На что однонастроено самадхи

Автор Ассаджи, 10:11 04 марта 2010

« назад - далее »

Ассаджи

Цитата: intayoue от 08:39 04 марта 2010
в чем разница между Шамадхой и Саммадхи

ШАМАДХА  (шимэ, дхьяна и т.д.) -  объект сосредоточения чтото одно ?  (По ходу где предел разнообразия этого  одного, ведь одно может быть совсем чтото одно, вроде точки,  а может, например эта точка пульсировать и это тоже будет чтото одно, но уже  немного меняющееся. )

Вы тут говорите о понятиях тибетского буддизма, которые не являются предметом обсуждений на этом форуме.

Родственное палийское слово "саматха" означает "успокоение", или даже "примирение". В контексте медитативное практики - это способность успокаивать ум.

Об этой способности можно прочитать в Самадхи сутте:

"Ум нужно стабилизировать таким образом ... успокаивать таким образом ... объединять таким образом ... сосредоточивать таким образом".

http://dhamma.ru/canon/an4-94.htm

ЦитироватьА если говорить  о sammadhi - глубоком сосредоточении, здесь не обязательно "чтото одно", как в шаматхе  ?
Здесь все что угодно ? Это общее понятие для глубокой сосредоточенности ?
если полностью сосредоточен  на чемто НЕ ОДНОМ (например смотрю видео)
то это будет уже не shamadha, но sammadhi ?

Самадхи - это по определению состояние однонастроенности ума (читт-экаггата).

Далеко не все предметы способны таким образом целиком окрасить всё восприятие.
Есть список из сорока предметов, подходящих для сосредоточения.
Наверное, самый известный из них - дыхание.

Ассаджи

Цитата: intayoue от 17:42 04 марта 2010
как в Тераваде называется однонаправленное сосредоточение на чемто одном (точке, дыхании)

Пожалуй, никак.

В самадхи ум расширяется с настройкой на что-то одно, а не суживается до точки.

Цитироватькак в Тераваде называется  сосредоточение на чем угодно, любой роботе (когда очень сильно увлекся, допустим игрой) когда полностью охвачен каким нибудь занятием и находишься здесь и сейчас

Специального названия нет. Хотя в принципе состояние сильной поглощенности тоже можно назвать джханой:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=696.0

Ассаджи

#2
Цитата: suay от 17:01 17 марта 2010
я задавал вопрос на других форумах, что дает сосредоточение на одном объекте

как вы считаете, правильно ли это

Этот форум все же посвящен традиции Тхеравада. Я не вижу особого смысла в заочных спорах с участниками других форумов.

Ключевая характеристика самадхи - просторность ума (mahaggata citta).

Superior human states. The Vibhanga lists a large number of superior human states that the Commentary classifies into two broad categories: mahaggata dhamma, those related to the practice of meditative absorption; and lokuttara dhamma, those related to the absolute eradication of the mental fetters that bind the mind to the cycle of rebirth.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch04.html

Сосредоточение на какой-то одной малой вещи, может в краткосрочной перспективе способствовать развитию умелых качеств. Но при длительной практике может получаться суженность ума (санкхитта читта).

Это может приводить к разного рода трансовым состояниям, не пригодным для развития мудрости. А главным предназначением самадхи является последующее развитие мудрости (пання).

Поэтому важно постепенно расширять охват внимания, как это описывает, например, досточтимый Тханиссаро:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm

Ассаджи

#3
Цитата: suay от 01:01 18 марта 2010
так что продвинутый буддист может со временем отказаться от сосредоточения на одном объекте, если это сужает ?

Тут важно определиться с тем, что имеется в виду под объектом сосредоточения.

Сосредотачиваются не на вещах - точках, свечках, носах, животах, звуках, мантрах и т.д. и т.п. Сосредоточение на вещах мало что дает. И к тому же может приводить к суженности ума.

Сосредотачиваются на опорах сосредоточения (араммана). Таких опор, подоходящих для самадхи, сравнительно немного - в суттах приводится около сорока видов практики сосредоточения.

Возьмем для примера белый цвет. Сосредоточение на нем означает, что все восприятие постепенно окрашивается белым цветом, и практикующий видит белый цвет повсюду вокруг.

Ум при этом просторен, развернут, и однонастроен (экаггата) на белый цвет.

Аналогично с сосредоточением на дыхании, - в качестве опоры сосредоточения тут выступает элемент воздуха (см. по этому поводу Дхаммасангани-Аттхакатха 200). Перцептивный образ элемента воздуха вначале улавливается в месте контакта (например, на кончике носа или над верхней губой), а затем все восприятие окрашивается этим перцептивным образом (нимитта) "воздушности" (как это описано в Вимуттимагге).

То, как это делается на практике, описывается в книге Ачана Ли Дхаммадхаро:
http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Ассаджи

Цитата: suay от 22:37 19 марта 2010
может объектом Шаматхи быть  музыка, любое видео или видео без звука  ?

"Шаматха" - это санскритский термин, из другого течения буддизма.

Если Вы имеете в виду палийский термин "саматха", то это способность успокоения ума. У нее нет "объекта".

Что касается самадхи, то для полной однонастроенности ума (экаггата) подходят лишь некоторые опоры сосредоточения, - прежде всего четыре элемента (в том числе элемент воздуха), и основные цвета.

Музыка, видео, мандалы, и любые другие вещи, как уже говорилось, для самадхи не подходят.

Ассаджи

#5
Цитата: suay от 00:02 21 марта 2010
я не понимаю почему. Если я могу сосредоточиться на дыхании то могу сосредоточиться и на любом МОНОТОННОМ звуке.
Что такое по сути дыхание - однообразный повторяющийся звук.

Слово "самадхи" можно перевести как "собранность (ума)". Ум при этом просторен (махаггата) и однонастроен (экаггата).

Вот, для примера, описание Ирвина Шэттока, с красным (пурпурным) цветом в качестве опоры сосредоточения:

"И вот внезапно больше не осталось никакой проблемы. Эта вспышка прозрения произошла в тот момент, когда я только что поставил стакан вина в пятно солнечного света, падавшего на стол. Ощущение, сопровождавшее этот момент, было таким необыкновенным, что оно и поныне остается свежим в моей памяти, а теперь оно стало помощником в решении, которое так долго от меня ускользало. Насыщенно-красный цвет вина также дошел до меня в особой вспышке, которая была совершенно ошеломляющей по своей красоте. Она полностью поглотила меня и завладела всеми моими ощущениями. То было мгновенное проявление чистого, захватывающего дух экстаза, невероятно возбуждающего и приносящего глубокое удовлетворение. Цвет, пропитавший все мое существо, был в огромной степени живой силой, и я изливал сердце в благодарности и в то же самое время содрогался от страха, что это ощущение, возможно, оставит меня.

Не имею представления о том, как долго я сидел, глядя на вино. Но вот как-то сразу вместе с чувством огромной утраты я опять увидел перед собой стакан вина, отбрасывающий на скатерть круги красного цвета. И хотя в это мгновенье у меня в уме не было ничего, кроме цвета, этого ярко-алого тона, оттенок которого я никогда не забуду, - сразу же после этого я понял, что теперь нашел решение вопроса "или-или", которого так долго был не в состоянии понять. Оно ни в коей мере не было результатом работы ума; однако я знал, что больше не осталось никаких затруднений в понимании двух подходов, столь разных в понятиях, каждый из которых так неверно истолковывался другим. Уверенность пришла не тогда, когда я размышлял о проблеме, и уж конечно, она не была результатом какого-то предыдущего сознательного исследования. Я просто неожиданно узнал, что мне нужно всего лишь выйти из мыслей, которые приходилось подбирать и внимательно рассматривать, - и дихотомия рассеется. Это неожиданное приобретение было следствием напряженных попыток не разрешать никаких абстрактных проблем; но само приобретение не имело ничего общего с тем, что я искал."

http://dhamma.ru/lib/authors/misc/shattock/txt06.htm

Что касается практики памятования о дыхании (анапанасати), то, как объясняется в Дхаммасангани-Аттхакатхе, 200,

(см. http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4218#msg4218 )

джхана в ходе этой практики - это вариант практики сосредоточения на элементе воздуха.

Если в ходе практики настраиваться на такие явления, как звук дыхания, или ощущения и чувства в месте касания воздуха, то самадхи не получится.

А если настраиваться на сам элемент воздуха, воспринимаемый черех касание, то можно достичь однонастроенности ума на элемент воздуха. При этом все восприятие окрашивается элементом воздуха, и тело ощущается как "воздушное".

Звук не дает такой возможности полностью окрасить всё восприятие.

Какой-то составной предмет, имеющий много цветов, и состоящий из нескольких элементов, тоже не дает возможности полностью и устойчиво настроить ум на что-то одно.

Или, вот, например, есть такая практика, как различение четырех элементов (воздуха, воды, земли и огня). Она может привести лишь к предварительному сосредочению, поскольку в ходе этой практики ум постоянно переключается с одного элемента на другой. А сосредоточение на каждом из этих элементов в отдельности может привести к полному развитию сосредоточения, то есть ко всем четырем джханам.

До

Интересно, а махасатта, это просторное существо?

Ассаджи

#7
Цитата: До от 10:04 23 марта 2010
Интересно, а махасатта, это просторное существо?

По поводу просторности есть тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=426.0

А если Вас действительно интересует термин "махасатта", то его можно обсудить в разделе по языку пали.

Ассаджи

Цитата: suay от 14:26 24 марта 2010Получается что сосредоточение на одном объекте должно выполняться с усилиями, нужно как бы бороться, все время удерживая внимание. Но правильно ли это. Мне кажется, что все должно выполняться легко и без напряжения. Нужно ли прилагать  усилия, удерживая внимание на объекте ?

В предварительном сосредоточении (упачара самадхи) нет устойчивости. Это похоже на то, как человек прыгает, дотягивается до турника, но снова срывается. Так и практикующий сбивается с настройки (нимитта) сосредоточения.

Устойчивое сосредоточение (аппана самадхи) удерживается во многом само собой.
Человек как бы висит на турнике, крепко за него ухватившись.

Но надо еще знать, где есть такой турник, и как за него браться, - прыгание на месте просто так разве что развивает мышцы ног.

Zom

Определенное усилие конечно должно прилагаться для сосредоточения. А когда оно станет устойчивым, тогда, видимо, усилия можно будет либо ослабить либо вообще отбросить. Есть ещё интересная сутта о том что когда загрязнения вымываются из ума, ум сосредотачивается с лёгкостью сам, без усилий.

Ассаджи

Цитата: Balabust от 13:37 25 июля 2017
Вот вы ведь сами пишите "Такая полная однонастроенность ума важна для решения многих практических задач очищения ума. В двух словах скажу, что однонастроенность дает возможность, во-первых, приостанавливать пороки, лишая их подпитки, и во-вторых, устранять их, благоприятствуя развитию мудрости."
Помоему это сосредоточение есть на каком то обьекте ментально или нет.

При таком понимании возможны недоразумения в практике.

Под словом "объект в русском языке" обычно имеют в виду нечто внешнее:

ЦитироватьОБЪЕ́КТ, объекта, муж. (лат. objectum - Предмет) (книжн.).
1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). «Совпадение мысли с объектом есть процесс.» Ленин.
2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека. Объект исследования. Наметить объекты строительства.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/897158

а опора (араммана) для развития  собранности ума, - это умственное представление (нимитта).

Практикующий вначале улавливает это представление с помощью внешнего предмета, но потом может продолжить практику и без внешнего предмета, с помощью уловленного представления.

Знать это тонкое отличие важно для того, чтобы продвигаться в практике.

sergey_os

Вообще-то слово "объект" совершенно не обязательно означает "вещь", материальный предмет. В философии известна дихотомия субъект-объект. А Википедия пишет о понятии:
ЦитироватьОбъект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). Это нечто может существовать как в реальной действительности, так и в вымышленном мире; а объектом может быть и сам субъект.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82

Там же:
ЦитироватьОбъект исследования — главное поле приложения сил учёных, работающих в некоторой сфере науки.
А объектом исследования могут быть отнюдь не только предметы, но и например социальные отношения, какие-либо процессы, природные, психические, социальные и т.д., и другое.


Ассаджи

Цитата: Сергей О. от 13:16 11 июня 2018
Вообще-то слово "объект" совершенно не обязательно означает "вещь", материальный предмет.

Само собой разумеется. Однако мы переводим не для философов. Обычные люди понимают "объект" как вещь, о чем и говорится в вышеприведенной статье из словаря Ушакова.

И всё бы ничего, но это приводит к перекосам в тренировке ума. Люди всерьез созерцают вещи, что, конечно, заводит их в тупик.

Вирагананда (Virāgānanda)

#13
Полностью согласен с Ассаджи - так это и происходит на практике. При развитии самадхи, при достижении джхан - именно расширенное состояние ума, а никак не суженое.

Хотел бы немного дополнить:
Если говорить о джхане, то в джхане есть возможность "сузить" ум, сделав его настолько тончайшим и сконцентрированным, чтобы проникать в глубинную суть исследуемого объекта, процесса, явления и т.п. Но, тут же, этот как-бы "одноточечный" ум снова становиться расширенным за счет прозрения в суть исследуемого объекта. Точнее он становиться еще более расширенным, просторным, сияющим и освобожденным, чем был до сужения в "одну точку".

Как это может происходить на практике? Вот например описание одного моего медитативного опыта, когда в состоянии глубокого сосредоточения я сузил внимание настолько, чтобы проникнуть в суть рупы ("физической формы", "физического тела"). Тогда я обнаружил, что это казавшееся таким цельным и постоянным тело состоит просто из пустоты, в которой возникают и исчезают мельчайшие частицы с разным уровнем вибрации и разного качества. Перенаправив внимание с тела на окружающие предметы (естественно, не открывая глаз - это было просто невозможно, а непосредственно воспринимая их умом), оказалось, что и казавшаяся такой твердой материя также состояла из пустоты с возникающими и исчезающими частицами другого уровня вибрации и другими качествами, чем физическое тело. Пришло прозрение в то, что суть формы, суть материи - это просто пустота, в которой возникают и исчезают непостоянные безличные частицы, это просто безличный постоянно изменяющийся процесс. Это привело к  очищению и расширению ума до состояния восприятия фундаментальной сути всего материального мира.
Сложно все это описать словами. Пытаешься описать, и понимаешь, насколько описание получается примитивным и грубым.
Угасание, Прекращение, Ниббана

Вирагананда (Virāgānanda)

Цитата: Ассаджи от 10:12 18 марта 2010
Сосредотачиваются на опорах сосредоточения (араммана). Таких опор, подоходящих для самадхи, сравнительно немного - в суттах приводится около сорока видов практики сосредоточения.

Возьмем для примера белый цвет. Сосредоточение на нем означает, что все восприятие постепенно окрашивается белым цветом, и практикующий видит белый цвет повсюду вокруг.

Ум при этом просторен, развернут, и однонастроен (экаггата) на белый цвет.

Аналогично с сосредоточением на дыхании, - в качестве опоры сосредоточения тут выступает элемент воздуха (см. по этому поводу Дхаммасангани-Аттхакатха 200). Перцептивный образ элемента воздуха вначале улавливается в месте контакта (например, на кончике носа или над верхней губой), а затем все восприятие окрашивается этим перцептивным образом (нимитта) "воздушности" (как это описано в Вимуттимагге).

Хотел бы еще в качестве примера привести свой опыт, который впрочем я уже здесь частично описывал:

При восприятии белой касины, ты замечаешь белый цвет в тех вещах, в которых раньше никогда бы не заметил (не став их целенаправленно и пристально изучать). Например, при взгляде на песок, ты замечаешь присутствующие в нем мельчайшие песчинки белого цвета, которые воспринимаются как белые светящиеся искорки. Куда бы ты не взглянул, ты замечаешь малейшие вкрапления этого белого цвета и этот белый цвет воспринимается очень ярким, интенсивным. Это происходит за счет того, что белый цвет подсвечивается твоим вниманием окрашенным в белый цвет.

При восприятии бесконечного пространства, я смотрел на людей, на предметы, но воспринимал их как второстепенные объекты, воспринимая прежде всего бездну бесконечного пространства. Что бы я не делал - практически всегда это восприятие бесконечного пространства поглощало мое внимание, окрашивая этим ощущением все, с чем приходилось контактировать, все процессы в которых участвовал.

При восприятии элемента земли я воспринял качество твердости, устойчивости. На что бы я не направил внимание, воспринималось именно это качество твердости. Т.е. предметы, тела людей, они как бы расщеплялись на составные части и воспринималось в них прежде всего это качество твердости (той или иной степени).
Угасание, Прекращение, Ниббана

Balabust

Знаете я думаю что даже просто однонастроенное размышление о Дхамме(размышления о Дхамме без отвлечения на другие темы) уже как бы и самадха  и випассана.
Такой способ  ведет к освобождению мудростью.

Evgeний

Цитата: Balabust от 21:09 25 мая 2019
Знаете я думаю что даже просто однонастроенное размышление о Дхамме(размышления о Дхамме без отвлечения на другие темы) уже как бы и самадха  и випассана.
Такой способ  ведет к освобождению мудростью.
А возможно что бы, не размышление с не отвлечением вели к освобождению?

Саян

А можно ли быть однонастроенным не только на цвет или качество воздуха-земли-огня и при этом пребывать в джанне? Например:

Симпатическая однонастроенность - нерушимая внимательность ко всему в рамках одной зоны, готовность немедленно реагировать. Внимательность охотника, возбуждение locus coeruleus, адреналиновость. Зрение четкое, раздельное, можно чувствовать биение каждой артерии.

Однонастроенность на секс - сексуальные мысли особенно яркие, отзывчивые. Любой объект либо обладает сексуальными качествами, либо напоминает образ партнера по сексу. Высокая доброжелательность, качественная метта от сердца.

Парасимпатическая однонастроенность - очень широкое, но притупленное внимание. Способность продолжительно удерживать внимание без усилий. Отмечаются малейшие движения кишечника и ощущения на коже, но не чувствуется сердцебиение.

Ассаджи

#18
Цитата: Саян от 13:01 29 февраля 2020
А можно ли быть однонастроенным не только на цвет или качество воздуха-земли-огня и при этом пребывать в джанне?

Да, встречается много разнообразных вариантов однонастроенности, но такие джханы мало подходят для целенаправленного и планомерного очищения ума.

Опоры наподобие элементов воздуха, земли и огня подходят для окраски восприятия во всех направлениях - при настройке они избирательно распознаются везде.

Подобно тому, как при  закраске экрана однородным цветом можно выявлять битые пиксели, так и при настройке на подходящую "элементарную" опору можно выявлять застрявшие представления, и развивать пластичность психики.