Почему Готама не ушел в Ниббану сразу

Автор Михаил, 23:51 28 февраля 2011

« назад - далее »

Михаил

Здравствуйте, глубоуважаемые форумчане!

Давно меня интересовал вопрос: почему Готама после Пробуждения не ушел в Ниббану, а стал проповедовать Дхамму?  Какова причина?

Известный и распространенный ответ –чтобы научить людей Дхамме, ради блага живых существ, из сострадания к живому –меня не удовлетворяет. Потому что он порождает новые вопросы –какова причина сострадания полностью освободившегося, зачем архату надо учить людей Дхамме, какое ему, архату, свободному от асав, дело до блага или горестей всего живого?

Прочитав те тексты Канона, которые представлены на дхамме.ру, я нашел в комментариях к Махапариниббана сутте  такую фразу:

29. Брахма Сахампати – наивысшее божество мира Брахмы. Он был тем, кто первоначально попросил достигшего благословения Будду обучать мир Дхамме. см. МН 26.


Так вот, уважаемые форумчане, знатоки, скажите, пожалуйста:

Почему Брахма Сахампати попросил Будду обучать людей Дхамме? Зачем ему это было надо?
И почему Будда согласился, какой высший закон повелел ему остаться еще на более чем сорок лет? Какой высший закон повелел ему запустить Колесо?

Edwardb42

Здравствуйте, есть как минимум одна сутта посвященная его просьбе. Наверное вам стоит прочесть её

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn6_1-ayacana-sutta-yu-kan.htm

Михаил

Цитата: Edwardb42 от 00:07 01 марта 2011
Здравствуйте, есть как минимум одна сутта посвященная его просьбе. Наверное вам стоит прочесть её

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn6_1-ayacana-sutta-yu-kan.htm

Спасибо большое! Эту сутру не читал. Иду читать.

Михаил

Цитата: Михаил от 10:29 01 марта 2011
Цитата: Edwardb42 от 00:07 01 марта 2011
Здравствуйте, есть как минимум одна сутта посвященная его просьбе. Наверное вам стоит прочесть её

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn6_1-ayacana-sutta-yu-kan.htm

Спасибо большое! Эту сутру не читал. Иду читать.

Прочитал. К сожалению, в ней ответа на свой вопрос не нашел. Будем читать и искать дальше.

Edwardb42

Брахма попросил Будду проповедовать Дхамму из сострадания. Он не хотел, чтобы в мире опять появилось учение Просветленных.

Сам Будда решился проповедовать          
Дхамму опять же из сострадания. В сутте это упоминается. Никакая высшая сила тут не при чем. Никому не было бы под силу заставить Его.

Меня всегда больше интересовал другой вопрос:
Почему, Будда, обладая совершенной мудростью, сразу не понял, что существуют существа, которых можно учить Дхамме? Почему ему потребовалась подсказка, А точнее просьба?

Ассаджи

ЦитироватьПочему, Будда, обладая совершенной мудростью, сразу не понял, что существуют существа, которых можно учить Дхамме? Почему ему потребовалась подсказка, А точнее просьба?

В Махапариниббана сутте описывается, как Будда не стал делать то, о чем его не попросил Ананда. Как я понимаю, Будда порой не делает то, о чем его не просят.

По поводу всеведения - парадоксы насчет того, чтобы знать сразу всё, хорошо известны и в христианской теологии. Знать сразу абсолютно всё невозможно.

Будда - "знаток миров" в том смысле, что он познает напрямую то, на что направляет познание.
В данном случае, после просьбы Брахмы, Будда осмотрел мир оком Пробудившегося, и тогда увидел существ, способных воспринять Учение.

Михаил

Цитата: Ассаджи от 20:56 01 марта 2011
ЦитироватьПочему, Будда, обладая совершенной мудростью, сразу не понял, что существуют существа, которых можно учить Дхамме? Почему ему потребовалась подсказка, А точнее просьба?


Будда - "знаток миров" в том смысле, что он познает напрямую то, на что направляет познание.
В данном случае, после просьбы Брахмы, Будда осмотрел мир оком Прбудившегося, и тогда увидел существ, способных воспринять Учение.

Как помню из этой сутты, Будда перед встречей с Брахмой думал про себя о Дхамме и ее сложности для постижения в мире людей. Если не ошибаюсь, он рассуждал, что на земле люди  мало способны понять Дхамму (как-то так). Возникает вопрос, тождественный вопросу уважаемого Edwardb42: почему Будда, рассуждая о качествах людей, не обратил в это время на них свое всевидящее око?

Ассаджи

Цитата: Михаил от 21:03 01 марта 2011
Как помню из этой сутты, Будда перед встречей с Брахмой думал про себя о Дхамме и ее сложности для постижения в мире людей. Если не ошибаюсь, он рассуждал, что на земле люди  мало способны понять Дхамму (как-то так). Возникает вопрос, тождественный вопросу уважаемого Edwardb42: почему Будда, рассуждая о качествах людей, не обратил в это время на них свое всевидящее око?

Наверное, для ответа на этот вопрос тоже необходим кто-то с оком постижения.

В Комментарии приводится такое объяснение:

"Но почему его ум склонялся к тому, чтобы жить без треволнений и не преподавать, после того, как он выработал стремление стать Буддой, полностью развил совершенства, и достиг всезнания? Потому что, когда он обдумал это, то ему стали очевидны прочность пороков существ и глубина Дхаммы.

Кроме того, он знал, что если он склонится к жизни без треволнений, то Брахма попросит его преподавать, а поскольку существа почитают Брахму, это вызовет у них желание услышать Дхамму."

Edwardb42

Ассаджи, спасибо за ответы.  :)

В принципе я как-то так и думал.


Михаил

Цитата: Ассаджи от 21:25 01 марта 2011


Наверное, для ответа на этот вопрос тоже необходим кто-то с оком постижения.

Эх, вот бы попасть на консультацию к такому оку, хотя бы на пять минут! Мечта всей жизни!

Цитата: Ассаджи от 21:25 01 марта 2011
В Комментарии приводится такое объяснение:

"Но почему его ум склонялся к тому, чтобы жить без треволнений и не преподавать, после того, как он выработал стремление стать Буддой, полностью развил совершенства, и достиг всезнания? Потому что, когда он обдумал это, то ему стали очевидны прочность пороков существ и глубина Дхаммы.

Кроме того, он знал, что если он склонится к жизни без треволнений, то Брахма попросит его преподавать, а поскольку существа почитают Брахму, это вызовет у них желание услышать Дхамму."

Честно говоря, комментарий в свою очередь вызывает новые вопросы. Получается, какое-то непонятное виляние -чтобы Брахма попросил, надо было принять одно решение, зная при этом, что в конечном счете будет исполнено другое, прямо противоположное. Как то это кажется нелогичным.
А почему бы не прийти к Брахме и прямо не обсудить с ним вопрос преподавания Дхаммы? Если для успеха запуска Колеса нужна была ссылка на Брахму, авторитет Брахмы в качестве поддержки, так Брахма обеспечил бы Будду всей необходимой поддержкой, прямо при разговоре выссказал бы Будде просьбу запустить Колесо. 

Михаил

Мой основной вопрос таков: какова причина сострадания Татхагаты?

Наверное, для многих ответ на него кажется очевидным, даже аксиоматичным. А вот мне, к моему сожалению, так не кажется.

Причина сострадания обычных людей мне еще как-то понятна (не буду утомлять форум своими соображениями), хотя имеющееся у меня объяснение меня тоже не удовлетворяет. А что касается сострадания Будды -полное непонимание.

Вот, Готама достиг полного Пробуждения, полного Освобождения. Он в параниббана сутте говорил Ананде, что он может покинуть этот мир когда пожелает, то есть, он мог это сделать сразу же после пробуждения -1, 2, 3, 4-я джханы, затем сферы, потом назад, потом опять 2-я, 3-я, 4-я джханы и все. Никакой закон Дхаммы его не удерживал. В физике если ничего тело не удерживает, то оно и не удерживается. А вот Будда удержался, значит, что-то его удержало, какой-то высший принцип, закон, правило.

Скажем, меня удовлетворил бы ответ примерно такой конструкции (это не мое воззрение, это просто ничего не значащая модель ответа, приведенная для примера):

Есть архаты, которых после Пробуждения ничего не держит и они уходят в Нирвану. А есть такие архаты, которые, так уж получилось, после Пробуждения не могут уйти в Нирвану, у них появляется, так сказать, антиасава, и исчезнет она только тогда, когда будет запущено Колесо, причем хорошо запущено. Тогда проповедческая деятельность Готамы становится понятной. (но прошу этот еретический бред воспринимать лишь как пример ответа)

И еще вопрос -прочитав тексты Канона, выложенные на дхамме.ру, я не совсем понял, что происходит с людьми, ставшими архатами. Они сразу уходят в нирвану или продолжают существовать до естественной смерти тела, и если последнее, то зачем?

До

Михаил, я считаю, что факторы, которые приводят к буддству, те же факторы заславляют его и давать учение.

Михаил

Цитата: До от 01:25 02 марта 2011
Михаил, я считаю, что факторы, которые приводят к буддству, те же факторы заславляют его и давать учение.

Но факторы, которые приводят к пробуждению, действуют тогда, когда человек еще несовершенен, не достиг освобождения, не выполнил все, что должно свершится. А после Освобождения все то, что ему помогало и побуждало двигаться в жизни "до", ему уже не нужно, как не нужно больше альпинистское снаряжение человеку, завершившему поход. Не нужны в городе веревка, ледоруб, палатка, пуховый спальник.

Я полагаю, в суттах ответ на мой вопрос скрыт и на поверхности не лежит потому, что писали его не боги, а люди, и не при земном существовании Татхагаты, а много после его параниббаны.

В христианстве есть утверждение, которое в христанских общинах сомнению не подлежит, там сказано касательно составления Нового Завета: на соборе, который принимал и утверждал канон, был Святой Дух, который направлял мысль святых отцов, и поэтому принятый Новый завет абсолютно верный, там, как в Торе, нет ни единой лишней буквы, ни единого неверного слова. Но в буддизме я не встречал утверждения, что составление канона как-то контролировалось высшими силами, а значит, в текстах вполне могут быть неточно отражены события из жизни Готамы, неверно переданы некоторые его слова.

И все-таки, многоуважаемые форумчане, ответ на один мой вопрос вы знаете наверняка, просветите, пожалуйста, невежду:

Что происходит с архатами, когда они достигают Освобождения, когда они непосредствено понимают: "Прекращено перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, выполнено подлежащее выполнению, больше не последует здешнее существование"?
Как я из текстов канона понял, они физически не умирают, а продолжают существовать. Верно ли я понял? И зачем они продолжают существовать, когда, судя по словам Готамы, обращенным к Ананде в параниббана сутте, могут сразу же достичь ниббаны?

И еще вопрос: как по русски лучше говорить -ниббана или нирвана?

Ассаджи

Цитата: Михаил от 10:36 02 марта 2011
Но факторы, которые приводят к пробуждению, действуют тогда, когда человек еще несовершенен, не достиг освобождения, не выполнил все, что должно свершится. А после Освобождения все то, что ему помогало и побуждало двигаться в жизни "до", ему уже не нужно, как не нужно больше альпинистское снаряжение человеку, завершившему поход. Не нужны в городе веревка, ледоруб, палатка, пуховый спальник.

Пробуждение совсем не означает превращения в неподвижную статую. Все лучшее в человеке сохраняется, - сострадание, доброта, мудрость, знание. Будда как раз отличался великим состраданием (маха-каруна).

ЦитироватьЯ полагаю, в суттах ответ на мой вопрос скрыт и на поверхности не лежит потому, что писали его не боги, а люди, и не при земном существовании Татхагаты, а много после его параниббаны.

Сутты тщательно сохранялись уже при жизни Будды, и сразу после ухода Будды, на Первом соборе, их сохранению было уделено первостепенное внимание. Именно благодаря этому тексты и сохранились в таком объеме и качестве.

По этому поводу есть темы:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=730.0
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=189.0

ЦитироватьВ христианстве есть утверждение, которое в христанских общинах сомнению не подлежит, там сказано касательно составления Нового Завета: на соборе, который принимал и утверждал канон, был Святой Дух, который направлял мысль святых отцов, и поэтому принятый Новый завет абсолютно верный, там, как в Торе, нет ни единой лишней буквы, ни единого неверного слова. Но в буддизме я не встречал утверждения, что составление канона как-то контролировалось высшими силами, а значит, в текстах вполне могут быть неточно отражены события из жизни Готамы, неверно переданы некоторые его слова.

А если бы Вы встретили такое утверждение, то сразу бы поверили, что канон безупречен?

ЦитироватьЧто происходит с архатами, когда они достигают Освобождения, когда они непосредствено понимают: "Прекращено перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, выполнено подлежащее выполнению, больше не последует здешнее существование"?
Как я из текстов канона понял, они физически не умирают, а продолжают существовать. Верно ли я понял?

Да, они продолжают жить.

ЦитироватьИ зачем они продолжают существовать, когда, судя по словам Готамы, обращенным к Ананде в параниббана сутте, могут сразу же достичь ниббаны?

Они уже достигли Ниббаны.

ЦитироватьИ еще вопрос: как по русски лучше говорить -ниббана или нирвана?

Все же несколько точнее говорить "Ниббана", когда речь идет об учении исторического Будды Готамы. Термин "Нирвана" появился гораздо позже, в буддийском гибридном санскрите, и с ним связано много недостоверных представлений.

Михаил

Глубокоуважаемый Ассанжи, спасибо Вам и остальным форумчанам за ответы. Сожалею, что приходится донимать вас "детскими" вопросами, знаете, дети людят доставать взрослых -"а почему солнце светит"


Цитата: Ассаджи от 11:01 02 марта 2011

 

А если бы Вы встретили такое утверждение, то сразу бы поверили, что канон безупречен?

?

Конечно я бы не поверил, но деле же не во мне. Будь где-нибудь в текстах утверждение, что, допустим, Брахма контролировал все заседания первого Собора, это для буддиста дало бы аксиоматическое основание для толкования канонических текстов, а для исследователя буддизма это помогло бы в изучении, дало бы основу для правильной интерпритации текстов.

Кстати, я в Каноне, где-то в каком-то предисловии (все на дхамме.ру), прочитал. что первые тексты Канона были записаны спустя более чем сотню лет после Параниббаны Татхагаты.




Цитировать

ЦитироватьИ зачем они продолжают существовать, когда, судя по словам Готамы, обращенным к Ананде в параниббана сутте, могут сразу же достичь ниббаны?

Они уже достигли Ниббаны.



Если архаты достигли Ниббаны, и пребывают в ней при еще живой телесной оболочке (этого не знал, спасибо еще раз за разъяснение, я думал, что Пробуждение это лишь получение билета в Ниббану, но для достижения самой Ниббаны надо еще с этим билетом войти в зал), то зачем они держатся за свою телесную оболочку, которая для них уже как грязная ветошь в бане?  какой целью?

(эх, вот бы мне понимать то, что понимаете вы!)

Ассаджи

Цитата: Михаил от 13:14 02 марта 2011
Конечно я бы не поверил, но деле же не во мне. Будь где-нибудь в текстах утверждение, что, допустим, Брахма контролировал все заседания первого Собора, это для буддиста дало бы аксиоматическое основание для толкования канонических текстов, а для исследователя буддизма это помогло бы в изучении, дало бы основу для правильной интерпритации текстов.

Первый Собор был созван по инициативе досточтимого Маха-Моггаланы, тексты на нем декламировали досточтимые Ананда и Упали. Для буддиста эти фигуры авторитетнее Брахмы : )

Вот описание Первого Собора:
http://www.enlightenedmind.ru/submenus/early_b/1sobor.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/First_Buddhist_council
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

ЦитироватьКстати, я в Каноне, где-то в каком-то предисловии (все на дхамме.ру), прочитал. что первые тексты Канона были записаны спустя более чем сотню лет после Параниббаны Татхагаты.

Возможно, имеется в виду письменная фиксация, в связи с переходом к письменной культуре в древней Индии и Средиземноморье, и другими обстоятельствами?

Это было сделано в первом веке до нашей эры, в Алувихаре:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=561.msg3749#msg3749

ЦитироватьЕсли архаты достигли Ниббаны, и пребывают в ней при еще живой телесной оболочке (этого не знал, спасибо еще раз за разъяснение, я думал, что Пробуждение это лишь получение билета в Ниббану, но для достижения самой Ниббаны надо еще с этим билетом войти в зал), то зачем они держатся за свою телесную оболочку, которая для них уже как грязная ветошь в бане?  какой целью?

(эх, вот бы мне понимать то, что понимаете вы!)

Об этом лучше спрашивать у самих Арахантов.
Судя по их жизнеописаниям, они занимаются обучением желающих достичь того же.
Кроме того, нужно сказать, что Будда не одобрял самоубийство.

Ниббана - это прекращение страданий, и хотя у Араханта бывают неприятные чувства, связанные с недомоганиями или травмами тела, это так мало по сравнению со страданиями умственной природы, от которых он освободился, что можно сказать, что он пребывает в счастье.

Михаил

Цитата: Ассаджи от 13:43 02 марта 2011



Возможно, имеется в виду письменная фиксация, в связи с переходом к письменной культуре в древней Индии и Средиземноморье, и другими обстоятельствами?


Да, именно письменная фиксация. Устное предание имеет свойство со временем очень сильно искажаться. Хотя, возможно, к учение Готамы это и не относится.


ЦитироватьОб этом лучше спрашивать у самих Арахантов.
Судя по их жизнеописаниям, они занимаются обучением желающих достичь того же.
Кроме того, нужно сказать, что Будда не одобрял самоубийство.

В Новом Завете, который во многих пунктах отвергает Ветхий,  о наказании за самоубийство ничего не сказано (кажется). Но деятели христианской церкви, отчасти из прагматических соображений, утверждают, что за самоубийство человек отправляется прямиком в ад.

Но в Каноне я не увидел, что за самоубийство бывает какое-то наказание, говориться только о том, что это не выгодно, "как если бы сорвать несозревший плод" (когда было бы разумнее дождаться, когда он созреет).  Напротив помню, что какой-то монах никак не мог преуспеть в сосредоточении и решил покончить с собой. Но пробудился как только занес над собой нож. Получается, что если архат решит избавиться от своего тела, то и ни в чем он не потеряет? Ведь повторного рождения у него же все равно не будет.

И еще, очень детский, возможно, неразумный вопрос -есть ли сейчас архаты? Есть ли кто-то в Тхераваде, кто утверждает, что он пробудился?

Ассаджи

Цитата: Михаил от 14:02 02 марта 2011
Но в Каноне я не увидел, что за самоубийство бывает какое-то наказание, говориться только о том, что это не выгодно, "как если бы сорвать несозревший плод" (когда было бы разумнее дождаться, когда он созреет).  Напротив помню, что какой-то монах никак не мог преуспеть в сосредоточении и решил покончить с собой. Но пробудился как только занес над собой нож. Получается, что если архат решит избавиться от своего тела, то и ни в чем он не потеряет? Ведь повторного рождения у него же все равно не будет.

Более подробно и точно эта история c Чханной обсуждается в теме:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=569.0

Араханты не занимаются нарушением этических правил, поэтому такой Ваш вопрос - сугубо гипотетический.

ЦитироватьИ еще, очень детский, возможно, неразумный вопрос -есть ли сейчас архаты?

Не мне об этом судить.

ЦитироватьЕсть ли кто-то в Тхераваде, кто утверждает, что он пробудился?

Для монаха такое утверждение было бы нарушением монашеских правил.
Да и среди мирян не принято о таком заявлять.

До

Цитата: Михаил от 10:36 02 марта 2011
Цитата: До от 01:25 02 марта 2011
Михаил, я считаю, что факторы, которые приводят к буддству, те же факторы заславляют его и давать учение.

Но факторы, которые приводят к пробуждению, действуют тогда, когда человек еще несовершенен, не достиг освобождения, не выполнил все, что должно свершится. А после Освобождения все то, что ему помогало и побуждало двигаться в жизни "до", ему уже не нужно, как не нужно больше альпинистское снаряжение человеку, завершившему поход. Не нужны в городе веревка, ледоруб, палатка, пуховый спальник.
А если цель - помочь людям обрести бессмертие (по-моему примерно такая была у него цель, когда он уходил из дома), то обретя просветление он как раз таки имеет возможность её выполнить. Обретя просветление сам он её ещё не выполнил.


ЦитироватьНо в буддизме я не встречал утверждения, что составление канона как-то контролировалось высшими силами, а значит, в текстах вполне могут быть неточно отражены события из жизни Готамы, неверно переданы некоторые его слова.
В Каноне записаны сутты - речь Будды. А Будда говорил, что хорошо подбирает слова. Плюс, канон составляли просветленные арахаты.

Bahupada

Цитата: Михаил от 13:14 02 марта 2011
Если архаты достигли Ниббаны, и пребывают в ней при еще живой телесной оболочке, то зачем они держатся за свою телесную оболочку, которая для них уже как грязная ветошь в бане?  какой целью?

Благородную Сангху монахов Будда называл "непревзойденным полем заслуг для мира". Это может быть одной из причин того, почему архаты не сразу уходят в нирвану без остатка. Хотя такие случаи тоже в каноне фиксируются. В Удане можно найти эпизод, когда архат "сжигал" свое тело за счет воздействия на стихию огня и не оставалось от него ни пепла ни сажи.

Эпизод с Брахмой Сахампати, даже если понимать его просто аллегорически, может подчеркнуть ту глубину истины, которая открылась Будде после пробуждения и заставила его склониться к уединению и отшельничеству, а не к проповеди, а так же то невероятное благо, которое получил мир от этого краткого мгновения, когда Будда решил проповедовать и не "скрывать" Дхамму.