and trembled on account of that immeasurable effulgence transcending the splendour of the gods" Venerable sir, this I bear as something wonderful and surprising of the Blessed One
Возможно, об этом же (о десяти тысячах миров) говорится в Дхаммачакккапаватана сутте:
ЦитироватьAyañca dasasahassī lokadhātu saṅkampi sampakampi sampavedhi.
И десятитысячная сфера миров задрожала, заколебалась и сотряслась.

Ассаджи

Доброго времени!

В Палийском каноне есть некие системы миров:

Universal Systems

The Buddha explains that there are three kinds of universal systems:

(a) The universal system of the 1000 lesser worlds- (Sahassi Culanika lokadhatu). It consists of 1000 suns and 1000 moons and 1000 places where there are living beings.

(b)  The twice-a-thousand Middling thousand-fold world systems. (Dvisahassi Majjhimanika lokadhatu) It consists of 1000 sahassi culanika lokadhatus or 1000 x 1000 lesser worlds.

(c)  The thrice-a-thousand Mighty thousand-fold world systems. (Tisahassi Mahasahassi lokadhatu).It consists of 1000 dvisahassi majjhimanika lokadhatus or 1000 x 1000 x 1000 lesser worlds.[4]

     In some places of Pali canonical texts and commentaries, we find a Pali term, dasasahassi lokadhatu, or ten times a-thousand-fold world systems, which we cannot comprehend.[5] The Buddha has mastered in this field of knowledge by his Enlightenment (loko Thatagatena bhisambuddho), and he is also given a epithet lokavidu, or the knower of the universe.

http://www.pabuddhistvihara.net/PUBLICATIONS.html

См. Чуланика сутту:

http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/3-tikanipata/008-anandavaggo-e.html (в конце)


Штирлиц

Возможно Гора Меру и другие объекты буддийской космологии не находятся в нашем пространстве времени? Современные теории квантовой физики (Теория струн) считают возможным существование тысяч параллельных миров,  скрытых измерений и т.п.

По теории суперструн могу порекомендовать книгу "Элегантная вселенная" Грина Брайана.
ЦитироватьГрин затрагивает потрясающее количество тем, излагая их простым и ясным языком без математических выкладок и технических подробностей... Это образец научного повествования. Теория струн — самая захватывающая идея со времен, когда Стивен Хокинг заглянул внутрь черных дыр. Грин излагает ее так, что понять это может каждый. Простым и понятным языком в книге рассмотрены сложные вещи. Очень хорошая научно-популярная книга.

Штирлиц

#32
Цитата: Александр от 07:37 13 января 2011
для домохозяек)?

возможно,
но, к примеру, изложение относительности времени-пространства у Грина изящно и понятно любому, в этом вся прелесть этой книги, в высшей школе с таким простым и понятным изложением я лично не сталкивался.


Olivin

ЦитироватьЕдинственная идея, которую человек может связать с именем Бога, есть идея первопричины, причины всех вещей. И как ни недостижимо и трудно для человека понять, что такое первопричина, он верит в нее...
Первопричина так же как время и бог - категории условные, они придуманы человеком . В природе их не существует. Кстатим, Будда отказывался обсуждать вопросы о происхождении мира и смысле бытия, отвечая на это глубоким молчанием. И это единственно верный ответ на данный момент, как мне кажется. Хотя говорить об этом снова и снова - необходимо. Но это уже не буддизм.

Dhammanu

#35
Цитата: Михаил от 17:07 02 апреля 2011
Если задаться вопросом, а какого вероисповедания был сам Готама, как до, так и после Пробуждения? (такой вот дурацкий вопрос). А ведь ответ такой -он был индуистом. Он признавал Брахму и всех прочих богов, признавал разделение Вселенной на индуистские миры? Да. Он признавал правду вед? Вроде да. Значит, он индуист, а буддизм это индуизм, причем самый правильный. Так вот вопрос мой такой -есть ли какие-нибудь расхождения между знаниями и суждениями, зафиксированными в ведах, и словами Будды? Если ли что-то в ведах, что Будда отрицал?
Вроде бы есть сутта Тевидджа (о познании Вед), там Всеблагой говорит о Ведах.
И к тому же Всеблагой принадлежал к касте Кшатриев, и вряд ли имел дело с Ведами в молодости (до ухода в отшельники, там же было 6 лет поисков)
Да и насчет "Индуистской" космологии - Всеблагой говорил, что он излагает все как есть.
А это не значит, что Всеблагой признавал "Индуистскую" космологию, это значит, что "Индуистская" космология, впринципе, является более-менее истинной, по отношению к действительности.
Как то так.

Михаил

#36
ЦитироватьА это не значит, что Всеблагой признавал "Индуистскую" космологию, это значит, что "Индуистская" космология, впринципе, является более-менее истинной, по отношению к действительности
То есть, более-менее признавал "индуистскую" космологию. Вот очень меня интересует вопрос насчет "менее", что в ней он не признавал. В Тевидждже об этом ничего не говорится.


Ассаджи

Цитата: Михаил от 16:34 09 апреля 2011
ЦитироватьА это не значит, что Всеблагой признавал "Индуистскую" космологию, это значит, что "Индуистская" космология, впринципе, является более-менее истинной, по отношению к действительности
То есть, более-менее признавал "индуистскую" космологию. Вот очень меня интересует вопрос насчет "менее", что в ней он не признавал. В Тевидждже об этом ничего не говорится.

Разница прежде всего в практике - Будда отрицает жертвоприношения и поклонение:

61. В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: устанавливая благоприятное время для введения новобрачной в дом, выдачи дочери замуж, мирных переговоров, вражды, взыскания долгов, раздачи денег; вызывая колдовством счастья, вызывая несчастье, вызывая выкидыш, сковывая язык, смыкая челюсти, заговаривая руки, заговаривая уши, вопрошая зеркало о будущем, вопрошая девушку, вопрошая божество, почитая Солнце, почитая Великого [Брахму], извергая огонь изо рта, призывая Сири, – он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни. Это и есть часть его нравственности.

http://dhamma.ru/canon/dn/dn02.htm

Отношение к Брахме в суттах довольно ироничное:

81. И вот, Кеваддха, вскоре ему открылся великий Брахма. И вот, Кеваддха, этот монах приблизился к великому

Брахме и, приблизившись, сказал великому Брахме: "Где же, достопочтенный, уничтожаются без остатка эти четыре великих элемента, а именно: элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха?"

Когда, Кеваддха, так было сказано, великий Брахма так сказал этому монаху: "Я, монах, – Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего".

82. И вот, Кеваддха, этот монах во второй раз сказал великому Брахме: "Я не спрашиваю этого, достопочтенный: "Являешься ли ты Брахмой, великим Брахмой, победоносным, непобедимым, всевидящим, всесильным, владыкой, творцом, созидателем, наилучшим устроителем, повелителем, отцом бывшего и будущего?" Вот, что я спрашиваю, достопочтенный: "Где же, достопочтенный, уничтожаются без остатка эти четыре великих элемента, а именно: элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха?"

И вот, Кеваддха, великий Брахма во второй раз сказал этому монаху: "Я, монах, – Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего".

83. И вот, Кеваддха, этот монах в третий раз сказал великому Брахме: "Я не спрашиваю этого, достопочтенный: "Являешься ли ты Брахмой, великим Брахмой, победоносным, непобедимым, всевидящим, всесильным, владыкой, творцом, созидателем, наилучшим устроителем, повелителем, отцом бывшего и будущего?" Вот, что я спрашиваю, достопочтенный: "Где же, достопочтенный, уничтожаются без остатка эти четыре великих элемента, а именно: элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха?"

И вот, Кеваддха, великий Брахма взял этого монаха за руки, отвел в сторону и так сказал этому монаху: "Вот, монах, эти боги, принадлежащие к свите Брахмы, считают так: "Нет ничего, что не видно Брахме; нет ничего, что не известно Брахме; нет ничего, что не испытано Брахмой". Поэтому я не отвечал в их присутствии. И я тоже не знаю, монах, где уничтожаются без остатка эти четыре великих элемента, а именно: элемент земли, элемент воды, элемент огня и элемент воздуха. Поэтому, монах, ты поступил здесь дурно, ты сделал неправильно, что оставив без внимания Блаженного, отправился в другое место в поисках ответа на этот вопрос. Иди же, монах, и, приблизившись к Блаженному, задал ему этот вопрос, и как Блаженный ответит тебе, – так и считай".

http://dhamma.ru/canon/dn/dn11.htm

Ассаджи

Платон, "Государство":

Световая сфера связует землю и небо наподобие обшивки корабля и пронизывает небо и землю насквозь в виде светящегося столпа в направлении мировой оси, концы которой совпадают с полюсами (см. рис. 1).

http://www.psylib.ukrweb.net/books/plato01/26gos10.htm#24

Ассаджи

Обнаружил перевод Агання сутты в журнале "Буддизм России" (страница 6):

http://www.buddhismofrussia.ru/_journals/buddhism-of-russia-41.pdf