Критическое мышление и Тхеравада

Автор Ассаджи, 09:48 11 марта 2004

« назад - далее »

Ассаджи

Недавно я прошел тренинг "Психология влияния" у Евгения Волкова,
http://www.people.nnov.ru/volkov/training/crit_think_1.html
и заметил глубокие параллели между рекомендуемым им "критическим мышлением" и подходом Тхеравады.

Самым известным тхеравадинским текстом на эту тему является Калама сутта:
http://www.accesstoinsight.org/lib/bps/wheels/wheel008.html

Цитировать"Не следуйте слухам, преданиям, традициям, священным писаниям, логическим умозаключениям, аналогиям, общепринятым точкам зрения или почтенно думая: "Этот монах наш учитель". Но когда вы познаете сами, что эти качества вредны, эти качества заслуживают порицания, эти качества осуждаемы мудрыми, эти качества, предпринятые и исполненные, приводят к злу и страданию, тогда вы должны отказаться от них... И когда вы познаете сами, что эти качества хорошие, эти качества безупречные, эти качества восхваляемы мудрыми, эти качества, предпринятые и исполненные, приводят к благополучию и счастью, тогда принимайте их и следуйте им."

В Калама сутте одним из основных критериев является результат - благополучие и счастье, что напоминает

ЦитироватьКритическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Кроме того, существенной частью буддийской практики является рефлексия действий интеллекта

http://dhamma.ru/canon/mn61.htm

ЦитироватьКогда ты выполняешь действие интеллекта, тебе нужно рефлексировать: "Это действие интеллекта, которое я выполняю, – причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое действие интеллекта, с болезненными последствиями, болезненными результатами?" Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; ... то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда ... то ты можешь продолжать его.

что созвучно:

ЦитироватьКогда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Замечу также, что в Калама сутте в качестве одного из ориентиров рекомендуется мнение мудрых людей. Здесь нужно не выискивание недостатков, а разумный учет мнений сведущих людей. Это находит параллели в:

ЦитироватьКритическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».

Одним из апологетов критического мышления является Карл Поппер

http://www.people.nnov.ru/volkov/psychology/methodology/Tikhomirov_OK_Popper_and_psychology.htm

"Благородное молчание" Будды, его отказ отвечать на метафизические вопросы, находит параллели в

ЦитироватьПодлинный рационализм — это рационализм Сократа, он предполагает осознание ограниченности возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность тех, кому дано знать, как часто они ошибаются и как сильно зависит это их знание от других людей, он предполагает и осознание того, что не следует слишком полагаться на свой разум.

http://ihtik.lib.ru/philsoph/ihtik_1035.doc

Цитировать"Предложения, которые можно отнести к области науки, должны быть такими, чтобы существовала возможность верифицировать их с помощью предложений наблюдения; совокупность таких предложений совпадает с классом всех подлинных или осмысленных предложений".

Кроме того, учение Будды многопланово, открыто, направлено на исследование, точно сформулировано, -- что вписывается в критерии критического мышления на странице
http://socserver.soc.iastate.edu/soc134/keninger/Critical%20Thinking.doc

Оно избегает крайностей догматического и скептического мышления
http://flogiston.ru/projects/articles/bespalov.shtml
и ближе к конструктивно-критическому способу мышления.

Таким образом, хотя критическое мышление не является прерогативой какого-то учения, -- то же учение Будды часто интерпретируют в догматическом ключе, --

ЦитироватьТрадиционный способ мышления имел дело только с конкретными ситуациями. Догматический способ мышления опирается на доктрину, которая применима ко всем вообразимым ситуациям. Его постулаты являются абстракциями, которые существуют за пределами непосредственного наблюдения, часто невзирая на него. Использование абстракций приносит всевозможные усложнения, которых был лишен традиционный способ мышления. Будучи и так далеко не простым, догматический способ мышления может стать даже более сложным, чем критический. Это едва ли удивительно. Поддерживать предположение об отсутствии изменений, не признавая того, что это предположение вообще было сделано, - значить искажать реальность. Необходимо прибегнуть к сложными построениям для того, чтобы добиться некоторого правдоподобия, и за это приходится платить высокую цену в плане умственных усилий и напряжения. Более того, было бы трудно поверить в то, что человеческий ум вообще способен на подобный самообман, если бы история не предоставляла примеров. Кажется, что разум является инструментом, который способен разрешить любые порожденные им самим противоречия, порождая новые противоречия в ином месте. Эта тенденция свободно правит в догматическом способе мышления, поскольку, как мы видели, его постулаты находятся в минимальном контакте с наблюдаемыми явлениями.

http://www.ability.ru/atm/ability-tech/556.html

-- всё же учение Будды созвучно такому способу мышления.

Garmi

Спасибо. Распечатаю, почитаю.

Мне очень интересна эта тема. Есть еще ряд текстов на сайте http://psylib.kiev.ua/

Anonymous

Несколько комментариев.

ЦитироватьКроме того, существенной частью буддийской практики является рефлексия действий интеллекта.
Действием интеллекта будут хорошие или плохие мысли.


ЦитироватьКогда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Как может быть критической мысль по-отношению к мысли? Мысли не видны, не слышимы и не ощутимы. Мысль не может иметь в качестве причины и следствия саму себя. Вы о чем? Быть может речь идет о субъективности, о мненииях, которые каждый из нас имеет, но которое не согласуется с объективными взглядами людей?
Тогда, конечно, преодолеть свое субъективное мнение, и подняться на уровень объективного мнения - это прогресс! :)
Как существует субъективность, если исходить из закона кармы? Субъективность выражается в предрасположенностях, которые вытекают из подчинения нас самскарам.

Цитировать«Критическое» в этом контексте означает «аналитическое».
Конечно, нужно иметь общее возрение, которое позволяет отсечь второстепенное, отвлекающее.

ЦитироватьТрадиционный способ мышления имел дело только с конкретными ситуациями. Догматический способ мышления опирается на доктрину ...
Я бы хотел посмотреть на аналитическое мышление, которое не опирается на воззрение. :)
Перевод слова Учения - это Догма. Догма содержит в себе символ веры.
Догма это не ругательное слово. :)

ЦитироватьКажется, что разум является инструментом, который способен разрешить любые порожденные им самим противоречия, порождая новые противоречия в ином месте. Эта тенденция свободно правит в догматическом способе мышления, поскольку, как мы видели, его постулаты находятся в минимальном контакте с наблюдаемыми явлениями.
Заблуждения возникают от того, что мы пытаемся решить некоторые наши жизненные задачи умственным путем. Заблудившись в субъективности, склонны обвинять объективный подход, не понимая того, что объективный подход возник как взаимное соглашение (согласие) людей с той или иной нормой поведения.